Программа духовно-нравственного воспитания в 6 классе «Уроки нравственности»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области
Программа духовно-нравственного воспитания в 6 классе
«Уроки нравственности»
Составила учитель русского языка Носенкова М.В.
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в школьном возрасте должна начинаться со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», адаптирована для младшего подросткового возраста и может быть реализована учителем в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. «Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно -нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности. развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной
жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой
деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности
обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания
осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Содержание программы
Раздел 1: Культура общения
Традиции общения в русской семье. «Домострой». Культура общения в современной семье.
О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности. Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово «честь» забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность. Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Требования к уровню подготовки учащихся
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
личностные универсальные учебные действия:
У ученика будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме нового, хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1 |
Культура общения |
9 |
2 |
Самовоспитание |
7 |
3 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
10 |
4 |
Искусство и нравственность |
7 |
5 |
Итоговое мероприятие |
1 |
Итого |
34 |
Поурочное планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во уроков |
Тема урока |
Вид контроля |
1 |
Культура общения |
9 |
Традиции общения в русской семье. «Домострой». |
Практическая работа |
2 |
Культура общения в современной семье. |
Практическая работа |
||
3 |
Культура общения в современной семье. |
Практическая работа |
||
4 |
О терпимости к ближним. |
Практическая работа |
||
5 |
О терпимости к ближним. |
Практическая работа |
||
6 |
Культура спора. |
Практическая работа |
||
7 |
Этикетные ситуации. |
Практическая работа |
||
8 |
В мире мудрых мыслей. |
Практическая работа |
||
9 |
В мире мудрых мыслей. |
Мини-проект |
||
10 |
Самовоспитание |
7 |
«Познай самого себя». |
Практическая работа |
11 |
Самовоспитание. |
Практическая работа |
||
12 |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. |
Практическая работа |
||
13 |
Как я работаю над собой. |
Мини-проект |
||
14 |
О терпении. |
Практическая работа |
||
15 |
Конец каждого дела обдумай перед началом. |
Практическая работа |
||
16 |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». |
Практическая работа |
||
17 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
10 |
Об источниках наших нравственных знаний. |
Практическая работа |
18 |
Совесть - основа нравственности. |
Практическая работа |
||
19 |
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». |
Практическая работа |
||
20 |
«Досадно мне, что слово «честь» забыто». |
Практическая работа |
||
21 |
Заветы предков. |
Практическая работа |
||
22 |
Россияне о любви к Родине. |
Литературно-музыкальная гостиная |
||
23 |
Твоя малая родина. |
Практическая работа |
||
24 |
«Мой первый друг, мой друг бесценный». |
Практическая работа |
||
25 |
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. |
Практическая работа |
||
26 |
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». |
Практическая работа |
||
27 |
Искусство и нравственность |
8 |
Нравственное содержание древних легенд и преданий |
Практическая работа |
28 |
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. |
Практическая работа |
||
29 |
Положительные герои в былинах и сказках. |
Практическая работа |
||
30 |
Отрицательные герои в литературных произведениях. |
Практическая работа |
||
31 |
«Зло, как и добро, имеет своих героев». |
Мини-проект |
||
32 |
Искусство и нравственность. |
Практическая работа |
||
33 |
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» |
Практическая работа |
||
34 |
1 |
Итоговое мероприятие |
Перечень литературы:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007,- №1-9.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования ./ М.: Просвещение, 2012. .
Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2012г.
Алешина М. В гости к батюшке Амвросию: притчи старца Амвросия Оптинского в пересказе для детей / М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2011.