Статья «Реализация деятельностного подхода - основное условие формирования образовательных результатов. Базовые принципы «перевернутого обучения»»
В век информационно развитого общества трудно уже представить деятельность человека в любой отрасли без использования электронных вычислительных машин, то есть профессионального компьютера. Прошло не столько много времени с момента появления первых ЭВМ и виден большой скачок в развитии и усовершенствовании технологий, которые общество применяет во всех структурах для решения определенных задач: проектирование и разработка сложных технических устройств, планирование и управление производством, издательская деятельность, образование и многое другое, где возникает необходимость в обработке больших объемов информации.
Современную жизнь трудно представить без инноваций, которые стали благом для человека, также сложно представить жизнь человека без компьютера. Нельзя уменьшать роли и значения информации в нашей жизни, которая открывает для человека большие возможности.
И все же существенной и важной составляющей информационного прогресса является возможность человека, как использовать информационные продукты, так и приумножать их для решения большого круга задач, для которых они создавались. По мере расширения возможностей технологий становятся глобальнее задачи, требующие для своего решения применение мощных ресурсов. Это связано во многом с научными открытиями и достижениями в различных отраслях. В связи с такими приоритетными направлениями становятся актуальными профессии, связанные, так или иначе, с работой в области «техникознание», где требуются специалисты, умеющие работать с компьютером, а также знающих архитектуру профессионального компьютера.
В основе работы современных ЭВМ лежит много интересных и продуктивных идей, теорий, технических решений и принципов, которые непрерывно модернизируются. За всеми новшествами, как учителю, так и ученику не уследить, но необходимо отделять те основные понятия и положения, которые стали абсолютным знанием. В рамках школьного курса информатики ученику необходимо знать основные детали устройства ЭВМ, фундаментальные принципы построения и функционирования компьютеров. Важной становится задача учителя в изложении такого материала, поскольку охватить такой объем информации в рамках урока трудно, поэтому одним из реальных направлений такой практикоориентированной работы на начальной и основной ступенях общего образования является внедрение учителем особых методик в образовательный процесс, которые бы способствовали качественной подаче материала в школьном курсе информатики.
Реализация деятельностного подхода - основное условие формирования образовательных результатов. Базовые принципы «перевернутого обучения»
Стремление к созданию новых средств обучения является актуальной проблемой для построения современного образовательного процесса. Поколение XXI века вступает в новое время образования, когда система обучения отступает от привычных стереотипов “Ученик - доска - учитель” и становится на новую инновационную ступень, где в соответствии с введением новых образовательных моделей формируются новые цели и результаты. Современные методики и образовательные модели дают уникальные перспективы и возможности для активной и саморазвивающейся личности. “Перевести ученика в режим в саморазвития” - главная цель образования нового времени.
Современный процесс обучения направлен на формирование знаний, умений и навыков учащихся, развивая в них потенциал, благодаря которому ученик сможет быть адаптирован в информационном обществе.
Задачей педагога в этом случае заключается в формировании медиаграмотности, способности критического мышления, способности решать задачи, поставленные в соответствии с определенной учебной ситуацией, умения мыслить широко и глобально, готовности к сотрудничеству и проявлению гражданского сознания - всего того, что так необходимо современному обучающемуся.
Образовательная модель - это непрерывный способ взаимодействия, в результате которого, в соответствии с планом и целью руководства образовательного процесса, создается модель современного ученика, который, знает, понимает, умеет применять полученный опыт, имеет возможность анализировать, синтезировать и давать оценку своей учебной деятельности.
Время технического прогресса дало возможность новым введениям и в образовании. Появляются новые образовательные модели, в рамках которых, преподаватель старается обеспечить обучающихся всеми новыми навыками работы, формируя как предметные, так и метапредметные результаты в обучении. Все образовательные модели по-своему примечательны, каждая позволяет решать свои задачи в образовании.
Образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер» сегодня является одной из наиболее существенных образовательных инноваций. Эта модель, в которой главным инструментом обучения школьников является компьютер, ноутбук, а в качестве методов и способов обучения выступают сервисы активного взаимодействия и технологии информационного поиска.
Пришло время глубокого анализа педагогической реальности и критического обращения к основам образовательной системы, на которой построена современная школа.
Образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер» позволяет оценить состояние школы и определить пути, по которым начнется непрерывное движение к образовательному взаимодействию, соответствующему требованиям и задачам XXI века. С развитием и усовершенствованием технологий образования выявляются новые стандарты в обучении, где целью уже является формирование той модели ученика, которую ждет современное общество. Модель «BYOD» или «принеси свое устройство» поддерживается многими современными школами, где есть возможность подключения к школьной сети. Обучающиеся могут получить доступ в интернет, к другим внутренним сетевым ресурсам в рамках организации собственного обучения. Эта технология позволяет участникам образовательного процесса использовать собственные телефоны и планшеты, ноутбуки для достижения более высоких показателей в обучении, позволяет улучшить социальный климат в классе, уменьшить время отклика на задачи, поставленные учителем, создать новые каналы взаимодействия. Каждый из участников процесса в вольной ему атмосфере может контролировать свой образовательный маршрут, предаваясь поиску при возникновении проблемной задачи.
Также, эффективной является технология «образование вне стен классной комнаты». Данная образовательная модель включает нестандартные мобильные методики обучения, которые формируют у обучающихся интерес к школьным предметам в рамках дополнительного образования.
Образовательная модель позволяет раскрыть в обучающемся исследователя, что очень необходимо и стратегически важно в информационном обществе. Модель активизирует творческий потенциал, позволяет осуществлять активную работу с данными, требующими обобщения и систематизации, также позволяет укрепить связи с семьей посредством сетевых семейных проектов, формирует социально-адаптированную личность, способную к навыкам поиска, обобщения, анализа, критического отбора информации.
Другая образовательная модель, которая известна, наверное, больше чем другие - «проектная деятельность». Технология, которая имеет часть свойств других, выше изложенных. Каждый ученик должен быть обучен этой технологии, так как она является одной из основополагающих для реализации современного образовательного стандарта. Данная модель обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение и воспитание обучающихся, помогает организовать положительную мотивацию для самообразования и саморазвития, активизирует познавательные интересы и медиакультуру. Часто, говоря о проектной деятельности, имеют в виду исследование или метод проектов. В отличие от исследования, проектирование ориентировано на практику, где в процессе ученик ставит проблему и, определяя соответствующие задачи и методы, решает ее.
Итак, рассмотрим образовательную модель «Перевернутый урок»
Впервые эту модель предложили учителя химии - Аэрон Самс и Джонатан Бергман, которые разглядели в ней успех как свой, так и своих обучающихся. Суть модели состоит в том, что объяснение школьного материала, его разбор осуществляется школьниками самостоятельно в online- режиме в свободное от урока время, а домашнее задание выполняется в классе. Многим эта модель понравилась лишь по тому, что каждый из обучающихся может осуществлять свое обучение в удобном для него темпе, материалы, которые нужно изучить, можно прослушать и просмотреть несколько раз, а не один, как это проходит на уроках в школе, дабы сэкономить время.
Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать по утру в школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. К примеру, это может быть учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов.
Перевернутое обучение представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс следующим образом.
Рис. 3. Перевернутый класс
Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети - самостоятельно проходят теоретический материал, - а все аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий - западные коллеги сравнивают это с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок.
Организация работы в классе в рамках данной модели заключается в следующем: учителя готовят несколько видео-лекций в неделю и выкладывают их в сеть. Учащиеся смотрят дома видео-лекцию, подготовленную учителем.
Рис. 3. Принцип работы в рамках «Перевернутого обучения»
Это позволяет им осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока, дает возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий. Если дома нет доступа к интернету, то обеспечивается возможность просмотра в школе. Урочное же время используется для выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности, например, домашних заданий. Учителя располагают временем, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение при самостоятельном изучении теоретических положений. Обучающиеся, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке. Теперь участники образовательного процесса не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы, и учитель разбирает эти вопросы отдельно. А традиционное домашнее задание теперь делается в классе, при поддержке и помощи учителя.
Целый ряд учителей, использующих идею перевернутого урока, изменили и подход к оценке достижений учащегося: они не считают, что неудача дает повод хмуриться и ставить отрицательную оценку. Они придерживаются того подхода, что отрицательный результат - это тоже результат работы. При этом считают, что перевернутый урок - это не просто изменение обучающей последовательности, но и пересмотр собственных педагогических приемов.
Чтобы реализовать перевернутое обучение, преподавателю нужно спроектировать содержание аудиторных занятий в конкретных задачах, отвечающим образовательному стандарту. Затем составить плейлист из роликов с необходимой теорией. Если курс не авторский, то необходимую лекционную базу можно набрать и из открытых образовательных ресурсов. При подготовке такого курса важнее всего обеспечить всех учащихся всем комплектом учебных материалов и точным расписанием занятий в самом начале курса. И затем приступать к плодотворной работе с использованием такой модели обучения.
Организация модели «перевернутое обучение»
сопровождайте каждое учебное видео соответствующим заданием. Если видео не содержит задания, то можно предложить ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы должны сопровождаться четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
необходимо привлекать обучающихся к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
При организации перевернутого урока рекомендуется:
разработать для обучающихся материалы в форме видеопрезентаций, по будет осуществляться вне учебного занятия в школе;
сделать выбор в пользу одной из систем управления учебным процессом и придерживаться выбранной системы. Можно использовать образовательные.
установить конкретные крайние сроки исполнения заданий;
обеспечить доступ к цифровым материалам для учащихся, у которых нет выхода в Интернет из дома. Один из вариантов – сбрасывать необходимую информацию на диски или USB-накопители. В любом случае, самостоятельное домашнее обучение является неотъемлемым элементом новой методики;
разослать родителям учащихся письма по электронной почте, чтобы разъяснить смысл новой модели обучения; будьте готовы ответить на возникшие вопросы.
Методические аспекты формирования образовательных результатов обучающихся в процессе изучения темы “Устройство ЭВМ”
Роль и место темы «Устройство ЭВМ» в школьном курсе информатике
В курсовой работе рассмотрим требования к содержанию преподавания линии компьютера в государственных стандартах, программах и учебниках по информатике и «ИКТ».
Обучение информатике и ИКТ в 7-9 классе определяется государственным образовательным стандартом общего основного образования по информатике и информационным технологиям. В нем содержится следующий образовательный минимум по линии компьютера:
«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
основные компоненты компьютера и их функции;
программный принцип работы компьютера;
командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя;
программное обеспечение, его структура;
программное обеспечение общего назначения;
представление о программировании.
Основные устройства ИКТ
соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов;
гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ;
оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Защита информации от компьютерных вирусов;
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:
программный принцип работы компьютера;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
пользоваться персональным компьютером и его периферийными комплектующими (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Для преподавания информатики в 7-9 классах Министерством образования рекомендованы учебники следующих авторов:
Н.В. Макаровой;
И.Г. Семакина и др;
Н.Д. Угриновича;
В настоящее время компьютерные технологии проникают во все сферы жизни и деятельности человека. Самые простые примеры компьютерных технологий - это сотовая связь, цифровое фото и видео, телевидение, бытовая техника и другие. Персональный компьютер получил невиданную популярность, количество производимых компьютеров быстро растет. За последние несколько десятилетий конструкция компьютера претерпела существенные изменения, она не только усовершенствовалась и уменьшилась в размере, но и функционально изменилась.
В основе функционирования современного компьютера лежит огромный пласт идей, теорий, принципов и технических решений, которые постоянно совершенствуются.
Поэтому необходимо отделять основные положения, которые используются в течение длительного времени и которые следует хорошо знать и глубоко понимать, от часто меняющихся технических деталей устройства ЭВМ.
Обобщенная структура, фундаментальные принципы построения и функционирования компьютеров являются предметом изучения темы «Архитектура компьютера» школьного курса информатики. Существующие подходы к преподаванию этого курса условно можно разделить на три группы:
привязка к одной из реально существующих ЭВМ;
декларативное изложение материала;
использование программных моделей вычислительных машин.
В соответствии с обязательным минимумом содержания основных обязательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования можно выделить следующие темы, связанные с архитектурой компьютера:
компьютер как средство автоматизации информационных процессов;
компьютер как универсальное устройство обработки информации;
основные устройства ИКТ;
средства ИКТ.
Проанализируем школьные учебники по информатике с точки зрения объема и полноты содержания интересующей нас темы.
И.Г. Семакин в учебнике «Информатика. Базовый курс. 7-9 классы» для раскрытия понятия «архитектура ЭВМ» использует дидактический прием аналогии. Человек может хранить информацию, обрабатывать информацию, принимать и передавать ее, т.е. поддерживать информационную связь с внешним миром. Значит, в состав устройств компьютера должны входить технические средства для реализации этих процессов. Они называются: память, процессор, устройства ввода и вывода. В данном учебнике рассматривается минимальный комплект ПК, магистральный принцип взаимодействия устройств ПК, основные характеристики ПК.
Н.Д. Угринович в своем учебном пособии «Информатика» за 8 класс для раскрытия темы «Устройство компьютера» использует следующие параграфы:
«Процессор и системная плата»;
«Устройства ввода информации»;
«Устройства вывода информации»;
«Оперативная память»;
«Долговременная память»
По теме «Устройство компьютера» предлагает выполнить две практические работы: «Форматирование дискеты» и «Определение разрешающей способности мыши». Тема «Архитектура компьютера» достаточно полно и понятно раскрыта в учебнике Н.Д. Угриновича «Информатика» за 7 и 8 классы и в пособии «Информатика» под редакцией Н.В. Макаровой за 7-9 классы. Материал, изложенный в данных учебных пособиях, можно рекомендовать и использовать в качестве дополнительной литературы в базовом курсе информатики.
А.Г. Гейн, автор учебника «Информатика» для 10-11 классов, не широко рассматривает основные устройства компьютера. После изучения теоретического материала предлагается выполнить лабораторную работу «Первый раз в компьютерном классе».
Данное пособие подходит для изучения темы «Архитектура компьютера» на базовом уровне профильного курса информатики.
В учебном пособии Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов тема «Архитектура компьютера» раскрывается в следующих параграфах:
«Магистрально - модульный принцип построения компьютера»;
«Аппаратная реализация компьютера» и «Логическая структура дисков».
Автор предлагает начинать изучение данной темы с рассмотрения различных типов шин (шины данных, шины адреса, шины управления), основных характеристик процессора и модулей оперативной памяти.
Второй параграф включает в себя следующие вопросы:
системный блок компьютера;
внешняя (долговременная) память;
устройства ввода информации и устройства вывода информации.
Таким образом, учебник Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов можно использовать для углубленного изучения темы «Архитектура компьютера».
В ходе изучения курса информатики обучающиеся должны постепенно углублять свои знания об архитектуре компьютера вплоть до получения представлений о языке машинных команд, о работе процессора. В основном, на базовом уровне профильного курса информатики учащимся дается поверхностный уровень знаний архитектуры компьютера.
Таблица 1
Содержание и последовательность изучения темы |
Сравнение с другими учебниками |
Угринович. Н.Д, 8 класс |
Семакин. И.Г, 8 класс |
Программная обработка данных на компьютере |
Имеется |
Процессор и системная плата |
Имеется |
Устройства ввода информации |
Имеется |
Клавиатура |
|
Координатные устройства ввода (мышь, трекбол) |
|
Сканер |
|
Цифровые камеры |
|
Звуковая карта и микрофон |
|
Джойстик |
|
Устройства вывода инфрмации |
Имеется |
Монитор |
|
Принтер |
|
Матричные принтеры |
|
Струйные принтеры |
|
Лазерные принтеры |
|
Акустические колонки и наушники |
|
Оперативная память |
Имеется |
Долговременная память |
Имеется |
Дискеты |
|
Жесткие магнитные диски |
|
Оптические дисководы и диски |
|
Энергонезависимая память |
Таблица 2
Содержание и последовательность изучения темы |
Сравнение с другими учебниками |
Семакин И.Г. 8 класс |
Угринович Н.Д. 8 класс |
Назначение и устройства компьютера |
|
Человек и компьютер |
Имеется |
Какие устройства входят в состав компьютера? |
|
Данные |
Имеется |
Программы |
|
Принцип фон Неймана |
Имеется |
Компьютерная память |
|
Внутрянняя и внешняя память |
|
Структура внутренней и внешней памяти |
Имеется |
Носители и устройства внешней памяти |
Имеется |
Как устроен ПК? |
|
Что такое ПК? |
|
Основные устройства ПК. |
|
Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК |
|
Основные характеристики ПК |
|
Характеристики микропроцессора:разрядность и тактовая частота |
|
Объем внутренней памяти |
|
Характеристики устройств внешней памяти |
Подведя итоги можно сказать, что в учебнике Н. Д. Угринович информация представлена доступно и достаточном объёме для 8 класса, чем в учебнике Семакина И.Г. Рассмотрены ключевые понятия, приведены примеры для полного представления.
Проанализировав данные учебники, можно составить результирующую таблицу:
Таблица 3
Показатели |
Учебник И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера |
Учебник Н. Д. Угринович |
Объясняется ли учащимся важность изучения данной темы (имеется ли целеполагание)? |
да |
да |
Сколько часов отводится на изучении данной темы? |
7 |
7 |
Какой учебный материал излагается в данной теме? Перечислите основные пункты. Соответствует ли он обязательному минимуму. Имеется ли дополнительный материал или ссылки на него. |
- основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). - Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. - Программный принцип работы компьютера. - Программное обеспечение, его структура. - Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. - Данные и программы. Файлы и файловая система. - Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). |
- Оновные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). - Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера. - Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. - Данные и программы. Файлы и файловая система. - Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). - Компьютерные вирусы и антивирусные программы. |
Имеются ли иллюстрации, таблицы, диаграммы и т. п. в учебнике по данной теме? |
таблица, иллюстрации |
таблица, иллюстрации |
Имеются ли задания по отдельным пунктам данной теме (устные, письменные, практические, тесты) Укажите их количество. |
После каждой темы присутствуют задания и вопросы, а так же главные моменты темы. |
После каждой темы присутствуют вопросы и задания для самопроверки. |
Имеется ли дополнительный материал связанные с изученными ранее темами? или ссылки на него. |
нет |
нет |
На основе выполненного анализа поставьте каждому учебнику оценку (по 5-ой шкале) |
4 |
5 |
Тема «Архитектура компьютера» является одной из важных тем школьного курса информатики, изучаемой на разных уровнях обучения. Преподавание данной темы необходимо проводить с использованием нестандартных форм и методов, позволяющих вовлечь учащихся в интересную самостоятельную поисково - исследовательскую, а также творческую деятельность, используя при этом не только ресурсы учебника, а также различные ЭОР (электронные образовательные ресурсы).
Примеры проектирования учебных ситуаций по теме “Устройство ЭВМ” в модели “перевернутое бучение”: анализ образовательных результатов обучающихсяУчебная ситуация № 1
Реализация «перевернутого урока» на примере темы: «Выбираем принтер»
Прежде чем учитель начинает занятие, учащимся предлагается ответить на вопросы google формы. Учащиеся внимательно изучают видео, представленное в перечне вопросов, и решает конкретные задачи, поставленные учителем:
Рис. 5. Организация учителем опроса с помощью google формы
URL адрес:
https://docs.google.com/forms/d/1kAGiSKwM7IgN1EhYfeRpE8agCYDZ3op71TnktI5zMnU/viewform
Учебная ситуация “Разбираем принтер”
Предмет: информатика
Класс: 8
Продукт деятельности: ментальная карта
Задание: изучить виды и характеристики принтеров. Дать сравнительный анализ современных принтеров. Результаты проделанной работы оформить в виде ментальной карты.
Требования к продукту деятельности:
продемонстрировать виды принтеров;
описать их характеристические особенности;
описать достоинства и недостатки каждого вида;
придерживаться единого стиля оформления.
Этапы деятельности педагога по составлению листа оценивания:
1 этап: необходимо определить, какие образовательные результаты планируются, исходя из учебной ситуации, и какие способы деятельности обеспечивают их формирование;
2 этап: если педагогу необходимо оценить работу обучающихся, то он может оценить навыки, приобретенные на каждом из этапов учебной деятельности;
3 этап: система оценивания представляет собой трехбалльную шкалу (0, 1, 2);
Оценочный лист для педагога
УУД |
Формируемые способы деятельности |
Система оценивания |
Регулятивные: - умение развивать мотивы и интересы своей творческой, учебно-познавательной деятельности; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - владение навыками самоконтроля и самооценки в ходе исследования |
В ходе исследования по теме “Принтеры” обучающийся уточняет незнакомые ему понятия, факты, сведения, обращается к дополнительным источникам информации Соотносит результаты оформления своей ментальной карты с общими требованиями оформления -Осуществляет самоконтроль в соответствии с предложенным листом оценивания |
0 - не инициировал дополнительную деятельность; 1 - уточнял лишь некоторые понятия; 2 - активно работал с дополнительными источниками 0- оформление ментальной карты не соответствует требованиям 1- требования соблюдены частично 2- требования к оформлению полностью соблюдены 0 - оценивание не соответствует действительности 1- оценивание объективно по большей мере 2- оценивание полностью объективно |
Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - умение структурировать информацию; - умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы |
Умеет выделять из текста нужные компоненты, умеет строить речевые высказывания в письменной речи Умеет определять основную информацию от второстепенной Умеет адекватно, сжато, выборочно передавать содержание текста |
0- не умеет выделять важные составляющие из текста, 1- умеет выделять основные компоненты текста, но не раскрывает содержание полностью 2- умеет выделять из текста важные составляющие раскрывая содержание и структурируя компоненты |
Коммуникативные: - Владение письменной речью; - умение формулировать и аргументировать свое мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ - средств (создание ментальной карты)
|
Умеет грамотно излагать мысли, соблюдает лексические и синтаксические нормы Умеет выражать свою точку зрения в соответствии с учебными задачами Использует различные сервисы при создании ментальной карты |
0 - в тексте отсутствуют выразительные средства языка, текст грамотно не исполнен и лишен оригинальности 1- выразительные средства представлены на должном уровне 2- выразительные средства выражают основную идею текста учебной ситуации, даны интересные афоризмы для придания тексту эмоционального оттенка 0 - не используются дополнительные ИКТ - сервисы 1 - созданные дополнительные продукты ИКТ носят иллюстративный характер 2 - созданные продукты носят интерактивный характер |
Лист самооценки ученика
Что оцениваю? |
У меня все получилось |
У меня получилось выполнить часть задания |
Я не справился с заданием |
|
Работа с текстом |
||||
1 |
Я точно обозначил все виды принтеров |
|||
2 |
Я кратко и лаконично охарактеризовал каждый из видов |
|||
3 |
Я правильно определил достоинства и недостатки каждого из видов, определил минусы и плюсы каждой машины |
|||
4 |
Я грамотно и четко обозначил все шаги своей работы, используя выразительные средства речи |
|||
Работа с ментальной картой |
||||
1 |
Я указал тему в ментальной карте |
|||
2 |
Я представил структуру текста графически, основываясь принципом наглядности |
|||
3 |
При работе с ментальной картой, я использовал иллюстрации и ссылки на источники ( текст, видео) |
|||
4 |
При работе с ментальной картой я указывал ссылки на текст заголовка |
Результат работы ученика:
Рис.6. Ментальная карта обучающегося как конечный продукт учебно-познавательной деятельности
Учитель может организовать свой урок по-разному. В рамках образовательной модели «Перевернутое обучение» учитель имеет возможность создавать свои информационные ресурсы и сайты, которые способствуют реализации главной задачи - перевести ученика в режим саморазвития и собственного проектирования образовательного маршрута.
Учебная ситуация № 2
Реализация «перевернутого урока» на примере темы: «Устройство компьютера»
Схема урока «Устройство компьютера»
|
Информационное пространство
Домашнее задание к уроку по теме «Устройство компьютера»
Рис.7. Сайт для проведения урока.
URL адрес: https://sites.google.com/site/znakomyjneznakomec/karty-platy-rassirenij
Тесты для самопроверки к уроку по теме «Устройство компьютера»
Рис.8. Тесты для самопроверки. Видео с вопросами.
URL адрес: https://sites.google.com/site/znakomyjneznakomec/testy-dla-samoproverki
Рис. 9. Тест для самопроверки. Реализация с помощью learningapps.
URL адрес: http://learningapps.org/403339
Учебная ситуация № 3
Реализация «перевернутого урока» на примере темы: «Какой сканер выбрать»
Личностные результаты
саморазвитие;
Метапредметные результаты
использование полученных знаний и опыта в учебной и социальной практике;
Предметные результаты
представление о сканерах, его видов и истории развития;
осознанное использование устройства.
Информационные и программные ресурсы:
Аппаратные (ноутбуки, электронная интерактивная доска);
Программные (доступ к сети Интернет, Google-документы).
Описание учебной ситуации
Этап 1.
Учитель открывает учащимся видео и предлагает ученикам ответить на несколько вопросов:
Знаете ли вы для чего предназначен сканер?
Используете ли вы это устройство дома?
Как работает сканер?
Рис. 10. Сканер. Принцип работы. Видео для обучающихся.
URL адрес: https://youtu.be/mCn2pHYeCs8
Этап 2.
Учитель предлагает учащимся, используя Интернет-ресурс, ознакомится что такое сканер, какие основные виды сканеров и принципы работы, история развития, а так же посмотреть дополнительные источники по данной тематике самостоятельно.
Этап 3.
Ознакомившись с Интернет-ресурсами, учитель предлагает учащимся разделится на группы и зафиксировать результаты поисково-исследовательской деятельности в Google-таблицу (открытой для совместного доступа). В комментариях к ячейке обучающиеся фиксируют URL-адрес источника информации и указывают степень его достоверности.
Рис. 11. Таблица ответов обучающихся.
URLадрес: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1dchWPJ6eYCmIUFXvwiwY0zz7EkCBRvuRCrCnre4aw48/edit#gid=0
Этап 4.
Учитель предлагает посмотреть видеоролик об еще одном виде сканирующих устройств - сканер-мышь.
Рис. 12. Обучающее видео. Сканер-мышь.
URL адрес: https://youtu.be/TiwOa9tzCgU
Анализ учебной ситуации
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Диалог с обучающимися |
Диалог с учителем |
Умение определять понятия, устанавливать аналогии, делать вывод |
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей |
Наблюдение за работой обучающихся. Выявление уровня теоретической готовности обучающихся к практической деятельности на уроке |
Выполнение поисково-аналитической деятельности |
Умение выбрать нужную информацию |
Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность |
Владения языковыми средствами - умение устно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
Наблюдение за групповой работой учащихся: ● как распределены роли и обязанности внутри группы; ● как организовано взаимодействие между участниками группы |
Групповая работа с google-таблицей |
Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии |
Владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора |
Владение формами устной и письменной речи |
Подведение итогов |
Анализ проделанной работы |
Умение делать выводы |
Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия |
Умение осознанно использовать речевые средства |
Критерии оценивания
Критерий |
Верно |
Частично верно |
Неверно |
Ответы даны на все вопросы Google-таблицы |
1 |
- |
|
Заполнение Google-таблицы (оценивается правильность ответов) |
2 |
1 |
- |
Наличие URL-адреса источника информации во всех ответах |
2 |
1 |
- |
Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в образовательной практике, поскольку в условиях современного урока задачей педагога является не только подача материала, но и организация положительной мотивации к предмету.
В этих целях используются различные приемы, методики и технологии. В рамках образовательной модели «Преверный урок» обучающийся реализует свои как поисково-исследовательские возможности, умение самостоятельно работать и в команде, а также осуществлять собственный образовательный маршрут, где реализуются основные составляющие саморазвития. Благодаря такой технологии обучающийся больше заинтересован в предмете и мотивирован, поскольку метод изложения материала уводит от традиционных рамок, что в существенности меняет манер преподавания и усваивания. Обучающийся может предлагать свои варианты решения задачи, обосновывать, делать выводы, синтезировать, проводить рефлексию.
При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность.
Таким образом, анализируя модель «Перевернутое обучение» на предмет формирования образовательных результатов, можно сделать вывод об эффективности данной технологии, которая в действительности повышает работоспособность, мотивирует учащихся на плодотворную деятельность, а также являет собой современное видение урока и педагогической роли в нем.
Список литературыАрхитектура ЭВМ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gim12sar.eljur.ru/journal-file-action/type.ht/fid.1754/hash.5dafb68fb8c38d2e988ea6c8fd769182
Баула В.Г. Введение в архитектуру ЭВМ и системы программирования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://qps.ru/GJ1o2
Волкова И.А Шпарута Н.В. Современный урок информатики в условиях введения ФГОС общего образования. Сборник конкурсных материалов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: irro.ru/index.php?file=112010.pdf
Горнец. Н.Н., Рощин. А. Г. ЭВМ и периферийные устройства. Устройства ввода-вывода. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_19864.pdf
Крылов А.Б. Шеламова М.А. Устройство персонального компьютера. Учебное пособие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_fiziki/aspirant/m4.pdf
Локтюхин В.Н. Архитектура компьютера в 2 книгах. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dspace.rsu.edu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/642/loktuhin_arhitektura_kompjutera_kniga_1.pdf?sequence=1
Мамойленко С.Н. Молдованова О.В. ЭВМ и периферийные устройства. Учебное пособие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://csc.sibsutis.ru/sites/csc.sibsutis.ru/files/courses/orgevm/Comps%20and%20Peripheral%20Devices.pdf
Пронкин Ю.Н. Лекции по ЭВМ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dmvn.mexmat.net/content/prog/programming-pronkin.pdf
Республиканский конкурс «Планета открытий - 2013». Урок (занятие) с использованием информационных технологий Презентация на тему «Устройства компьютера»
Устройство компьютера. Клякс@.net [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/hard_pc/tema4_hard_pc.pdf