12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана74
Преподаватель со стажем работы 29 лет. Преподаю в педагогическом колледже и Луганском экономико-правовом лицее-интернате. Занимаюсь научной работой как сама так и со студентами, учащимися. Увлекаюсь современной литературой, приучаю к ней своих учеников.
Украина, Луганская Народная Республика, Луганск, Стаханов

Оксана Александровна Паршина

Преподаватель 

(ЛНР, Стаханов)


Реализация программы духовно-нравственного воспитания студентов в Стахановском педагогическом колледже.

«Мы должны закладывать в наших детей

духовно-нравственный код, который поможет им

вырасти полноценными гражданами»

митрополит Илларион (Алфеев)

Основная миссия учебных заведений - образование. Это единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, а так же совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций.[1]

По словам Мацевича, первым этапом знаний, которые необходимо дать ребенку, должно стать введение в метафизику, чтобы он знал, что есть душа, есть разум, есть тело, что существует связь с душой и разумом, с душой и телом, душой и Богом. Следующим этапом должно стать ознакомление с обычаями страны, где ребенок родился и где ему жить. [2]

Дети Луганщины, Донецкого юга России, в последние годы оказались достаточно в непростой ситуации смен ориентиров, ценностей, обычаев. Связано это с политическими процессами, которые проходят на нашей территории. Но это не должно останавливать процесс воспитания молодо поколения. Ведь что такое воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности на основе духовно–нравственных, религиозных ценностей.

Религиозные ценности – это особая система ценностей, отличающаяся устойчивостью, всеобъемлемостью, универсальностью и непререкаемостью. Ценностные принципы религии лежат в корне всех долговечных систем ценностей, формирующих отношение человека к миру, устанавливающее в обществе определенные моральные нормы, законы, идеалы. Благодаря религиозным ценностям происходит становление личности как полноправного члена социума.[1]

Как известно, человек не рождается личностью, он становится ею в процессе своего развития. А на этот процесс можно и нужно влиять путем знакомства с высокоморальными ценностями.

С переходом на новые стандарты образования в Луганской Народной Республике особое внимание стало уделяться именно религиозному образованию. В 2016 году была принята Программа духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов на 2016-2020 годы.

Целью Программы является создание системы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики, способствующей личностному развитию и самореализации в социально-значимой деятельности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: создание условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию учащихся и студентов; духовно-нравственное развитие учащихся и студентов, обладающих общественно-значимыми ценностями и качествами, способных проявлять их в созидательной деятельности в интересах общества и государства; сохранение и приумножение нравственных, культурных, научных ценностей общества; повышение образовательного, культурного уровня учащихся и студентов республики.

Программа является закономерным итогом целенаправленной работы педагогических коллективов по воспитанию у учащихся и студентов высоких духовно-нравственных качеств. Данная Программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других, на региональные особенности и социальную обстановку, на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. [3]

Говоря о реализации данной Программы, скажем о том, что в городе, не смотря на сложную ситуацию, а возможно и благодаря ей, сложилось достаточно прочное сотрудничество учреждений образования и духовенства. Часто мы можем слышать фразу «тюремный батюшка» и редко – «школьный» или «колледжный батюшка». Так вот город Стаханов может смело говорить, что в каждом учебном заведении есть свой батюшка. По благословению правящего архиерея за каждой школой города закреплен священник, который участвует в жизни школы (служит молебны, проводит встречи с учениками, родителями, педагогическим коллективом).

Стахановский педагогический колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко так же работает по Программе духовно-нравственного воспитания студентов. Хочется отметить, что практически на каждом воспитательном мероприятии колледжа присутствует один из священников Свято - Николаевского собора, с которым у нас сложились теплые, продуктивные, дружеские отношения.

Почему именно с этим собором? Просто по тому, что настоятель собора, архимандрит Дионосий (Тивяков), одной из главных целей своего служения считает помощь в воспитании молодого поколения. Клирики собора ведут активную благотворительную деятельность по оказанию помощи детям-инвалидам, что является примером и для студентов колледж, выбравших специальность социальная работа.

Хочется отметить, что тематика мероприятий, на которые приглашаются священнослужители, достаточно разнообразна. Это делается для того, чтобы студенты могли услышать мнение и взгляды церкви по разным вопросам. Среди таких воспитательных мероприятий хочется выделить темы посвященные:

семье («Слагаемые семейного счастья», «Образ Матери небесной и земной»;

- здоровому образу жизни («День борьбы со СПИДом», «Наркотикам нет», «Курение – я против»;

- литературе («Современный взгляд на «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского»);

- музыке. В колледже есть отделение Музыкального образования. И благодаря этому у нас проходят концерты хоровой музыки, где в числе прочих звучат и церковные песнопения.

Отметим, что студенты не просто положительно относятся к этим встречам, а ждут их и сами предлагают темы для встреч и обсуждения. Так, недавней темой для встречи стало творчество Льва Толстого. Как правило, одни знают писателя, как создателя романа-эпопеи «Война и мир», «Анна Каренина». Другие, как человека создавшего собственное учение, за что был отлучен от церкви, что сам Толстой признал, но православным себя продолжал считать. Так вот, выбор студентов пал на повесть «Чем люди живы». Работа заключалась не только в прочтении и обсуждении, но и поисках возможности донести до окружающих главный смысл повести:

- Что есть в людях,

-Чего не дано людям,

- Чем люди живы.

Студенты завершили свою работу показом кукольного спектакля по роману Льва Толстого «Чем люди живы». Все было изготовлено своими руками, текст был адаптирован для постановки под руководством преподавателя, и премьера вызвала только положительные эмоций у зрителей.

Спектакль был показан не только в стенах колледжа, но и в воскресной школе Свято - Николаевского собора, а также на базах практик Стахановского педагогического колледжа.

Таким образом, студенты видят положительный пример сотрудничества и взаимопомощи образовательных учреждений и церкви, могут сделать правильный выбор, найти поддержку как у преподавателя так и у священника.

Наверное именно потому, что студенты Стахановского педагогического колледжа Луганского национального университета несут в школу не только знания, но и искорку духовности, они являются востребованными специалистами как на территории Луганской Народной республики, так и на территории Российской Федерации.

И в конце хочется процитировать слова Ш.А. Аномашвили: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности…»[4].



Литература

Конфессиональные особенности религиозной веры и представление о ее социальных функциях// Социс. - 2009.- №6 – с.46 – 51.

Sobor.by / 7km4tenia_macevi4.htm.

Республиканская Программа духовно – нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016 – 2020 годы.

Амонашвили Ш. А. Культура педагогического общения.// М., - 1990.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.