Развивающее занятие по профориентации 9 класс «Кем быть? Или выбор будущей профессии»

7
1
Материал опубликован 31 October 2018 в группе

Развивающее занятие по профориентации 9 класс

«Кем быть? Или выбор будущей профессии»

Возраст и класс: 14-16 лет; 9 класс.

Цель занятия:

- формирование оценочной компетенции;

- оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:
- формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
- активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
- вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
- формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Необходимые материалы: Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, рекомендации в выборе учебного заведения.

Ход занятия:

Вводная часть.

Теоретический материал:

Кто я?

Профессиональный план

Многообразие мира профессий

Пути получения профессионального образования

Просмотр видеосюжета «Кем быть», обсуждение, оценка ситуации.

Оценка выбранных учащимися профессий по различным признакам

Выбор группы в зависимости от выбранной профессии, формирование групп по методике Климова.

Викторина «Угадай профессию»

Работа с рекомендациями по выбору учебного заведения.

Основная часть.

1)Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».

2)Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я».

3)Профессиональный план. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.

4)Интересы и склонности, возможности личности. К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие.

5)Многообразие мира профессий.

Разделение труда. Общее разделение: промышленность, сельское хозяйство, торговля, здравоохранение, просвещение, культура и др. Частное разделение: промышленность на добывающую и обрабатывающую. Единичное: цехи, участки, бригады и т.д.

Функциональное разделение труда. В рамках единичного происходит функциональное разделение труда: основные и вспомогательные группы работников. Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. А профессии, в свою очередь, делятся на специальности и т.д.

Классификация профессий по Климову. Ориентировать в мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей.

Профессиограмма и псхограмма профессий. Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д.

Пути получения проф образования. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие проф образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (нач. общее, осн полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях, поможет эта таблица.

Просмотр видеосюжета «Кем быть», обсуждение, оценка ситуации.

Оценка выбранных учащимися профессий по различным признакам

Выбор группы в зависимости от выбранной профессии, формирование групп по методике Климова.

Викторина «Угадай профессию»:

  1. игровая разминка «Придумай профессию» на буквы:

    игра «Угадай профессию». Изобразить следующие профессии:

повар, врач, швея, плотник, пилот, художник, учитель, пожарный, фотомодель

  1. игра «Самая-самая».

Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;

Самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе;

Самая денежная – банкир, проф теннисисты, боксеры, модели;

Самая волосатая – парикмахер;

Самая детская – воспитатель,, педиатр, учитель;

Самая смешная – клоун, пародист;

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник;

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог;

Самая опасная – сапер, каскадер;

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь

Тест для начинающего миллионера

При растущих темпах внедрения рынка не исключено появле­ние новых миллионеров. Попробуйте узнать, есть ли у вас спо­собность делать миллионы.

Вопросы 1. Каким способом легче всего делать деньги:

а) много работать, быть хорошо информированным, риско­вать и, конечно же, вкладывать имеющиеся деньги в дело;

б) надеяться на «дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее;

в) постепенно делать карьеру, пройдя все ступени вплоть до руководящей, или же заняться политикой?

2. Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас самую большую улыбку?

а) Дональд Дак;

б) Густав Ганс;

в) Догоберт Дак.

3. Какой размер прибыли может, по вашему мнению, побу­дить богатейших людей мира заключить сделку?

а) от 0,5 млн. до 1 млн.;

б) до 10 млн.;

в) десятки миллионов и выше.

4. С каким из этих высказываний вы согласны?

а) чем больше денег, тем больше удовольствия;

б) деньги означают власть;

в) деньги вызывают много зависти.

5. Известна ли вам так называемая игра «по письму»? Вы кладете в конверт небольшую сумму, ищите жертву, которая также платит, и в конечном счете ваше капиталовложение воз­вращается к вам в многократном размере. Какую роль вы гото­вы при этом играть?

а) не участвовать;

б) участвовать и зарабатывать при этом;

в) быть инициатором игры.

6. Придаете ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в разделе «Светская жизнь» в различных газетах?

а) я был бы очень этому рад;

б) нет;

в) обо мне и так часто пишут.

7. Каким способом можно выигрывать на скачках?

а) рисковать высокими ставками;

б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;

в) купить лошадь-победитель.

8. Кто, на ваш Взгляд, имеет наибольший шанс быстро и надежно стать богачом?

а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен;

б) адвокат, врач, маклер, политик;

в) глава фирмы, издатель.

9. Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?

а) я готов ссудить своих приятелей деньгами. Когда-нибудь и они дадут мне взаймы;

б) деньги и дружба несовместимы;

в) я готов брать взаймы у друзей, но не давать.

10. Будьте откровенны. Если бы вам удалось стать миллио­нером, наслаждались бы вы этим ощущением?

а) разумеется, я бы наслаждался этим;

б) я бы продемонстрировал свое наслаждение всем тем, кто мне не доверял или смотрел на меня свысока;

в) нет.

11. Куда вложили бы вы свои миллионы?

а) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;

б) в акции и другие ценные бумаги;

в) я сделаю так, как решит моя жена (муж).

12. Если у вас уже есть 2 млн., будете ли вы стремиться за­работать дополнительно?

а) не обязательно мелкую сумму, но от крупной не откажусь;

б) конечно;

в) нет, поскольку мне хватает.

Подсчитайте очки, исходя из следующих данных:

1. а) 6, б) 0, в) 3

2. а) 3, б) 0, в) 6

3. а) 0, б) 3, в) 6

4. а) 6, б) 3, в) О

5. а) 3, б) 0, в) 6

6. а) 0, б) 6, в) 3

7. а) 0, б) 3, в) 6

8. а) 0, б) 3, в) 6

9. а) 3, б) 6, в) О

10. а) 0, б) 3, в) 6

11. а) 3, б) 6, в) О

12. а) 3, б) 6, в) О

Сложите все набранные очки.

Если вы набрали от 0 до 23 очков, то это означает, что лучший спо­соб разбогатеть лично для вас — либо удачно жениться, получить на­следство, либо, наконец, играть в лотерею.

От 24 до 48 очков — богатство связано для вас с трудом. Избегайте финансовых спекуляций. Лучше всего делайте карьеру и займите крес­ло шефа. Даже если это не принесет вам желаемых миллионов, ваша жизнь все равно будет обеспечена в материальном аспекте.

От 49 до 72 очков — у вас самые лучшие шансы когда-нибудь стать миллионером. У вас коммерческий склад ума, вы разделяете деньги и дружбу. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо умножать свое богатство.

Завершающая часть.

Выбирая профессию, нужно задуматься над многими вопросами. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно также обратить внимание на технологические, экономические, педагогические и медицинские характеристики профессий.

Технологические характеристики:

Предмет труда

Цели труда

Средства трудовой деятельности

Трудовые операции.

Действия

Рабочее место специалиста

Климатические условия

Рабочее время

Экономические характеристики:

В каких отраслях используется?

Каков спрос на данную профессию на рынке труда?

В каких пределах изменяется оплата труда среди специалистов данной профессии?

Педагогические  характеристики:

Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?

Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?

Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики:

Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?

Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?

Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

С кем можно поговорить о профессиях? Обратитесь к психологам- профконсультантам; преподавателям профессиональных учебных заведений; специалистам тех профессий, которые Вас интересуют; родителям, родственникам и знакомым.

Хочу сказать несколько слов об ошибках и затруднениях в выборе профессии.

Отношение к профессии, как к выбору «пожизненного пристанища».

Предрассудки чести.

Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.

Перенос отношения к человеку той или иной профессии на самое профессию.

Увлечение только внешней стороной профессии.

Отждествление школьного учебного предмета с профессией.

Устарелые представления о профессиях.

Неумение разобраться в личностных качествах.

Незнание, недооценка своих физических особенностей, недостатков, существующих при выборе профессии.

Малая информация о профессиях.

И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.

Как сказал К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

Использованная литература:

1.Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

2.Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред.Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

3.Михайлевская, Е.А. Использование краеведческого материала для развития познавательного интереса учащихся / Е.А.Михайлевская // Ценностно-ориентированый подход как фактор развития творческой личности школьника (Педагогический опыт в современной школе): Сборник научных трудов / Под ред. проф. Ф.И.Собянина, Э.В.Левченко. – Белгород: Издательство «Логия», 2005. – С. 69-76.

4.Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

5.Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов: Пер. с англ.- М.: ПРИН-ДИ, 1995. – 240 с.

6.Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

7.Уроки нравственности: Книга для учителя. – М.: ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2004. – 256 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Полезный ресурс!

5 January 2019