12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
BABICH23
2

Реализация системно- деятельностного подхода на уроках истории







Доклад на тему:



«Реализация системно –деятельностного подхода на уроках истории»

























Выполнила учитель истории

МКОУ СОШ №2 им. И. С. Унковского

Бабич Маргарита Анатольевна











Содержание:



1.Вспупление: Системно-деятельностный подход в обучении-как основа реализации ФГОС.



2.Основная часть: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории.



3.Заключение: Основные результаты ФГОС.

















































1.Вступление.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем : школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

2.Основная часть

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе (английский язык-речевая деятельность, математика – применение теории к практике…). Уроки истории и обществознания в рамках системно- деятельностного подхода к преподаванию предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации , умение работать с документами, с понятиями, проэктировать монологический ответ по теме, по алгоритмам, проводить параллель истории с современностью.

Сокращение часов, увеличение объема информации, жесткие рамки концентра, подготовка к ЕГЭ- в таких условиях возможно ли еще работать с текстом и развивать разнообразные навыки? В том то и дело ,что именно это возможно. Серьезная, систематически и методически выстроенная работа с текстовой информацией позволяет:

-совместить несовместимое (например: ограниченность во времени и глубину восприятия, понимание текста ,а, следовательно, и усвоения учебного материала);

-обеспечить выполнение основных требований к уровню образования (например: формировать компетентностные качества с опорой на общеучебные навыки).

Принципы формирования навыков: последовательность, соблюдение приемственности постепенное усложнение, углубление т.е. определение ОУН для каждой параллели с 5 по 11 с учетом возрастных особенностей.

Например: 5класс (извлечение необходимой информации из источника); 6 класс (умение разговорить источник через постановку вопросов); 7класс( использование источника для реконструкции событий); 8 класс (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ); 9класс(формирование собственных суждений, собственная оценка, полученной информации); 10 класс(умение проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа); 11класс (уметь использовать полученную информацию для понимания и критического осмысления общественных процессов и явлений).

-5класс (составления схем для преобразования текста); 6 класс ( самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации), 7класс (освоение новых видов преобразования текста: план-схема, кластер..),8 класс (сравнительный анализ схем одного исторического периода),9класс (сравнительный анализ схем различных исторических периодов).

Значительная часть навыков формируется в 5-7 классе. 5класс (чтения исторической карты),6 класс (использование карты для объяснения исторических событий и явлений ),7класс (использование карты для реконструкции исторических событий). Работа по систематизации и распределению навыков представляет собой теоретический этап, за ним следует практический : 1.Определить темы учебного предмета, наилучшим образом подходящих для формирования того или иного навыка

2.Подбор дополнительной информации, позволяющей закрепить и развивать формируемые навыки.

3.Создание алгоритмов и рекомендаций для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности.

4.Разработка методических приемов для учителей по формированию навыков учащихся

5.Составление единых требований для выполнения определенных видов работ учащихся.

Алгоритм определения главной мысли текста: 1.Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы ( понятия, факты, явления..) 2.Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от « второстепенного» . 3.Убедитесь в правильности понимания текста : Объясните смысловое значение « важной» информации. 4.Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация . 5.Сформулируйте главную мысль текста.

Алгоритм сравнения : 1.Определите ( в тексте, на карте ,в схемах, графиках, иллюстрациях) объекты для сравнения. 2.Выберите важные для сравнения основания ( критерии). 3.Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства объектов. 4.Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения. 5.Подведите итог ,проделанной работе и запишите его в виде суждения.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через: 1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; 2. Использование активных и интерактивных методик; 3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности. 4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Учащиеся: - работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; - критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; - анализируют современные общественные явления и события; - осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни - аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Системно-деятельностный подход в образовании  включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать.

Таблица 1. Педагогические технологии

Педагогические технологии

Результаты

Разноуровневое

обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому ученику, давать более сложные задания сильному, что помогает реализовывать желание более подготовленных ребят быстрее и глубже продвигаться в образовании. Для сильных – это утверждение в своих способностях, в свою очередь, для слабых – возможность испытать учебный успех, что повышает мотивацию к учению.

Исследовательские методы

Есть возможность учащимся самостоятельно пополнить свои знания, изучить проблему и предложить пути решения. Такой подход помогает расширять кругозор и формирует мировоззрение.

Технология использования в обуче-нии игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Данный метод расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует ЗУН, необходимые в практической деятельности. В таких играх ребята усваивают различные социальные роли и учатся «применять» их на практике.

Информационно-коммуникативные технологии

Изменение и широкий выбор возможностей обогащения содержания образования, использование возможностей участия в различных Интернет-проектов обучающего характера, олимпиадах, что помогает раскрыть потенциал учащихся.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данного подхода позволяет равномерно распределять во время урока различные виды заданий. Применяя данную технологию, учитель может чередовать мыслительную деятельность с ТСО, выделять время на самостоятельную работу.

Проектная деятельность

Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности  учащихся.



На своих уроках я применяю технологию проблемного обучения. Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда стремиться что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы, с вопроса, с удивления, недоумения , с противоречия.

Суть технологии проблемного обучения состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая их искать пути и средства решения Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке. Учащиеся должны обладать минимумом для решения задачи знаний. Внедрение проблемного метода обучения носит систематический характер. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки проходят интереснее ,вырабатывается потребность анализировать, доказывать, спорить. Сильные ученики в старших классах могут разрабатывать проблемные вопросы.

Этапы осуществления проблемного подхода: 1-й этап. Подготовка к восприятию проблемы- актуализация знаний. Проводится воспроизведение имеющихся у школьников знаний, полученных из предыдущих этапов обучения, в процессе изучения других учебных предметов, из повседневной жизни; они необходимы и актуальны для изучения нового материала, для решения новых учебных проблем.

2-й этап. Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный и сложный этап проблемного подхода, он характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу поставленную перед ним учителем ,используя свои знания и способы действий, он должен дополнить их новыми. Учащийся обязан осознать причину своего затруднения. Однако проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к ее решению ,но учащиеся должны получить установку к действию. Они начнут выполнять задание, если будет четко сформулирована проблема.

3-й этап. Формулировка проблемы- итог возникшей проблемной ситуации, сформулированный в виде познавательной задачи ,которую ставит учитель перед учениками. Определяется ,на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ.

4-ый этап. Процесс решения проблемы. Состоит из нескольких ступеней: а) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей; б) формулирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения; в) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание. г) общий вывод, в котором изучаемые причинно- следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления. 5-й этап. Доказательство правильности решения, подтверждение его, если возможно на практике. Выступая в роли организатора учебного процесса на проблемной основе ,учитель призван действовать как партнер и руководитель, но не служить источником новых знаний. Он не должен действовать директивно, он должен тонко чувствовать проблемную ситуацию, уметь ставить реальные задачи, понятные для учащихся.

Проблемную ситуацию можно использовать в предметном обучении при следующих условиях: 1) наличие определенного минимума знаний у учащихся; 2) некоторый опыт активной познавательной деятельности у учащихся; 3) благоприятная и комфортная эмоциональная атмосфера на уроке.

Тема урока: « Можно ли назвать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири?» Организационная структура урока . 1.Организационный момент. 2.Подготовка к восприятию проблемы - актуализация знаний. Эпиграф урока: «Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело…»(Н. М. Карамзин). Показывается отрывок из фильма . Ученики определяют тему урока. В результате выбранной темы мы можем определить проблемную задачу урока. 3.Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. – Многие современные историки считают, что покорение Сибири Ермаком во главе своего казачьего отряда ничем не отличалось от завоевания Мексики и Перу европейцами: та же горсть людей, стреляя огнем, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями .Ибо монголы не умели пользоваться изобретением пороха в конце 16 века. «они действовали единственно оружием времен Чингис -хана». 4.Процесс решения проблемы. (каждая группа выступает по подготовленному вопросу.) а) Общественно-историческое развитие казаков на Дону во2 пол.16 века. б) Краткая биография Ермака Тимофеевича. в) Хронология сибирского похода Ермака. г) Гибель Ермака. д) Западная Сибирь в начале 16 века . е) Западная Сибирь в конце 16 века. 5.Доказательства правильности решения. На основе ,услышанного материала попытаемся решить историческую проблему: « Кто Ермак –завоеватель или освободитель?».(ведется обсуждение, высказываются разные точки зрения, аргументируются, аргументы записываются на доске.) Освободитель : 1.Благодаря походу Ермака Западная Сибирь стала развиваться. Строились города. 2.Ермак с казаками обезопасил русские границы от нападений хана Кучума. 3.В русской литературе и эпосе сибирских народов Ермак и казаки воспеваются как герои. Завоеватель : 1.Казаки использовали огнестрельное оружие, а значит, на их стороне было явное преимущество. 2. Сибирские народы после присоединения к государству Российскому обязаны были платить дань – ясак. 3. Ермаку за покорение Сибири был дарован царем титул «князь Сибирский», а значит, он лично имел выгоду из этого похода. 6.Итоги урока. Рефлексия. а) ученики делают обобщенный вывод по уроку. Возможно принять любую точку зрения. б) выставление оценок за урок.

в) рефлексия: ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока (словами,рисунками,символами)

Критерии самооценки: как я усвоил тему

Оценки

Получил прочные знания, усвоил весь материал, работал активно, предлагал версии, давал правильные ответы, помогал товарищам ( 9-10 баллов )

«5»

Усвоил материал, но есть над чем еще поработать, не всегда участвовал в обсуждении, в ответах ошибался (8-7 баллов )

«4»

Усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительного изучения, на уроке работал вяло, делал много ошибок ( 6-4 баллов)

«3»

Не усвоил материал, не ориентируюсь в теме, практически не отвечал на уроке - ( 3- 0баллов)

«2»



Тема урока: « Февраль глазами современников».

Организационная структура урока 1.Организационный момент. 2.Подготовка к восприятию проблемы - актуализация знаний. Учитель. Удивительным был 1917 год в истории России, наполненным бурными политическими событиями. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая не вела в исторический тупик, а в «лучшее завтра». Об изменении жизни к лучшему, о прекращении войны, о благополучии в доме и стабильности в обществе мечтали все. Мечтали о порядке ,а волею судеб стали участниками грандиозных исторических событий. Вспомните, какое событие стало первым испытанием для российского общества ? Какая основная задача любой революции?

Ученики определяют тему урока. В результате выбранной темы мы можем определить проблемную задачу урока. 3. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. – Можно ли согласиться с таким мнением: « В 1917г. царя « смахнули с плеча» что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела…»? 4. Процесс решения проблемы:( каждая группа выступает по подготовленному вопросу) а. Заполнение таблицы «Хронология событий февральской революции в Петрограде» :

Дата

Участие улицы в революции

Участие политических сил в революции

Попытки остановить революцию



б. Ученикам предлагается рассмотреть исторические хроники – отрывки из воспоминаний очевидцев Февральской революции. Каждая группа анализирует конкретный день февральской революции. Используется фильм « Революционные выступления в Петрограде» 5. Доказательства правильности решения. – Можно ли было сохранить монархию в создавшейся ситуации? (учащиеся в группах обсуждают варианты ответа на основное проблемное задание, подготавливают текст обобщенного высказывания и его обоснования.

6.Итоги урока . Рефлексия. – Означало ли отречение Николая 2 от престола успокоение в стране? Можно ли считать Февральскую революцию законченной?

Цель рефлексии : осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания?

Достоинства проблемного обучения: 1.Высокий уровень мотивации. 2.Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала. 3.Развитие продуктивного мышления. 4.Развитие критического мышления. 5.Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг. 6.Формирование активной личности. Недостатки проблемного обучения: 1.Сложность подготовки к занятию. 2.Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся. 3. Требует больше времени на достижение цели урока.

3.Заключение

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами.





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.