Доклад «Реализация принципов природосообразной (биоадекватной) технологии в образовательный процесс»
Хангаласское управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская СОШ№3»
Реализация принципов природосообразной (биоадекватной) технологии в образовательный процесс
Л.В.Григорьева, МБОУ ПСОШ№3,
учитель биологии и экологии,
высшей категории МБОУ ПСОШ№3
Хангаласского улуса РС (Я)
Научный руководитель: Р.Е.Тимофеева, д.п.н., академик РАН
Покровск
2019
Л.В. Григорьева, учитель биологии и экологии,
высшей категории МБОУ ПСОШ№3
Хангаласского улуса РС (Я)
Научный руководитель: Р.Е.Тимофеева, д.п.н., академик РАН
Реализация принципов природосообразной (биоадекватной) технологии в образовательный процесс
Данная статья посвящена природосообразной (биоадекватной)
методики преподавания экологии и биологии. При использовании данной методики
задействуются все органы чувств в процессе познания, при этом создается
естественная для обучаемого среда, при которой работают левое и правое по-
лушария и ни одно из них не перегружается.
Литература:
1.Маслова Н.В. Ноосферное образование /Научные основы.Концепция.Методология,технология. Монография/ [Текст] Н.В.Маслова.- М.:биоадекватные учебники. Технология образования. Педагог нового поколения, 2002.-338 с.
2.Тимофеева Р.Е. От научной теории к образовательной практике.[Текст] / Ю.Е.Ноговицына, Кардашевская А.Е.; пособие.- Выпуск 5. СПб., 2007. – 77с.
3.Тимофеева Р.Е.Биоадекатные уроки. Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В.Григорьева. – Покровск,2009. -108 с.
Реализация принципов природосообразной (биоадекватной) технологии в образовательный процесс
По мнению В.И. Вернадского, человечество вступило в новую фазу развития планетарной цивилизации – в фазу становления ноосферы, что подразумевается овладение пятым нейро-соматическим контуром головного мозга и переход к целостному экологическому мышлению [1]. Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870–1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, опираясь на труды В.И. Вернадского. Это сфера разума, считается высшей стадией эволюции биосферы [2]. В.И. Вернадский пришел к выводу о неизбежности перехода биосферы в новую стадию своего развития – ноосферу. Он считает, что наука должна соответствовать требованиям ноосферы, человеческому
разуму. Таким образом, теория ноосферы выдвигает духовно-ценностный компонент.
Создаются различные концепции ноосферного образования [3].
Ноосферное образование – наукоёмкая инновационная технология учебно-
воспитательной деятельности с выработкой духовных и ценностных ориентаций
учащихся на базе Всеобщих Законов Мира.
Цель ноосферного образования – мотивация системного, целостного (сово-
купно право– и левополушарного) мышления, оздоравливающего весь организм.
Стратегической задачей является раскрытие внутренних потенциалов системы
образования и её эволюционное инновирование для формирования поколений моло-
дёжи, способных совершать социально-технологические, культурные, мировоззренче-
ские прорывы и вывести Россию на лидирующие мировые позиции.
Результатом ноосферного образования является физически, нравственно и
психически здоровый человек, практически пользующийся системным целостным
мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и соци-
ально реализовавший себя творчески.
Концепция биоадекватной методики преподавания, созданная
академиком, доктором психологических наук Н.В. Масловой не отрицает дидак-
тику (науку о педагогике). Мы активно применяем и современные типы уроков
и новейшую биоадекватную методики.
Моя профессия учителя предметов естественного цикла, которой я посвятила всю свою жизнь, позволяет не просто размышлять, а реализовывать в жизнь принцип природосообразности. Это новое инновацонное понятие, во главу угла которого становится, прежде всего, естество человека.
Гимназия, где я работала шестьнадцать, внедряла здоровьесберегающее образование через реализацию природосообразной (экологичной) – биоадекватной технологии обучения в органичной связи с модульной системой.
Этот новый для образования принцип можно пояснить через сумму более привычных для нас принципов. Перечислим их: природосообразность – это экологизация, системность, гармонизация, экономичность, креативность, гуманизация, неманипулятивность, личностная ориентированность.
Все это нужно человеку растущему, делающего его человеком нового времени, новой эпохи.
Во-первых, учитель…он не должен стоять на месте, так как суть нашей работы в постоянном развитии самого себя и обогащении знаниями учеников
Практическая реализация положений природосообразного образования автоматически создает все благоприятные условия для физического, интеллектуального, духовного и творческого развития целостной личности ученика и учителя.
Во-вторых, как показывает наша практика, интеграция биоадекватной и модульной технологий позволяет ученику и учителю эффективно организовывать учебную деятельность, создает благоприятные условия для духовно-нравственного, социокультурного и интеллектуально-творческого развития целостной личности гимназиста. Обеспечивает естественные условия для жизнедеятельности ученика в гимназии.
При этом важнейшей составляющей педагогического процесса является социально-ориентированное образование с элементами политехнического, гуманитарного, и экологического развития.
На самом деле, мы перед своим учеником ничего нового мы не открываем, а лишь позволяем выбрать из памяти те процессы и явления, с которыми ребенок сталкивался в жизни, испытал на собственном опыте. Вот в этом и заключается мастерство, чтобы ребенок внес в свою систему, вернее обогатил себя теми понятиями, на которые он не обращал внимания прежде. Мы должны помочь ему архивировать информацию в долговременную память. Тем более мы с вами сейчас живем в век информатизации, которая требует от нас знаний современных компьютерных технологий, что помогает добывать нужную информацию. А ученик не сосуд, который нужно наполнять. Человеческий мозг, соответственно возрасту, берет ту информацию, которая нужна и запоминает его надолго или на всю жизнь.
А как это архивирование информации может происходить? Вот здесь нам и нужна наука, которая раскрыла бы перед нами эту технологию.
В нашей гимназии не учатся одни вундеркинды или так называемые «сливки общества» нет! У нас самые обыкновенные дети.
Можно с уверенностью сказать, что учителя предметники гимназии успешно осваивают инновационную технологию. Проведенные уроки убеждают в том, что данная технология действительно создает комфортные условия для активной умственной работы детей и переводит учебный процесс на эмоционально-творческий уровень.
В третьих, учащиеся высоко оценили биоадекватные уроки, отмечая следующее из материала рефлексии с 5-11 класс:
- биоадекватные уроки снимают усталость и переутомление - 90%;
- хорошо усваивается и запоминается учебная информация – 97%. Рефлексия детей свидетельствует о том, что информация усваивается не только умом, но и сердцем.
Любой человек, который делает, какое то, хоть маленькое открытие чувствует себя счастливым человеком. А счастливым сделать своих учеников, не это ли успех учителя?
В процессе модульного обучения ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретики. Ученик имеет инструкцию, в которой определены:
• цель усвоения материала модуля;
• где найти учебный материал;
• как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.);
• как проверить правильность выполненной задачи (контроль и взаимоконтроль);
Помимо индивидуальной самостоятельной деятельности ученика можно работать парами или группами. Модули любого порядка включают контроль за усвоением и выполнением задания. В модульной технологии самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Самоконтроль осуществляется учеником; он сам оценивает уровень своего исполнения. Взаимный контроль возможен, когда ученик уже проверил себя, можно проверить задания партнера. Контроль учителя осуществляется постоянно.
Модульная технология предполагает коренную перестройку учебного процесса. Модульная технология очень гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например биоадекватной.
Интеграция биоадекватной и модульной технологий в учебно-воспитательный процесс, создает комфортные условия для активной умственной работы и переводит учебный процесс на эмоционально-творческий уровень.
Любой человек, который делает, какое то, хоть маленькое открытие чувствует себя счастливым человеком. А счастливым сделать своих учеников, не это ли успех учителя?
В процессе модульного обучения ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретики. Ученик имеет инструкцию, в которой определены:
• цель усвоения материала модуля;
• где найти учебный материал;
• как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.);
• как проверить правильность выполненной задачи (контроль и взаимоконтроль);
Помимо индивидуальной самостоятельной деятельности ученика можно работать парами или группами. Модули любого порядка включают контроль за усвоением и выполнением задания. В модульной технологии самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Самоконтроль осуществляется учеником; он сам оценивает уровень своего исполнения. Взаимный контроль возможен, когда ученик уже проверил себя, можно проверить задания партнера. Контроль учителя осуществляется постоянно.
Модульная технология предполагает коренную перестройку учебного процесса. Модульная технология очень гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например биоадекватной.
Интеграция биоадекватной и модульной технологий в учебно-воспитательный процесс, создает комфортные условия для активной умственной работы и переводит учебный процесс на эмоционально-творческий уровень.
Учащиеся высоко оценивают биоадекватные уроки, отмечая следующее (из материала рефлексии детей с 5 по 11 класс):
• биоадекватные уроки снимают усталость и переутомление - 90%;
• хорошо усваивается и запоминается учебная информация – 97%. Рефлексия детей свидетельствует о том, что информация усваивается не только умом, но и сердцем.
• Биоадекватные уроки учащиеся охарактеризовали интересными, полезными и результативными – 92%;
• Одухотворенная, оживленная воображением сухая учебная информация, как утверждают гимназисты, становится источником радости удовольствия и удовлетворения – 97%
• Развивает воображение – 80%;
• Создается дружеская и комфортная атмосфера - 90%
• Улучшается самочувствие, повышается настроение – 90%
• Хотели бы, чтобы биоадекватные уроки проводились чаще – 90%
• Хорошо получаются зрительные представления у 84,2%, слуховые – 60,1%, обонятельные – 45,3%, осязательные – 37 %;
• Хорошее настроение сохраняется в течение дня или нескольких дней у 79,6%;
• Настроение после биоадекватного урока улучшается у 86% учащихся.
Результаты контрольных работ показывают высокое качество знаний от 85 до 100%.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология эффективна и результативна, экологична по своей сути.
Мы преследовали определенную цель – провести сравнительный анализ,
показать преимущества биоадекватной (релаксационно-активной) методики пре-
подавания экологии на примере одного из уроков. Было замечено, что
если в традиционном уроке вся работа строилась на запоминании и заучивании
готовой информации, то в биоадекватном уроке работа учащихся состояла в со-
здании мыслеобразов в результате естественного получения информации.
Сравнивая традиционную и биоадекватную методики, присутствуя на от-
крытых уроках, мы убедились, что действительно процесс усвоения учебного ма-
териала проходит эффективней, легче, интересней и экономичней.
1. Вернадский В.И. Мышление как планетарное явление. – М.: Наука, 1980. – т. 7. – 156 с.
2. Маслова Н.В. Ноосферное образование: Пособие для учителя. – 3-е изд. –
Симферополь: Доля, 2012. – 288 с.
3. Маслова Н.В. Ноосферный переход от умного к духовному человеку и об-
ществу. – Севастополь: Канон, 2013. – 165 с.
4.Тимофеева Р.Е. От научной теории к образовательной практике.[Текст] / Ю.Е.Ноговицына, Кардашевская А.Е.; пособие.- Выпуск 5. СПб., 2007. – 77с.
5.Тимофеева Р.Е.Биоадекатные уроки. Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В.Григорьева. – Покровск,2009. -108 с.
6. Приложения:
Урок1: Жизнь под открытым небом. Экосистема леса (урок экологии 7 класс)
Краткий ноосферный глоссарий.
Приложения
Урок 1:
Тема: Жизнь под открытым небом. Экосистема леса (урок экологии 7 класс)
Цель урока: Знать функциональные группы организмов природной экосистемы леса: продуценты, консументы, редуценты.
Оборудование и наглядность: бумага А-4, цветные карандаши, фломастеры, стреофон со звуками природы. Символ урока – Лесной пейзаж
Эпиграф к уроку: «Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья, есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе, общение с землей,растениями, животными.» Л.Н.Толстой
Ход урока
1. Вводная часть
Жизнь на Земле продолжается непрерывнов системе биологических круговоротов вещества вот уже около 4 млрд лет Основу жизни составляют фотосинтез растений и пищевые связи организмов в биоценозах. Об этом вы знаете с 5 класса. Сегодня вы познакомитесь с экосистемой- любой совокупностью организмов и неорганических компонентов, в которых может поддерживаться круговорот вещества. Экосистема может обеспечит круговорот только в том случае, если включает необходимые для этого три составные части: продуценты, консументы и редуценты. Для того, чтобы познакомиться с составляющими экосистемы, мы с вами отправимся в путешествие…
II. Психофизиологическая подготовка к восприятию новой информации
Займите удобное положение. Сделайте вдох-выдох 3 раза, каждый в своем темпе, расслабьте лицо, ,плечи, , тело,ноги. Представьте как мышцы лица становятся мягкими,расслабленными…Предствьте как бы улыбалось ваше тело… Представьте любимый уголок природы, место вашего отдыха и покоя, где вы чувствуете себя свободным и спокойным, отдохнувшим…Представьте движения,звуки.. Вы отдохнули от ненужных мыслей и забот, порезвитесь так, как вам хочется..Поблагодарите место вашего отдыха и покоя и свой новый образ.
III. Представление новой учебной информации в процессе релаксации.
Представьте, что вы находитесь в лесу. Лето.Ярко светит солнце,плывут облака. Посмотрите вокруг себя: кругом лес, щебечут птицы. Вдохните полной грудью влажный свежий лесной воздух. Вашему взору предстают высокие деревья лиственницы, березы, сосны, а по земле стелются кусты брусники, толокнянки.
Что такое лес? Ведь мы с детства знаем лес, вся наша жизнь связана с ним. Как гласит народная мудрость, лес кормит, одевает,согревает,лечит и, наконец воспитывает человека. Лес сколько бы мы не общались с ним, не перестает удивлять разнообразиемс красок и явлений. Наша республика занимает 310,3 млн га, а площадь лесов составляет 257,8 млн.га. Это легкие планеты. В результате фотосинтеза образуют кислород, столь необходимый для дыхания всех живых организмов на Земле. Все растения леса называются продуцентами, или автотрофами (авто- сами, самостоятельно), вырабатывающие из неорганических веществ органические вещества.
Животные леса называются потребителями, или консументами, т.т. гетеротрофами, питающиеся готовыми организмами.
А грибы, жуки и микроорганизмы леса называются редуцентами, они незаметно нами, людьми делают колоссальную работу, разлагая трупы организмов, образуя гумус почвы.
Благодаря их труду мы не чувствуем чистоту и свежесть леса. Всего в нашей республике продуцентов:28 разновидностей деревьев, 1890 видов сосудистых растений, а консументов:50 видов млекопитающих, 210 видов птиц, и редуцентов 240 видов грибов, микроорганизмов-
Вот перед вами муравейник. Пусть он поможет в получении и закреплении новой информации. Вы видите, как у основания муравейника появляется, написанное лучом солнечного света, слово «редуценты»- это гетеротрофные организмы, питающиеся органическими остатками и разлагающие их до минеральных солей. Слева высвечивается слово «прдуценты»- это растения, автотрофные организмы,способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез.Справа появляется слово «консументы» - это гетеротрофные организмы, потребляющие органические вещества продуцентов или других консументов. Консументы бывают первого порядка – фитофаги и сапрофаги и второго порядка – зоофаги и некрофаги.
Взаимодействте всех компонентов леса очень разнообразно и сложно – осуществляется прямая и косвенная связь, основанная на обмене веществ и энергии между ними и окружающей средой. Лес – это неотъемлемая и важнейшая часть биосферы.
Вот становится прохладно.Вам пора домой.Поблагодарите все образы, которые вам явились.Почувствуйте ступни ног, прилив сил к ногам и рукам . Ощутите плечи, пошевелите пальцами, поверните голову, улыбнитесь, сделайте вдох –выдох и медленно возвратитесь в класс.
IV. Обсуждение, рисование образона (учащиеся работают над образонами, учитель задает вопросы, дети на них отвечают)
Что вы видели? Какие вы видели деревья, растения?Что такое лес? Какова площадь леса в Якутии? Сколько видов деревьев у нас в лесу? Млекопитающих,птиц? Других растений?
Грибов?лишайников? Каково значение леса? Как образуется влага в лесу? Как влияет на лес она, что меняет?Что такое биологическая продуктивность в лесу? Какие организмы работают в почвах леса? Какие надписи вы читали на муравейнике?
V.Лингвистический этап (представление образона учителя, сравнение с ним ученических образонов, наполнение их информацией)
Посмотрите, пожалуйста, на мой образон. Что на нем изображено? Дополните свои образоны. Какие три функциональные группы вы узнали? Как называются животные, растения, микрооргазимы на языке науки экологии? Соответствует ли эпиграф цели нашего урока? Правильно ли выбран символ урока? Какой символ бы выбрали вы?
VI. Логический этап
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний.
Решите задачу: Сколько консументов зоофагов – орлов, может вырасти при наличии продуцентов – 100т злаковых растения, если цепь питания имеет вид: злаки-кузнечики-лягушки-змеи-орел, а масса взрослого орла 5 кг.
Существует правило 10%. Биомасса каждого звена трофического уровня уменьшается на 10 %.
Решение:
Для питания орла надо 50кг змей, если одна змея весит 200г.то это 250 змей, для питания змей необходимо 500кг лягушек, если вес лягушки 100г. То это 5000 лягушек, лягушкам потребуется 5т кузнечиков, а кузнечикам необходимо 50т злаковых растений. Следовательно, при наличии 100т злаковых растений можно вырастить 2 орлов.
Вот какая взаимосвязь существует с природе среди животных.
Что нового вы узнали? Что такое экосистема леса? Какова польза в природе от продуцентов? Кто такие консументы? Кто такие редуценты? Какая связь существует между ними?
VII. Творческое задание. Придумать рассказ о взаимосвязях организмов в лесу, Придумать задачи на экологическую цепь.
VШ. Домашнее задание. Составить образон по пройденной теме. Сочинить рассказ, придумать задачи с решениями.
Краткий ноосферный глоссарий:
Ноосфе́ра (Википедия) (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»)[1].
Ноосфера (В.И. Вернадский) — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].
Ноосфера (Эдуард Ле Руа) — Понятие было введено французским математиком и философом Эдуардом Ле Руа в 1927 году), который трактовал её, как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием.
Ноосфера (Н.В. Маслова) – это эпоха единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, нового качества целостности мышления.
Ноосферное образование (Маслова Н.В.) – это социокультурный процесс передачи знаний, умений и навыков путём организованного мотивирования индивидуальных учебных мыслеобразов и реализации заключённой в них энергии. Целью ноосферного образования является – научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов. Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал. Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества. Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "Я" учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия. Ноосферное образование возможно на всех этапах учёбы по всем учебным дисциплинам.
Ноосферное образование (Маслова Н.В.) – есть:
- Биоадекватное (природосообразное) преподавание - процесс передачи знаний, умений и навыков путем организованного формирования необходимых единиц сознания - мыслеобразов и реализации заключенной в них энергии. Главным отличием такого преподавания является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней элементов. Суммируясь в личности ученика, они увеличивают его энергетический потенциал. Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества. Основной характеристикой биоадекватного преподавания является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "Я" учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия.
- Биоадекватная (природосообразная) технология образования - основной процесс формирования двуполушарного мышления.
- Биоадекватные ученики являются учебниками нового поколения, реализуя новые знания о единице человеческого сознания - мыслеобразе (холодайне). Биоадекватные учебники вовлекают в учебный процесс 5 каналов человеческого восприятия и способны быстро и эффективно развивать креативный потенциал учащегося.
- Биоадекватная (двуполушарная , природосообразная) методика образования - основана на принципах многоканальности обучения
(в т.ч., с использованием тест-фона и фито-фона).
Четкость и последовательность этапов обучения сохраняются традиционными:
1 - восприятие информации (нового знания);
2 - формирование умения использовать новые знания;
3 - тренировка навыков использования новых знаний.
По форме - это релаксационно-активная методика.
Концепция ноосферного образования - это система научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.
Ноосферное развитие (Н.В. Маслова) – это осознанно управляемое ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений и Вселенной.
Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появление нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления – целостное мышление.
Идея ноосферного развития в итоге должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества.
Переход к ноосферному развитию требует создания единого экологического пространства и мышления. Современное общество сможет выжить, если будет действовать как единый разумный организм; спастись в одиночку при глобальных катастрофах невозможно. Поэтому, ноосферное развитие должно базироваться на четком понимании того, что Человек является частью Природы и ее законов. Без сохранения Природы невозможно продолжение рода человеческого.
Ноосферный переход (Н.В. Маслова) – это период и процесс корректировки избыточно и, тем самым, гибельно проявивших себя искажённых составляющих жизнедеятельности человека и общества.
Результатом ноосферного перехода явится возрастание темпа восстановления составляющих жизнедеятельности человека (материальной, интеллектуальной, духовной) и последующий расцвет общества на основе гармонии этих составляющих.