Методические рекомендации на тему «Формирование системного-деятельностного подхода в обучении немецкому языку в 5 классе»
Грязева Людмила Викторовна
Учитель немецкого языка
МБОО «Лицей села Верхний Мамон»
Верхнемамонского района
Воронежской области
Формирование системно – деятельностного
подхода в обучении немецкому языку в 5 классе.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты
обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию самостоятельно, участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, когда он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности. Часто на уроках немецкого языка приходится обращаться к тем знаниям, которые учащиеся уже имеют. Например, при изучении темы « Времена года», вспоминаем окружающий мир, изучая тему « Германия» – географию или историю, при изучении названия цветов – рисование, при переводе и построении предложений сравниваем и учитываем реалии русского языка. Научить ребёнка правильно распоряжаться тем багажом знаний, который он уже имеет, применять их в определенной ситуации – одна из основ системно – деятельностного подхода в обучении. У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.
Позиция учителя иностранного языка должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать языковые или речевые понятия, создавать реальные языковые модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.
Игровые формы на уроке при формировании универсальных учебных действий.
Они позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках немецкого языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи. Это такие игры «Буква потерялась». «Репортёр», «Живые картинки» ( прокомментируй действие ), «Снежный ком», «Закончи слово», «Логический ряд» ( найди слово неподходящее логическому ряду),"Домино","Лото".
Дети очень любят различные перевоплощения. Им очень нравится не только играть, но комментировать свои действия на иностранном языке. Поэтому очень важно прибегать к воображению школьников, к их фантазии. Этому способствуют следующие формы работы: придумать неправдоподобную историю, разыграть сценку «В магазине», «На улице», провести экскурсию по школе, по родному селу. Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное “озарение” по поводу того или иного значения слова, выражения или грамматической формы, доставляет учащимся большое удовольствие, и мотивирует дальнейший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательными, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая их внимание на “подсказки” и опоры в самом материале, что ведёт к накоплению языкового материала. Языковые игры , которые могут применяться на уроках в 5ом классе самые разные: подпиши картинку, отгадай время года, раскрась картинку, проговаривая цвета, сравни фразы немецкие и русские ,разгадай зашифрованный текст, предлог «заблудился».
Не менее интересной работой при формировании универсальных учебных действий является работа с текстами. Читая текст, учащиеся должны руководствоваться, в частности, следующим правилом: охватить целое, которое поможет уяснить детали, уменьшит степень неопределенности, подскажет обобщенный смысл текста. При этом нужно научить учащихся извлекать пользу из заголовков, рисунков, таблиц, схем, сопровождающих текст, видеть в них информационную опору. Это поможет составлять “смысловые карты”, самостоятельно систематизировать языковой материал.
Использование проектной методики одно из составляющих при формировании универсальных учебных действий.
Метод проектов даёт огромные возможности для самостоятельной и творческой работы. По мнению специалистов, метод проектов может быть достаточно широко использован на любой ступени обучения. По мнению Е.С. Полат, использование проектной методики возможно при наличии следующих условий в процессе обучения языку:
наличие практической и теоретической значимости предлагаемых заданий;
самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
использование исследовательских методов работы.
В курсе изучения иностранного языка метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для учащихся.
Главное, это – нацелить правильно учащихся на формулирование проблемы, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой.
В 5 классе целесообразно остановится на двух типах проектов; творческие и ролево–игровые проекты, которые наиболее соответствуют возрастным особенностям учащихся и формируют положительную мотивацию изучения немецкого языка.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников и предполагают оформление результатов в виде статей, репортажей, комиксов, альбомов, газет, коллажей, позволяющие развивать познавательную активность учащихся в области изучения иноязычной культуры и культуры своей страны. Это проекты «Весёлая Пасха», «Моё любимое животное» «Я строю город», «Моя комната» ,« Берлин – это …», «Я и моя семья», «Времена года» и др.
Ролево – игровые проекты - это проекты, где структура остаётся открытой до окончания проекта. Именно такой вид проекта как нельзя лучше способствует реализации концепции «диалога культур», позволяющей познать представителей другой страны через определённые социальные роли, образы литературных персонажей и выдуманных героев. Это постановка маленьких сказок. представлений, инсценировка стихов и рифмовок.
Активно используется метод проектов и во внеурочной деятельности. Например , создание интерактивных альбомов по определенным темам, презентаций дополнительных дидактических материалов.
Самостоятельная деятельность учащихся
Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. Для развития самостоятельной деятельности школьников при изучении иностранного языка требуется: во-первых, необходимое осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащиеся должны знать, что они будут делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит их опыт; во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке;
в-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (аудиозаписью, дидактическим материалом, справочной литературой); в-четвертых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы;
в-пятых, важно предусмотреть и уровень знаний и способностей ученика; Сознание того, что ребёнок сможет с ним справиться повышает его самооценку. а отсюда и мотивацию (например составить семью слов, найти по словарю значение сложных слов, перевести отрывок или весь текст, понять главную мысль)
Прогрессирующее развитие международных контактов и связей в политике, экономике, культуре и других областях обуславливает последовательную ориентацию современной методики обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации. Стремление к коммуникативной компетенции, как к конечному результату обучения, предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой ,но и усвоение колоссальной неязыковой информации, необходимой для адекватного обучения и взаимопонимания, потому что последнее недостижимо без относительного равенства основных сведений общающихся об окружающей действительности.
Использование страноведческой информации в учебном процессе.
Использование страноведческой информации обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач. Содержание страноведческих текстов содействует формированию познавательного интереса у школьников. Этот материал, по своему богатому содержанию способен обеспечивать развитие положительной мотивации. Например: поиск ключевых слов, которые помогут понять правильно текст, дать объяснение некоторым словам или перевести их, рассказать что узнали нового, составить аналогичный текст, описывающий сходные реалии или события своей страны. Изучение лингвострановедческого материала положительно влияет на формирование мотивации и способствует расширению кругозора учащихся, знакомству с географическим положением страны, с природными ресурсами, климатом и т.д. К примеру: виртуальная экскурсия по Берлину, дорогой сказок, легенды и сказки на карте Германии.
Применение компьютерных технологий на уроках немецкого языка.
Компьютер, как и другие информационные носители, выполняет вспомогательные функции предоставления учебной информации, которая поможет учащемуся достичь запланированных целей обучения, а сотрудничество человека и компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным и мотивированным. Реализация системно – деятельностного подхода при обучении немецкому языку с использованием компьютерных технологий позволяют также формировать у детей личный опыт – опыт творческой деятельности, эмоционально – ценностное отношение к социуму, природе. жизни ,которое необходимо в современном мире. Практическая направленность использования сети Интернет очевидна, готовые он - лайн - уроки, грамматические он - лайн задания. викторины, он – лайн игры.
Заключение
Модернизация школьного образования на современном этапе связывается, прежде всего, с обеспечением его деятельностного, развивающего и культуросообразного характера.
Практика использования системно – деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока, обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения. А для учителя деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Важнейшей задачей становится – воспитание ученика-исследователя. способного вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Список используемой литературы
1. Бим И.Л. Шаги 1. Учебник немецкого языка для 5 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014г
3. Браун С.В. Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе // Иностранные языки в школе.- 2002.- №2
4. Вартанов А.В. От обучения языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе.- 2003.- №2
5. Воробьёв Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе.- 2003.- №2
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2000
7. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников.- Москва, 1983
8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988
9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. - М.: Просвещение, 1985
10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.-2000.- №2,№8.
Полянская Оксана Николаевна