Дидактические развивающие карточки для детей дошкольного возраста «В мире звуков»
Дидактические развивающие карточки
для детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Дидактические развивающие карточки предназначены для закрепления понятий «музыкальные» и «шумовые» звуки. Карточки оформлены в виде сердцевины (кружочек) и лепестков цветка. На кружочках изображены символы звуков: нота – музыкальные звуки, балерина – музыкальные звуки, обозначающие танец, барабан – шумовые звуки. На лепестках изображены предметы, объекты, которые могут издавать музыкальные или шумовые звуки окружающего мира (колыбельная мамы, плеск воды и смех детей, звуки рояля или флейты и др.).
Карточки могут использоваться на фронтальном музыкальном занятии и составлять часть занятия, могут использоваться на занятии познавательного цикла или являться формой проведения такого занятия, как дидактическая игра «В мире звуков». Карточки могут использоваться на занятии с группой детей или при индивидуальной работе с детьми, требующими особого или индивидуального подхода.
Дети знакомы со звуками на улице, в природе, музыкальными звуками. Карточки оформлены с целью формирования способности у детей различать особенности звуков, классифицировать их на музыкальные и шумовые, выделять из звукового многообразия тот звук, который важен в данный момент.
Дидактические карточки предназначены для детей 5-7 лет.
Правила использования
Вариант 1.
Карточки раскладываются на полу (столе), дети стоят вокруг карточек-лепестков. Карточки-кружочки у педагога. Педагог подбирает музыкальные инструменты, предметы, аудиозаписи, которые соответствуют изображениям на карточках. В соответствии со звучанием предмета, инструмента дети выбирают карточку-лепесток. Педагог после выбора демонстрирует карточку-кружочек с символическим изображением звука, объясняя детям содержание картинки-символа.
Работа с карточками длится не более 6-7 минут. К каждой карточке-кружочку следует подобрать не более 3-х лепестков, таким образом, на первом занятии дети познакомятся с девятью звуками. Целесообразно подбирать те музыкальные и шумовые звуки, которые детям мало знакомы, с которыми они еще не знакомились (например, звуки кастаньет испанского танца, мелодия на флейте, балалайке, звуки менуэта). Важно дать возможность детям услышать звуки «внутри себя», вспомнить звучание того, с чем дети уже знакомились.
Вариант 2.
Карточки-кружочки раскладываются на полу (столе), карточки-лепесточки раздаются детям, они могут сидеть на стульчиках или стоять вокруг кружочков.
Педагог читает стихотворение
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, ни стука,
Музыкальные есть звуки.
(Е. Королёва)
Педагог использует аудиозапись или реальные предметы (3-5 с), дети, услышав звучание, «обозначают» этот звук карточкой-лепесточком, прикладывая к соответствующей серединке (кружочку). Таким образом, собираются «цветочки».
Вариант 3.
Карточки-лепестки раскладываются по всему пространству пола (стола), дети стоят вокруг карточек-серединок, таким образом, формируются три команды, команда-нотка, команда-балеринка, команда-барабанчик.
По сигналу педагога дети подбирают к своим сердцевинкам соответствующие карточки-лепестки. Задача игроков правильно и быстро собрать «цветочки».
Приложение
Изображение карточек
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Лапина Светлана Александровна