Реализация системно - деятельностного подхода на уроках иностранного языка
«Реализация системно - деятельностного подхода
на уроках иностранного языка»
Юдина Е.М., МКОУ «Ключи-Булакская СОШ»
учитель иностранного языка
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.
Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Смысл данной пословицы отражает суть использования системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка.
В системно - деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Процесс обучения в рамках системно -деятельностного подхода строится по модели коммуникации. “Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса” (Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В. Рогова, – М.: Просвещение, 1991 – 187 с.; 76)
В целом коммуникативный - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. “Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов” (Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.: 51)
Для активизации познавательной и практической деятельности обучающихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Обучающиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).
В рамках коммуникативно - деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:
1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый обучающийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.
2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.
Каждый обучающийся получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 обучающийся пары повторяет одно правило, 2 обучающийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом обучающиеся меняются ролями.
4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один обучающийся имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Необходимо также коллективное взаимодействие, т.е. при котором обучающиеся активно общаются друг с другом во время учебного процесса, и успех одного зависит от успеха других.
Варианты упражнений с применением коммуникативно–деятельностного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.
1)Использование невербальных средств общения. ( Использование невербальных средств общения-мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать постоянного перевод на русский язык. Например, команда «sit down» может сопровождаться взмахом руки сверху вниз, команда «listen to me»- ладонь около уха, команда «enough»-рука поднята ладонью вперёд, команда «try again»-поощрительный жест рукой «к себе»).
2)Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.
Например, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка, т.е. обучающиеся запоминают не русское значение слова, а его образ)
- A dog |
|
- A cat |
|
- A ball |
|
Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что обучающиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)
Например, при обсуждении будущей профессии можно выполнить следующие задания:
-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь, разделяя на две колонки – положительные и отрицательные черты будущей профессии
-Прочитать небольшой текст о будущей профессии и дополнить его словами из своих колонок, описывающими будущую профессию.
-Поработать парами: 1-й обучающийся называет особенность будущей профессии, а 2-й обучающийся противоположную по смыслу (prestigious-unpopular)
-Перечислить (не подглядывая) 10 положительных черт будущей профессии.
-Перечислить (не подглядывая) 10 отрицательных черт будущей профессии..
-Описать будущую профессию, используя новую лексику.
--Работа по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й обучающийся даёт ему характеристику и обращается ко 2-му обучающемуся, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику и
обращается к 3-му обучающемуся и т.д. и в результате многократного восприятия и использования обучающиеся запоминают новую лексику.
A friend—a selfish friend --a selfish moody friend-- a selfish moody respected friend-- a selfish moody respected caring friend
3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что обучающиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал ).
Например, такая ситуация:
Учитель:- Last night I was watching TV. I saw something very interesting. What do you think it was?
Ученик 1-A film?
Учитель: -No, it wasn’t a film.
Ученик 2-Adverts?
Учитель:-No, not adverts!
Ученик 3-A programme…
Учитель:-Yes, a programme. What kind of programme?
Ученик 4-News?
Учитель:-Yes, good! Put it together.
Ученик 5- A news programme?!
Учитель: -Yes, good! A news programme!
Вот несколько приёмов активизации устной речи:
--Мозговой штурм. (обучающиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)
--Поиск недостающей информации(communication gap activity)-коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведениями получить коллективный ответ (например, какой ночной клуб выбрать). Такие задания типа могут иметь различные формы:
picture gap (у обучающихся имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);
text gap (у обучающихся имеются аналогичные тексты, где подробности, присутствующие в тексте одного обучающегося, отсутствуют в тексте другого обучающегося, и недостаток информации нужно восполнить );
--Плюсы и минусы. (Обучающиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители).
--Приоритеты. (В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).
--Задания на установления соответствия приведённых утверждений прослушанному (прочитанному тексту), множественный выбор, множественные соответствия, расположение событий в правильном порядке. (Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла. Идея заключается в том, что обучающиеся выполняют ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания.)
Для формирования лексико-грамматических навыков весьма эффективным является метод коллективного взаимобучения (метод “учимся вместе”). Предположим, при изучении новой грамматической темы в 6 классе - глагольная конструкция Present Continuous - преподаватель предлагает ученикам текст с соответствующими глагольными формами. Обучающиеся находят новые незнакомые им формы, анализируют их и совместно с преподавателем делают выводы о правилах их образования и применения. Далее класс делится на группы по 3-4 человека, где учащиеся еще раз объясняют друг другу правила образования и использования новой грамматической конструкции, придумывая при этом свои примеры и иллюстрации. После взаимоконтроля сильными обучающимися слабых от группы делегируется, как правило, слабый обучающийся, который еще раз объясняет перед классом новую тему. При таком изучении нового материала роль преподавателя минимальна, обучающиеся получают возможность самостоятельно делать выводы, классифицировать материал, формулировать свои мысли. Сильные обучающиеся обучают слабых, слабые обучающиеся получают возможность неоднократного усвоения и повторения темы. Важно, что такой прием позволяет развивать личностные, познавательные и коммуникативные УУД.
Следующий прием обучения в сотрудничестве (метод “разрезанной информации”) прекрасно зарекомендовал себя для формирования коммуникативной компетенции. Пример: при изучении темы «Underground» в 6 классе учебник Spotlight предлагает статью о московском метро. После изучения данной темы на уроке обучающиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает текст о метро в Нью Йорке. Причем каждый участник группы получает только свой отрывок текста, читает и пересказывает его каждому участнику группы в отдельности. После того, как все рассказали свой отрывок столько раз, сколько участников в группе, от группы отбирается «эксперт», который отвечает на вопросы преподавателя. Если все ответы «эксперта» правильные, то работа всей группы признается успешной. Соревновательный элемент повышает чувство ответственности при выполнении задания. И снова хочется отметить, что такой прием помогает развивать личностные и коммуникативные УУД.
Как уже было сказано, цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Здесь нельзя не сказать о месте ролевых игр в учебном процессе на уроках английского языка. Предположим, преподаватель планирует провести урок на тему: «Глаголы, которые не употребляются в Present Continuous”. В начале урока он знакомит обучающихся с принципами образования и использования этой глагольной конструкции и подводит их к пониманию того, что существуют некоторые глаголы, которые не используются в этом контексте. Далее, обучающиеся сами ищут в предложенном преподавателем тексте глаголы, которые не употребляются в Present Continuous (либо предлагают свои примеры, делая логические выводы на основании уже изученного опыта).
Одним из эффективных методов, применяемых в практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучающимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на обучающегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между обучающимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые, ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) раздела урока и самостоятельно открыть новые знания. Так, в дополнение к учебнику английского языка Биболетовой М.З. «Enjoy English» для 10 класса учащимся можно предложить разработать проекты лингвострановедческого характера по разделу «Culture shock» – «Культурный шок». Основной вопрос, который ставится при разработке этого раздела: Какой культурный шок испытывают туристы при посещении незнакомой страны? Таким образом, помимо основной темы урока можно достичь усвоения таких страноведческих тем, как «Англия», «Ирландия», «Шотландия», «Уэльс», «Новая Зеландия» и др.
Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Работа над исследованием должна занимать 5 уроков. На первом уроке разбирается понятие «культурный шок», объясняется цель исследования, определяются тема и задачи исследования, обучающиеся делятся на группы, обсуждают в группах тему, выдвигают гипотезы, дается план описания и исследования страны: географическое положение, история, экономика, население и языки, символы и геральдика, роль страны в глобализации, ее культура. Следующие три урока работа проходит в группах, обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираются положения об оформлении работы, согласно памяткам. На пятом уроке обучающиеся представляют свои проекты-исследования. Обязательно создается экспертная группа (по одному из обучающихся от группы), вместе с детьми определяем критерии оценки, после каждого выступления эксперты высказываются по работе группы.
Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс, 5) учебное действие – действие по созданию образа, 6) образ – слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!, 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).
Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.
1. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. – 2-е изд., испр. – Обнинск: Титул, 2010. – 216 с.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.
4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.