12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тимошенко Елена Владимировна18
1

Реализация условий развития ассоциативного мышления учащихся посредством изучения орфографии в начальном курсе русского языка

Тимошенко Елена Владимировна

учитель начальных классов

МАОУ г. Хабаровска «СШ №27»

Хабаровский край

Реализация условий развития ассоциативного мышления учащихся посредством изучения орфографии в начальном курсе русского языка

Аннотация: в статье описаны особенности реализации педагогических условий развития ассоциативного мышления учащихся посредством изучения орфографии в начальном курсе русского языка.

Ключевые слова: младшие школьники, ассоциативное мышление, орфография, метод графических ассоциаций, метод фонетических ассоциаций, ассоциативный словарь.

Ассоциативное мышление младшего школьника - это познавательно-творческий процесс восприятия образов и моделирования собственных новых образов на основе ценностного отношения к чему-либо. Процесс ассоциативного мышления является аккумулированием воображения, фантазии, представления, его результатом является создание образов, которые отличаются оригинальностью, нестандартностью и вариативностью [1, c. 10].

Считаем, что изучение орфографии в начальном курсе русского языка благоприятно воздействует на развитие ассоциативного мышления учащихся, если:

1. в процессе развития ассоциативного мышления у школьников применяются различные методы ассоциаций (метод графической ассоциации, метод фонетической ассоциации, комбинированный метод);

2. с целью развития ассоциативного мышления учащихся разработаны упражнения и задания по изучению орфографии в начальном курсе русского языка;

3. в процессе решения заданий и упражнений у школьников составляется и систематически пополняется ассоциативный словарь, который используется на всем протяжении обучения русскому языку в начальной школе.

Согласно первому педагогическому условию исследования, в процессе развития ассоциативного мышления у школьников применяются различные методы ассоциаций (метод графической ассоциации, метод фонетической ассоциации, комбинированный метод). Покажем, каким образом нами осуществлялась данная работа на уроках русского языка в 4-м классе.

Целью данных уроков являлось развитие ассоциативного мышления школьников при восприятии и запоминании слов с непроверяемыми орфограммами и формирование умения грамотно, осознанно писать такие слова; пользоваться алгоритмом при решении орфографических задач, снизить количество ошибок до минимума.

Использовались различные виды работ по методу ассоциаций: метод графической ассоциации; метод фонетической ассоциации; комбинированный метод. Кроме того, мы применяли на уроках следующие приемы: работа со словарем; игровые приемы; группировка слов по орфографическому признаку; подбор однокоренных слов; составление предложений.

Изучая слово «велосипед», мы обратились к методу графической ассоциации. Дети изображали на рисунке велосипед, выделяя буквы. Пример приведен на рисунке 1.

t1587566193aa.jpg

Рис. 1. Схематическое изображение слова «велосипед»

Метод фонетической ассоциации мы применили при изучении слова «медведь».

- Угадайте о ком речь:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

Вывешивается иллюстрация с изображением медведя и карточка со словом медведь.

- Как догадались, что это медведь? (спит в берлоге).

- Что вы еще знаете о медведе? Где он живет? Чем питается? Почему его считают лакомкой?

- Прочитайте внимательно слово и найдите орфограммы (парный согласный в корне и безударная гласная в корне).

- Какая орфограмма вызывает затруднение? (безударная гласная в корне).

- Почему? (нельзя проверить).

- Значит, как правильно называется орфограмма? (непроверяемая безударная гласная).

- Как поступаем с такими словами? (запоминаем написание).

- И в этом нам поможет само слово. Скажите, как легче запомнить правописание слова медведь? (вспомнить его любимое лакомство - мёд).

Для закрепления была предложена работа над фразеологизмом: «Медведь на ухо наступил».

- Почему так говорят? (человек без музыкального слуха).

- Составьте словосочетания со словом медведь и запишите, выделяя орфограмму.

Например: косолапый медведь, бурый медведь, медведь в берлоге и др.

- Какую орфограмму запоминали? (непроверяемую гласную е в корне слова)

- Как легче запомнить написание? (от слова мёд).

При изучении слова «лопата» мы применили комбинированный метод ассоциаций.

- Какие орудия труда вы знаете? (вилы, грабли, тяпка, лопата).

- Какое из названных слов можно назвать лишним по написанию? (лопата, т.к. безударную гласную а нельзя проверить).

- Что мы должны сделать? (запомнить написание)

- Какой формы лопасть? (круглая).

- Какую букву напоминает? (о).

- Форма лопаты поможет нам прочнее запомнить правильное написание этого слова.

Школьники выполняют рисунок лопаты, выделяя букву О. При этом выучим следующую стихотворную фразу:

В слове ЛОПАТА три гласных всего.

Две гласных «А», а после «Л» «О».

Также для закрепления учащимся была предложена рифмовка из словарных слов, которую они выучили:

Дорога, лопата, топор, колесо - пишите всегда только с буквою «о».

Вторым педагогическим условием исследования является следующее - с целью развития ассоциативного мышления учащихся разработаны упражнения и задания по изучению орфографии в начальном курсе русского языка. Для реализации данного педагогического условия нами были разработаны упражнения и задания для школьников по изучению орфографии с применением метода ассоциаций. Приведем примеры данных упражнений и заданий:

1. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина. Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина. По памяти воспроизвести слово по его ассоциации.

2. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

3. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

4. Предложить детям несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросить детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.

Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

5. Упражнение «Нелогичные ассоциации».

Дать детям несколько слов, логически не связанных между собой.

Книга – Цветок – Сосиска - Мыло

Предложить им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постараться дать простор их воображению, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Как показало наблюдение, учащиеся проявили большой интерес к выполнению подобных упражнений и заданий, всем детям понравится метод ассоциативного запоминания слов.

Согласно третьему педагогическому условию исследования, в процессе решения заданий и упражнений у школьников составляется и систематически пополняется ассоциативный словарь, который используется на всем протяжении обучения русскому языку в начальной школе.

Правила составления словаря дети придумывали сами под нашим руководством. Они интуитивно улавливали, как формируются ассоциативные связи. Как только в сознании ребенка родится образ, тут же возникает ассоциация. Мы с ребятами создавали свой ассоциативный словарь на протяжении всего обучения в 4-м классе. Из урока в урок туда добавлялись все новые слова. Приведем пример нескольких слов:

АВТОБУС – АВТО

АПТЕКА – АПЧХИ!

БЕРЕЗА – БЕЛАЯ

БОЛОТО – БОЧКА С ВОДОЙ

Важно обратить внимание детей, что ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. К некоторым словам детьми было предложено по несколько ассоциаций, мы выбирали самые удачные. Но дети пользуются теми, что придумали сами. Потому что только тот материал, который прошел через чувства ребенка, его практическую деятельность, запомнится лучше и быстрей! Потому что это – творчество, а то, что создал сам, врезается в память и запоминается надолго, если не навсегда! А еще – такой вид творчества приучает учащихся всматриваться в каждое слово, вдумываться в слова, в их значение, состав, обращать внимание на правописание, то есть делать все то, ради чего это и было придумано.

В целом считаем, что систематическое выполнение упражнений по анализу языкового материала способствует формированию грамматических понятий, их сознательному усвоению, закреплению, углублению и систематизации знаний, развивает ассоциативное и логическое мышление и речь, обогащает словарь учащихся, расширяет их кругозор, формирует орфографическую грамотность. И, что очень важно, раскрывает красоту и многообразие русского языка, прививает любовь к нему!

Список литературы

Попова, Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии [Текст]: учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 42 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.