Сказка как средство формирования коммуникативной компетенции
Сказка как средство формирования коммуникативной компетенции
Шведова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 39
г. Таганрога Ростовской области
Чтение является главным умением, направленным на самостоятельное познание мира. В силу того, что человек обучается этому еще на дошкольном этапе, он воспринимает чтение как одно из самых простых познавательных навыков. В широком смысле слово «чтение» подразумевает умение объяснять, истолковывать окружающий мир. Говоря о влиянии чтения на формирование у обучающихся коммуникативных компетенций, стоит учитывать, что текст используется практически в основе всех видов лингвистический деятельности. Это может быть как отрывок художественного произведения, так и целое произведение.
Обучающиеся могут читать отрывок текста для улучшения грамматических навыков или с целью поиска нужной информации, но стоит делать этот процесс интересным. Чтение является ведущим методом речевой деятельности обучающихся, позволяющим самостоятельно участвовать в учебно-познавательной деятельности, улучшать умения поиска, обработки и использования информации, повышать языковые навыки и главное формировать коммуникативные компетенции.
Сказка является отличным способом для овладения различными умениями коллективного общения, и прекрасным средством формирования коммуникативной компетенции.
На основе сказки можно построить разнообразные варианты игрового общения.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его культуру общения. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
На уроках литературного чтения использую следующие методы работы со сказкой:
1. Рассказ о сказочных героях.
В класс вносится шкатулка (коробочка, в которой находятся изображения сказочных героев), и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.
2. Пересказ сказки.
Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок.
3. Рассказ сказки по кругу.
Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки.
4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.
Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации.
5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.
Благодаря этой методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам.
6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера.
7. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д.
8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.
9. Создание собственной сказки.
В заключение отмечу, что на уроках дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности, умению общаться.