Урок Добра, посвящённый
Международному Дню инвалидов.
(6 класс)
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с инвалидностью.
Задачи урока:
- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;
- формировать представление о том, что люди с инвалидностью могут добиваться значительных успехов благодаря своим личностным качествам.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мини-лекция, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись отрывка из фильма «Жизнь без границ», листы, ручки, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.
Ход урока.
ОРГМОМЕНТ. Обучающимся напоминаются правила работы на уроке:
быть активным;
уважать мнение участников;
быть доброжелательным;
не перебивать;
быть открытым для взаимодействия;
быть заинтересованным;
стремится найти истину;
придерживаться регламента (если это предусмотрено формой работы на занятии);
Мотивация
Дети просматривают фрагмент из сказки Валентина Катаева "Цветик- семицветик"
Учитель: Ребята, как называется сказка? О чем она? Какой фрагмент из сказки вы сейчас посмотрели? Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? ("Цветик - семицветик", момент, когда главная героиня захотела побегать с мальчиком Женей. Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).
Актуализация знаний
Учитель: Что самое главное в жизни человека? (Ответы)
Учитель: Я услышала много ответов от вас, но я думаю, что каждый из здесь сидящих согласится, что Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? (Ответы ребят)
Учитель: Действительно, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Сейчас в нашей школе проходит декада, посвящённая Дню инвалида. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
Учитель: Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
Учитель: Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
Учитель: А вы сами видели когда-нибудь таких людей? (Ответы)
Учитель: Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашем селе таких людей много. Это и взрослые и дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
Учитель: Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)
Учитель: Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
Учитель: Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)
Учитель: И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
Учитель: Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. А порой случается, что человек заболевает, и последствием становится инвалидность.
Учитель: А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям. Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей. Но иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
Практические упражнения
Учитель: Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу встать (5 человек), закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Рефлексия:
Учитель: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).
Учитель: Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
Учитель: А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( Ответы детей)
Учитель: Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
Учитель: Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (Ответы детей).
Учитель: А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе -Эмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)
Учитель: А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.
Учитель: Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Практические упражнения.
Учитель: Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне (2 человека). Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
Учитель: Приглашаю ещё 4 человека. Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.
Рефлексия.
Учитель: Что испытывали? Что хотелось сделать? (Ответы детей)
Учитель: А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют, мечтают, как и вы. (Ответы детей)
Учитель: Как вы понимаете значение слова « мечта?» (Ответы детей)
Учитель: О чем мечтает каждый из вас? (Ответы детей) Как вы думаете, о чём могут мечтать люди с ограниченными возможностями? (Ответы детей)
Учитель: Что нужно, чтобы мечта исполнилась? (Ответы детей)
Учитель: Конечно, чтобы мечта осуществилась необходимо упорно работать и верить в свои силы, несмотря на трудности, которые встречаются на пути к мечте. Я хочу, чтобы вы сейчас послушали один небольшой рассказ о удивительном человеке с невероятной судьбой.
Прослушивание рассказа о жизни Ника Вуйчича.
(Рассказ читает старшеклассник)
Рассказ.
«Ник родился без рук и без ног. Из всех конечностей у Ника имелась только часть стопы, с помощью которой он научился делать многие вещи – ходить, плавать, писать, кататься на скейте. Родители Ника добились того, чтобы их ребенок учился в обычной школе, и Ник Вуйчич стал первым ребенком-инвалидом, обучавшимся в обычной австралийской школе. Нику было очень трудно, он остро переживал одиночество и свое отличие от всего мира, часто думал, зачем же он вообще пришел в этот мир. В возрасте восьми лет Ник попытался покончить жизнь самоубийством – он нырнул в ванну и хотел захлебнуться. Но не смог. Он подумал о родителях, которых он очень любил и которые его очень любили. Он подумал, что родители никогда не смогут простить себе его смерти, всегда будут считать, что это они виноваты в том, что Ник решил уйти из жизни. Он не мог допустить этого. Ник больше никогда не пытался убить себя, но часто думал о своем предназначении в этом мире.
Однажды мама прочитала Нику статью о тяжелобольном человеке, который вдохновлял других людей жить. Эта история глубоко тронула душу Ника. Это был первый шаг в осознании им своего предназначения. Со временем Ник научился все более и более приспосабливаться к своей ситуации. В седьмом классе Ника выбрали старшиной школы – он работал с ученическим советом по вопросам, связанным с благотворительностью и помощью инвалидам.
После окончания школы Ник Вуйчич продолжил учебу и получил два университетских образования – одно бухгалтерское, второе в области финансового планирования.
Однажды, когда Нику было 19 лет, ему предложили выступить перед студентами университета. Его речь должна была занять 7 минут. Уже через 3 минуты выступления половина аудитории плакала. Одна девушка вышла к Нику на сцену и, обняв его, плакала на его плече со словами: «Никто никогда не говорил мне, что любит меня, никто никогда не говорил мне, что я красивая такая, какая есть. Моя жизнь изменилась сегодня». После этого Ник окончательно понял, что нашел смысл своей жизни – и он заключается в том, чтобы помочь другим людям приобрести веру в себя, радость жизни, надежду и воодушевление. В 2005 году Ник получил очень престижную премию в Австралии «Молодой австралиец года». На сегодняшний день Нику Вуйчичу чуть больше тридцати. И этот парень без рук и без ног сумел добиться большего, чем огромное количество людей добивается за всю жизнь.
Ник является президентом благотворительной организации. За 10 лет своих выступлений Ник успел объездить весь мир, рассказывая свою историю миллионам людей, выступая перед самыми разнообразными аудиториями. Во время своих выступлений он часто говорит: «Иногда вы можете упасть вот так» – и падает лицом в стол, на котором сидел. Ник продолжает: «В жизни случается, что вы падаете, и, кажется, подняться нет сил. Вы задумываетесь тогда, есть ли у вас надежда… У меня нет ни рук, ни ног! Кажется, попробуй я хоть сто раз подняться – у меня не получится. Но после очередного поражения я не оставляю надежды. Я буду пробовать раз за разом. Я хочу, чтобы вы знали, неудача – это не конец. Главное – то, как вы финишируете. Вы собираетесь финишировать сильными? Тогда вы найдете в себе силы подняться – вот таким образом». Он опирается лбом, потом помогает себе плечами и встает. Люди в аудитории начинают плакать. Ник рассказывает: «Люди мне говорят: «Как ты можешь улыбаться?». Затем они понимают, что "должно быть что-то большее, чем то, что видно с первого взгляда, если парень без рук и ног живёт более полной жизнью, чем я».
Ника женат и у него двое совершенно здоровых детей.
Своим примером Ник каждый день вселяет веру и надежду в сердца миллионов людей по всему миру».
Учитель: Сейчас, ребята, предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент фильма «Жизнь без границ»
Просматривание отрывка из фильма «Жизнь без границ».
Учитель: А теперь, я хочу , чтобы вы поделились своими впечатлениями от рассказа и просмотренного фрагмента, ваши впечатления? Как вы думаете, что помогло этому человеку стать таким знаменитым? (Ответы детей)
Подведение итогов.
Дети стоят в кругу, педагог предлагает каждому из детей рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал. (Ответы детей)
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет на активную жизненную позицию. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей благодаря своей силе духа и стойкости характера. Они вдохновляют других людей!
Учитель: Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает, спасает от одиночества и душевных ран. Вас я ,друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. После того как ваши сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.
Учитель: Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром. Всего доброго вам!