12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Гужавина58

Реализация дифференцированного подхода на занятиях по робототехнике как условие успешного формирования коммуникативных компетенций обучающихся.

Е.А. Гужавина

МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Согласно целям, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) школа должна формировать универсальные учебные действия и компетенции. Особое внимание в федеральных государственных образовательных стандартах уделяется формированию коммуникативных компетенций в процессе обучения.

Коммуникативная компетентность понимается как интегративная компетентность, ориентированная на достижение практического результата в овладении школьного предмета, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника [1]. Необходимо чтобы обучающийся не просто получал знания в школе, но и умел использовать их на практике. Именно практическая направленность является ключевой темой в контексте реализации ФГОС ООО.

В рамках образовательного учреждения достичь данной задачи возможно на основе реализации дифференцированного подхода в обучении.

Под дифференциацией обучения мы понимаем комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в одновозрастном классе [2].

При реализации данного подхода к обучению учителю необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы каждый ученик был максимально вовлечен в активную деятельность на уроке или внеурочном занятии с учетом его интересов, способностей, уровня интеллектуального развития. Важно учитывать, что дифференциация обучающихся должна носить условный характер, быть гибкой и подвижной, позволяющей подходить индивидуально к каждому ученику. Основная ее задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников посредством успешного освоения содержания образования. Учет этих условий позволит учителю обеспечить качественную подготовку обучающихся на базовом уровне.

При дифференцированном обучении эффективными являются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве и метод проектов.

Обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде [3].

Метод проектов – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемныхметодов, творческих по своей сути [4].

За счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии можно обеспечить развитие коммуникативных навыков обучающихся.

Робототехника является относительно «новым» учебным предметом и преподается в школе либо в форме дополнительного образования, либо при реализации образовательной области «Технология» в основной школе. Уровень подготовки, а также склад мыслительной деятельности каждого ученика индивидуален, в связи с чем трудно добиться усвоения материала всеми учащимися на одинаковом высоком уровне. Ориентация на «среднего» ученика при обучении робототехнике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера, а у отдельных школьников к потере интереса к предмету, порождению безответственности, нежеланию учиться и другое. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия образованности слабых, но и для развития сильных учеников.

В «Академическом лицее № 95 г. Челябинска» в рамках учебного курса дополнительного образования «Легоконструирование и робототехника» с помощью образовательных роботизированных конструкторов LEGO MindStorms EV3 реализован на занятиях дифференцированный подход. Программа курса рассчитана на детей 1-4 классов.

В ходе наблюдения и бесед с обучающимися был выявлено, что они имеют разный уровень подготовки как в области навыков работы с персональным компьютером (ПК), так и в области навыков сборки конструктора. Как следствие, через месяц занятий это привело к снижению интереса к изучению робототехники «отстающими» учениками, а также к ухудшению коммуникации как между школьниками с разным уровнем подготовки, так и между учителем и отдельными школьниками, интерес к занятия робототехникой у которых стал угасать.

Для создания ситуации успеха каждого ученика и поддержания у них интереса к занятиям, мы разработали и использовали в учебном процессе обеспечения дифференцированные задания для детей с разным уровнем подготовки. Для решения первой проблемы – владения навыками работы на персональном компьютере при изучении темы «Возможности 3D конструирования в среде «LegoDigitalDesigner»» учащиеся были разделены условно на две группы:

«знатоки» (умеющие работать на ПК);

«новички» (ранее не работавшие на ПК).

Для группы «знатоки» было предложено задание создать 3D проект в «LegoDigitalDesigner» на тему пятиминутка EV3.

Для группы «новички» предложены задания, позволяющие освоить основные принципы работы на ПК под руководством учителя: как включать/выключать ПК; как найти и открыть файлы; как работать с файлами разного формата; задания по отработке основных команд, используемых при работе с клавиатурой и т.п. После закрепления описанных выше навыков было предложено задание создать 3D проект в «LegoDigitalDesigner» на тему «Цветной куб».

С целью развития навыков сборки при изучении темы «Конструирование на основе конструктора серии LEGO MindStorms» обучающиеся условно также разделились на две группы:

«знатоки» (учащиеся умеющие быстро собирать элементарные детали конструктора и ранее посещавшие кружки Lego);

«новички» (учащиеся сборка деталей конструктора у которых вызывала затруднения).

Для «знатоков» на последующих занятиях мы предлагали осуществить сборку моделей по инструкциям (по выбору школьников): «Одномоторная тележка», «Пятиминутка», «Жук EV3». Учащимся, справившимся с заданиями, предлагалось усовершенствовать разработанные модели, проявив фантазию.

Для группы «новичков» – было предложено собрать модели по более простым инструкциям (по выбору школьников): «Бот с коническим приводом», «Робот одноминутка», «Вентилятор». Для тех школьников, которые выполнили задания, также было предложено усовершенствовать модели. Школьникам была предоставлена свобода выбора в том, с какой модели начинать сборку и постоянно обсуждались с учителем способы улучшения конструкции собранных ими моделей.

В результате использования дифференцированных заданий обучающиеся без опыта работы с ПК приобрели знания и получили необходимые навыки для работы конструктором. Сборка более простых моделей помогла им приобрести навыки понимать инструкции, научиться собирать простых роботов. В результате, они получили удовлетворение от достижения конечного результата: сборки готового робота. Это помогло повысить интерес к работе на занятиях, появилась мотивация к получению знаний и навыков для улучшения конструкции роботов, освоения принципов сборки более сложных моделей. В тоже время, обучающиеся, имевшие навыки по работе с ПК и сборке конструктора, за счет решения более сложных задач сохранили интерес к учебному процессу. Школьники обоих групп стали более активно общаться, обсуждая со сверстниками возможные варианты усложнения созданных моделей роботов, отстаивая аргументировано свое мнение. Все это способствовало развитию коммуникативных компетенций, задаваемых ФГОС ООО.

Таким образом, реализация дифференцированного подхода при изучении курса «Легоконструирование и робототехника» способствовала развитию познавательных интересов школьников, позитивно повлияла на мотивацию к учебному процессу, изменению отношение школьников к занятиям робототехникой и способствовала развитию коммуникативных компетенций.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru /197127 /53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33=(дата обращения: 15.01.2021)

2. Бутузов, И. Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И. Т. Бутузов. – М., 2008. – 65 с.

3. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве Пер. с англ. 3. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001 г. 256 с.

4. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. - Псков: ПГПИ, 2001. - 46 с. - ISBN 5-87854-175-0.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.