12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тимошенко Елена Владимировна18 |
Реализация условий развития ассоциативного мышления учащихся посредством изучения орфографии в начальном курсе русского языка
Тимошенко Елена Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ г. Хабаровска «СШ №27»
Хабаровский край
Реализация условий развития ассоциативного мышления учащихся посредством изучения орфографии в начальном курсе русского языка
Аннотация: в статье описаны особенности реализации педагогических условий развития ассоциативного мышления учащихся посредством изучения орфографии в начальном курсе русского языка.
Ключевые слова: младшие школьники, ассоциативное мышление, орфография, метод графических ассоциаций, метод фонетических ассоциаций, ассоциативный словарь.
Ассоциативное мышление младшего школьника - это познавательно-творческий процесс восприятия образов и моделирования собственных новых образов на основе ценностного отношения к чему-либо. Процесс ассоциативного мышления является аккумулированием воображения, фантазии, представления, его результатом является создание образов, которые отличаются оригинальностью, нестандартностью и вариативностью [1, c. 10].
Считаем, что изучение орфографии в начальном курсе русского языка благоприятно воздействует на развитие ассоциативного мышления учащихся, если:
1. в процессе развития ассоциативного мышления у школьников применяются различные методы ассоциаций (метод графической ассоциации, метод фонетической ассоциации, комбинированный метод);
2. с целью развития ассоциативного мышления учащихся разработаны упражнения и задания по изучению орфографии в начальном курсе русского языка;
3. в процессе решения заданий и упражнений у школьников составляется и систематически пополняется ассоциативный словарь, который используется на всем протяжении обучения русскому языку в начальной школе.
Согласно первому педагогическому условию исследования, в процессе развития ассоциативного мышления у школьников применяются различные методы ассоциаций (метод графической ассоциации, метод фонетической ассоциации, комбинированный метод). Покажем, каким образом нами осуществлялась данная работа на уроках русского языка в 4-м классе.
Целью данных уроков являлось развитие ассоциативного мышления школьников при восприятии и запоминании слов с непроверяемыми орфограммами и формирование умения грамотно, осознанно писать такие слова; пользоваться алгоритмом при решении орфографических задач, снизить количество ошибок до минимума.
Использовались различные виды работ по методу ассоциаций: метод графической ассоциации; метод фонетической ассоциации; комбинированный метод. Кроме того, мы применяли на уроках следующие приемы: работа со словарем; игровые приемы; группировка слов по орфографическому признаку; подбор однокоренных слов; составление предложений.
Изучая слово «велосипед», мы обратились к методу графической ассоциации. Дети изображали на рисунке велосипед, выделяя буквы. Пример приведен на рисунке 1.
Рис. 1. Схематическое изображение слова «велосипед»
Метод фонетической ассоциации мы применили при изучении слова «медведь».
- Угадайте о ком речь:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Вывешивается иллюстрация с изображением медведя и карточка со словом медведь.
- Как догадались, что это медведь? (спит в берлоге).
- Что вы еще знаете о медведе? Где он живет? Чем питается? Почему его считают лакомкой?
- Прочитайте внимательно слово и найдите орфограммы (парный согласный в корне и безударная гласная в корне).
- Какая орфограмма вызывает затруднение? (безударная гласная в корне).
- Почему? (нельзя проверить).
- Значит, как правильно называется орфограмма? (непроверяемая безударная гласная).
- Как поступаем с такими словами? (запоминаем написание).
- И в этом нам поможет само слово. Скажите, как легче запомнить правописание слова медведь? (вспомнить его любимое лакомство - мёд).
Для закрепления была предложена работа над фразеологизмом: «Медведь на ухо наступил».
- Почему так говорят? (человек без музыкального слуха).
- Составьте словосочетания со словом медведь и запишите, выделяя орфограмму.
Например: косолапый медведь, бурый медведь, медведь в берлоге и др.
- Какую орфограмму запоминали? (непроверяемую гласную е в корне слова)
- Как легче запомнить написание? (от слова мёд).
При изучении слова «лопата» мы применили комбинированный метод ассоциаций.
- Какие орудия труда вы знаете? (вилы, грабли, тяпка, лопата).
- Какое из названных слов можно назвать лишним по написанию? (лопата, т.к. безударную гласную а нельзя проверить).
- Что мы должны сделать? (запомнить написание)
- Какой формы лопасть? (круглая).
- Какую букву напоминает? (о).
- Форма лопаты поможет нам прочнее запомнить правильное написание этого слова.
Школьники выполняют рисунок лопаты, выделяя букву О. При этом выучим следующую стихотворную фразу:
В слове ЛОПАТА три гласных всего.
Две гласных «А», а после «Л» «О».
Также для закрепления учащимся была предложена рифмовка из словарных слов, которую они выучили:
Дорога, лопата, топор, колесо - пишите всегда только с буквою «о».
Вторым педагогическим условием исследования является следующее - с целью развития ассоциативного мышления учащихся разработаны упражнения и задания по изучению орфографии в начальном курсе русского языка. Для реализации данного педагогического условия нами были разработаны упражнения и задания для школьников по изучению орфографии с применением метода ассоциаций. Приведем примеры данных упражнений и заданий:
1. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина. Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина. По памяти воспроизвести слово по его ассоциации.
2. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.
3. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.
4. Предложить детям несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.
В конце попросить детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.
Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.
5. Упражнение «Нелогичные ассоциации».
Дать детям несколько слов, логически не связанных между собой.
Книга – Цветок – Сосиска - Мыло
Предложить им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постараться дать простор их воображению, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.
В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Как показало наблюдение, учащиеся проявили большой интерес к выполнению подобных упражнений и заданий, всем детям понравится метод ассоциативного запоминания слов.
Согласно третьему педагогическому условию исследования, в процессе решения заданий и упражнений у школьников составляется и систематически пополняется ассоциативный словарь, который используется на всем протяжении обучения русскому языку в начальной школе.
Правила составления словаря дети придумывали сами под нашим руководством. Они интуитивно улавливали, как формируются ассоциативные связи. Как только в сознании ребенка родится образ, тут же возникает ассоциация. Мы с ребятами создавали свой ассоциативный словарь на протяжении всего обучения в 4-м классе. Из урока в урок туда добавлялись все новые слова. Приведем пример нескольких слов:
АВТОБУС – АВТО
АПТЕКА – АПЧХИ!
БЕРЕЗА – БЕЛАЯ
БОЛОТО – БОЧКА С ВОДОЙ
В целом считаем, что систематическое выполнение упражнений по анализу языкового материала способствует формированию грамматических понятий, их сознательному усвоению, закреплению, углублению и систематизации знаний, развивает ассоциативное и логическое мышление и речь, обогащает словарь учащихся, расширяет их кругозор, формирует орфографическую грамотность. И, что очень важно, раскрывает красоту и многообразие русского языка, прививает любовь к нему!
Список литературы
Попова, Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии [Текст]: учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 42 с.