12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
А. Н. Калашникова90
2

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ БИОАДЕКВАТНОЙ МЕТОДИКИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ БИОАДЕКВАТНОЙ МЕТОДИКИ

Александра Николаевна Калашникова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1 Г. ДОНЕЦКА»»


Данная статья обосновывает использование элементов биоадекватной методики в преподавании с точки зрения реализации основных подходов в образовании, которые прописаны в Государственных образовательных стандартах Донецкой Народной Республики. Автор доказывает целесообразность работы с мыслеобразами на уроках методом сравнения принципов реализации самих подходов и свойств образона.


Новые образовательные стандарты нашей республики сделали актуальными поиск и использование новых методик обучения школьников. Основополагающими подходами согласно Государственным образовательным стандартам Донецкой Народной Республики являются системно-деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный. Их определения даются самими Стандартами, и в дальнейшем они будут использоваться в тех же интерпретациях.

Одним из инструментов реализации новых стандартов, а соответственно и трех указанных подходов, может стать использование образона в системе инновационного школьного образования. Это понятие используется в биоадекватной методике преподавания, разработанной доктором психологических наук Н. В. Масловой, и представляет собой опорный мыслеобраз, так называемое «транспортное средство» доставки учебной информации.

Другими словами, образон играет роль знака, в котором «схвачена» сущность учебного материала, и характеризуется законченным вербально-визуальный видом, максимально раскрывающим изучаемое явление.

Благодаря этим своим особенностям образон позволяет с его помощью решать задачи, поставленные в стандартах, и гарантирует реализацию указанных трех подходов.

В частности, для создания образонов рекомендуется использовать природные символы и образы. Таким образом воплощается индивидуальная ментальность ребенка, основанная на понятных ему культурных образцах и знакомых природных символах. И школьник оказывается защищенным от чужеродной информации, его психика и мозг не страдают от стрессовых перегрузок, свойственных обычному образованию, когда он должен не только воспринять новую информацию, но и усвоить чужеродный для себя способ ее подачи. Именно через это качество образона реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

Кроме того, образон – двухмерен и создается художником, учеником или учителем. Он является визуальной помощью мысли. Это свойство образона позволяет воплотить в обучении требуемый стандартами компетентностный подход. При создании или при расшифровке образона школьники:

- формируют и совершенствуют свое умение учиться;

- развивают свои ключевые и предметные компетентности, в частности: общекультурную, самоборазовательную, художественную, межпредметно-эстетическую и другие.

Выполнение рекомендаций и использование при создании образонов природных образов и символов, свойственных нашему региону, также развивает в рамках указанного подхода социальную, гражданскую и общестоведческую компетенции. Например, уголь на ладони шахтера, который является символом нашего города, может быть символом образона. Уголь созревает и создается самой природой. Так и образон имеет тесную связь со всем естественным. Находясь в земле, без участия человека, уголь не проявляет своих качеств – так и образон без внимательного рассмотрения, понимания его сути не даст никакой информации. Рука шахтера – это дающие руки учителя. Школьник берет эти знания, и в его душе загорается огонь развития интеллекта и души. Если же уголь плохой, и руки не настойчивы в поиске хорошего топлива, то от него остается только дым.

Последний подход – деятельностный – также воплощается через свойства образона. А именно, через образон ребенку прививается способность воспринимать через каждое частное явление целостный образ мира. Школьник научается сознательно осваивать аналогии. Он становится маленьким исследователем и выясняет вместе с учителем: что нового привносит в привычный образ подсолнуха информация об особенностях английских существительных? Усилия по изучению мира через символы становятся для него привычными. Это своеобразное прямое видение без расчленения операций на логические и образно-интуитивные. И у ребенка развивается любопытство к миру, так как он теперь для него более понятен и доступен, а процесс образования становится непрерывным. Целый мир поддерживает готовность школьника к саморазвитию. К чему и стремится деятельностный подход в стандартах.


Как использовать на практике образон?

Необходимо понимать, что образон – это не просто картинка, которую учитель на уроке предъявляет в удобной для него форме. Во-первых, существует ряд правил создания самого мыслеобраза, а во-вторых, и это важно с точки зрения биоадекватной методики, – необходимо следовать алгоритму создания релаксационного текста для введения его на уроке [1].

При правильном использовании образона в учебном процессе достигаются все три указанных выше задачи в рамках трех подходов. В таком случае обучающий процесс благодаря использованию образона становится комплексным и основанным на естественных процессах развития учеников. Рассмотренные особенности образона также позволяют рекомендовать его использование в общеобразовательных школах, действующих на основании других стандартов, отличных от Государственного образовательного стандарта Донецкой Народной Республики.


Литература

1. «Биоадекватная методика преподавания». – М.: Центр РАЕН «Планета Семь-Я». 2008. Стр. 28-31.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.