12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шуянова София Владимировна42
2

«Развивающие карточки для детей» на тему: « Дидактические материалы»

МБДОУ Детский сад № 95

Конкурсная работа

«Развивающие карточки для детей»

на тему: « Дидактические материалы»


Выполнила: Шуянова София Владимировна,

воспитатель.

Г. Владимир

2020


Содержание

1. Введение

Развивающие пособия по Никитину Б. Н. Анализ игры 

2. Основная часть.

2.1.Практический материал. Анализ обучающего и развивающего пособия 

2.2.Плоскостное моделирование. Мозаика 

3.Заключение.

3.1Мои выводы

3.2.Триада. Рекомендации родителям 

4.Список использованной литературы 


Развивающие пособия по Никитину Б. Н. Анализ игры.

Моя педагогическая практика в дошкольных учреждениях началась в 90 - х годах, где не было еще интернета, сканеров и принтеров. В тот период была популярна книга Никитина Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». В ней три раздела: что такое развивающие игры, как играть с детьми, описание разработок автора и создание практического материала своими руками. В основу развивающих игр положены два принципа обучения —это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».

«Каждый ребенок — это уникальный мир! У всех есть прекрасные задатки и таланты, которым надо помочь проявиться и развиться в полной мере».Чем лучше малыш научится видеть закономерности, составлять последовательности логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать не только курс математики, но и другие дисциплины в школе. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций, основанных на логических приемах — сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, конкретизации. Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

Основные понятия: виды мышления, мыслительные операции, качества ума, понятия, суждения, умозаключения, познавательная активность, проблемная ситуация, моделирование, эгоцентризм.

Я тщательно изучила десять правил организации игры. :

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой.

3. Все задания дети должны делать самостоятельно.

4. Успех в самом начале — обязательное условие.

5. У каждого должен быть свой комплект игры.

6. Уберите игру, пусть она стоит на видном, но не очень доступном месте.

7. Оживляйте игру сказкой или рассказом, фантазируйте.

8. Хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

9. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.

10. и еще.. - это те правила, которые вы...найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.

К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главную цель — успешное развитие малыша, рост его способностей — и помня, что игра должна приносить радость. Нельзя брать для начала слишком трудные задания: они могут отпугнуть малыша и тогда сразу все усложнится. Лучше начать с заведомо более легких, которые ему явно под силу. В этом отношении развивающие игры по Никитину Б.Н. облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями — ступеньками, где необходима предварительная работа с детьми, игровая, наглядная практическая деятельность, фронтальная и индивидуальная работа. Современная педагогика рекомендует использовать в работе с детьми формы индивидуализации и дифференциации:

1.Отбор содержания по уровню сложности - планомерное обогащение жизненного опыта детей.

2.Использовать методы:

2.1.Информационно – рецептивный (объяснение) - Показ образца

способа действия – индивидуальный чертеж (макет).

2.2. Репродуктивный (пример) - Показ способа действия (образец).

2.3.Частично – поисковый.

Выбор методов обучения:

Выбор форм учебно – воспитательного контроля.

Опора на зону ближайшего развития (ЗБР): (индивидуальные работы до выполнения).

Использовать различные формы организации учебно – воспитательной работы:

4.1групповая (фронтальная),

4.2 микрогрупповая,

4.3 парная,

4.4 самостоятельная.

5. Дозированная помощь 3 вида:

Осуществляется в форме наводящих вопросов:

5.1 Стимулирующая помощь :

По содержанию, по этапам, по выполненной работе(без указания ошибки).

5.2 Направляющая помощь с наводящих вопросов

По типу конуса (от «широких к более узким») обучаемая помощь

Анализ деятельности.

1. Мотивация – система потребностей, которая может удовлетворится,

есть способ исполнения, есть закрепление.

1.1. Создание предметной мотивирующей средой: создает отношение (возможности развития).

1.2. Опора на потребность к игре: дети – взрослый -3-4 лет.

дети- дети – 5-6 лет.

1.3. Опора на коммуникативные потребности (взаимодействие):

А) преодоление конфликтности.

Б) поддержка отношения со сверстниками.

1.4. Создание ситуации стимулирующих потребность сотрудничества со сверстниками:

А) выполнять вместе.

Б) партнер – взрослый.

И , конечно, нужно учитывать предполагаемые навыки и умения ребенка:

c 3- х летнего возраста ребенок может:

1. Группировать предметы по цвету, размеру, форме.

2.При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

3.Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

4.Определять количественное соотношение двух предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.

5.Видеть разницу в размерах двух предметов по длине(ширине, высоте, величине в целом); показать(называть), какой из предметов большой- маленький, длинный - короткий, широкий - узкий, высокий -низкий или одинаковые.

6.Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглые форму.

7.Понимать смысл слов: впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа, на, над- под, верхняя – нижняя (полоска).

К 4 годам ребенок может:

1.Умеет подбирать цвета, соответствующие цвету предметов.

2.Умеет составлять предметную аппликацию из 2 -4 частей.

3.Умеет создавать простейшую композицию.

4.Умеет составлять из заготовленных геометрических элементов узоры, чередуя их по цвету, форме и величине.

От пяти до шести лет ребенка знакомят:

1.Ознакомление с делением целого предмета на две и четыре равные части,

развитие понимания отношения целого и части.

2.Распознавание геометрических фигур(шара, куба, цилиндра, круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника) в пределах окружающего мира.

В целях закрепления представлений о форме целесообразно проводить дидактические игры: «Что у вас?», «Найди такую же фигуру, но другого цвета», «Подбери нужную фигуру», «Найти лишнюю фигуру», «Назовите что спрятано», «Предмет и форма», «Разложи по форме», «Домино фигур», «Выкладывание узора»; игровые упражнения: «Подбери крышу к дому», «Выложи фигуру», «Что на что похоже». Знание детьми формы геометрических фигур позволяет проводить с ними дидактические игры разной степени сложности, например, «Найди по описанию», «Кто больше увидит?», «Найди такой же узор!, «Найди каждой фигуре свое место», «Подбери по форме», «Выложу форму из фигур», «Дострой фигуру» и др. Дети самостоятельно выкладывают из геометрических фигур различные узоры и предметы: из треугольников — коврик, из квадратов и кругов — автомобиль, из квадратов и треугольников — лодку и более сложные конструкции.

Индивидуализация – это организация учебно - воспитательного процесса, при которой выбор форм, методов, способов, темп зависит от индивидуальных особенностей дошкольников, от их способностей к обучению и «податливости» к воспитательным воздействиям.

Индивидуализация не предполагает учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, а чаще всего ограничивается учетом особенности микро группы детей, сходных по какому – либо комплексу качеств.

Дифференциация – это формирование различных групп на основание каких – либо общих признаков детей.

3 вида: 1. внешняя дифференциация на группы как формы организации обучения.

2. внутренняя дифференциация – это временное разделение детей на микрогруппы.

3. вертикальная – прохождение учебной программы в индивидуально различном темпе.

Практический материал. Анализ обучающего и развивающего пособия.

Сложив все интересные моменты изучения творческой подачи материала, я начала самостоятельную деятельность в разработке дидактических игр.

Экспериментально я склеила пеналы из пустых спичечных коробков по принципу сборки в один ряд (изображение 1). Потом вырезала геометрические фигуры из картона и по 20 штук разложила по ячейкам.

Достоинства:

1. Заготовленный материал удобен в практической деятельности.

2. Способствует творческой самостоятельности малышей для аппликаций.

3. Это творческое пособие, счетный материал.

4.Можно продолжать использовать и в начальных классах при решении математических задач, изучение геометрических фигур, геометрии.

Недостатки:

1. Как счетный материал, бумажные заготовки, мнутся, загибаются.


t1592411801aa.jpg изображение 1

Далее в работе с детьми дошкольного возраста я использовала пеналы с деревянными геометрическими фигурами (изображение 2).

Достоинства:

1. Наличие счетного материала, цифр, знаков.

Недостатки:

1. Фигуры лежат в хаотичном порядке.

2. Нет овала, прямоугольника, шестиугольника.

2. Нет красочного сопровождения, заданий и схем.

t1592411801ab.jpg изображение 2

И в 2000 - х годах появляются в продаже обучающее и развивающее наглядное пособие для детей - это пластмассовые фигуры в пенале , касса цифр и счетных материалов «Учимся считать» (изображение 3).

Достоинства:

1.Все фигуры лежат в отдельных ячейках.

2.Вырезные цифры,знаки.

3.Наличие счетных палочек.

4.Наборы геометрических фигур разного цвета.

Недостатки:

1. Отсутствует овал, так необходимый во многих композициях.

2. Нет красочного сопровождения — заданий.

t1592411801ac.jpg


Изображение 3

Вот мой предложенный вариант разработанных дидактических пособий:

1. Счетная линейка от 1-5 (изображение 4).

2. Логическая цепочка (изображение 5).

3. Геометрическая линейка (изображение 6).

4.Счетный материал с математическими заданиями(изображение7,

изображение 8, изображение 9) .

t1592411801ad.jpg изображение 4

t1592411801ae.jpg

Изображение 5

t1592411801af.jpg

Изображение 6

t1592411801ag.jpg изображение 7


В моем дидактическом материале решение заданий предстает перед детьми не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка из геометрических фигур. Это позволяет сопоставить наглядно задание с решением и самому проверить точность выполнения задания.

Программное содержание:

Цели:

Образовательная:

1.Углублять, расширять и систематизировать представления детей о геометрических фигурах.

2.Развивать геометрическую зоркость детей:

умение видеть форму предмета в целом и его отдельных частей.

3.Учить детей составлять целое из частей.

4.Учить мыслить пространственными образцами (объемными фигурами),

умению их комбинировать, развивать аналитико — синтетическую деятельность детей.

5.Учить соотносить предмет с его формой. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал.

Воспитательная:

Развивать внимание, память, образное мышление;

приобщение ребенка к окружающей красоте,

развитие воображения,

самостоятельности, настойчивости,

умения доводить работу до конца,

воспитывать отзывчивость и доброту.


Плоскостное моделирование. Мозаика.

дети 6-7 лет могут:

1.Моделировать геометрические фигуры, составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник.

2.Конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств.

3. Составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

4. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей.

5. Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

6. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей а предлагаемым алгоритмом деятельности.

Самый ценный мой вклад в разработках дидактического материала к данному геометрическому набору - это мозаика по принципу плоскостного моделирования. Сначала я зарисовывала несложные композиции, чему и обучила детей (изображение 10, изображение 11).

изображение 8

t1592411801aj.jpgt1592411801ak.jpg

изображение 9

Для этого выполнения заданий нужно иметь 2-3 набора, где фигуры разного цвета. Сначала тренировка выполнения идет на карточках, а потом закрепляется практическим путем на вырезных фигурах данного пособия (изображение 10, изображение 11, изображение 12, изображение 13, изображение 14).

t1592411801al.jpg

изображение 10

t1592411801am.jpg

изображение 11


изображение 12

t1592411801ao.jpg

изображение 13

t1592411801ap.jpg

Обучающие задачи:

1.Учить соотносить цвет с его наименованием.

2.Развивать чувство ритма и чувство цвета.

3.Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

А потом я сложила интересные композиции - картинки, написала стихи и оформила изображения в редакторе LibreOffice Draw (изображение 17, изображение 18).

t1592411801aq.jpg

изображение 14


t1592411801ar.jpg

изображение 15

                                                           Мои выводы

Мой дидактический материал, мозаика для детей из геометрических фигур возникли из головоломки, в которой требовалось из нескольких предложенных деталей сложить логическую цепочку, треугольник, квадрат, прямоугольник. Эти выполнения необходимо произвести разными способами, сосчитать фигуры и с ориентироваться на листе бумаги. Получая части и задания, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы «ледокола» надо применять каждый раз со знакомым и более простым заданием.

Эти решения сильно отличаются друг от друга, и почти каждое из них может служить представителем целого класса заданий.

Обучающие и развивающие задачи:

1. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную.

2. Умение находить зависимости и закономерности.

3. Способность к комбинированию, умению создавать новые решения из имеющихся элементов.

4. Умение находить свои ошибки в решение и исправлять их.

5. Пространственное представление и воображение.

6.Способность предвидеть результаты своих действий.

Воспитательные задачи:

В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Структура пособий позволяет сочетать и успешно решать математические задачи из разных разделов программы. Методика дидактического материала не предлагает прямого обучения, способного затормозить и отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности. В мой дидактический материал, в обучающих развивающих играх включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми 3-7 лет. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендую проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Цель:

Создание условий для самостоятельной математической деятельности детей в группе: разработка приемов руководства играми.

Волевые качества у ребенка :

самостоятельность, настойчивость, доводить дело до конца, достижение цели.


Триада. Рекомендации родителям

В своей пед работе в дошкольных учреждениях использую триаду - «педагоги — родители — дети». Приглашаю родителей к творчеству!

На консультациях с родителями объясняю:

«...Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими -то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что -то делать, отличался какими -то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит...» «...Итак, первое условие успеха — улыбка, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. Это очень важное условие творческой деятельности в любой области...».

Рекомендации родителям в совместном обучении с детьми:

1.Склеить пенал из пустых спичечных коробков.

2.Складывать фигуры по образцу от простого к сложному.

3.Выполнять типичные аппликации из картона.

4.Помогать детям зарисовывать творческие замыслы практической деятельности.

5.Предлагать одну фигуру заменить другими составляющими фигурами.

6.Учить перемещать фигуры, переворачивать.

7.Учить делить одну фигуру на составляющие из других фигур.

8.Дополнять изображение.

9.Подобрать или сочинить загадки, стихи к заданиям.

10. Закреплять эмоции успеха в творчестве детей.

« ...Играя в эти игры, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам...Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения в семье..»

С течением времени каждый взрослый, играя с детьми, может приобрести собственный интересный опыт, сделать свои педагогические открытия и, конечно, повысить при этом свое воспитательное мастерство. Значит, не будем

отчаиваться, а будем учиться! Надеюсь, моя информация будет полезна всем, кто занимается воспитанием и обучением детей.

А теоретические разъяснения можно найти и в интернет ресурсах по указанному списку литературы.


Список использованных источников

​​​​​​​ 1. Гурьянова Ю.Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов. Москва, ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. 21 век», 2008. - 241с.

2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва, «Просвещение», 1990. - 160 с.




































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.