Доклад на тему «Реализация воспитательного потенциала на уроках математики»

0
0
Материал опубликован 17 January 2023



ГАПОУ СО «Перелюбский аграрный техникум»











ДОКЛАД: «Реализация воспитательного потенциала на уроках математики»





Подготовила:

преподаватель математики: Рыгалова Н.И.















с. Перелюб

2022 год



математики: Рыгалова

Мы живем в удивительное время, когда жизнь требует от человека мобилизации всех его сил: нравственных, физических, духовных, интеллектуальных, чтобы он мог адаптироваться в новых условиях Поэтому современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология.

Замена традиционного подхода в образовании на компетентностный, означает, что выпускники техникума должны быть готовы после обучения реализовать себя в социуме, стать успешными полноценными гражданами современного общества.

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием – это творение будущего и взгляд в будущее».

(В.А. Сухомлинский)

Неразрывной нитью связаны между собой процессы обучения и воспитания, главная их цель подготовка молодого поколения к предстоящей деятельности.

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»

(Л.Н. Толстой)

Математика всегда сопровождает человека в жизни.  Она помогает развитию других наук, в частности физики, химии.

. Математика, даёт возможность преподавателю эффективно воздействовать на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.

Иоганн Вольфган Гёте: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляет мир»

А наш соотечественник М.И. Калинин сказал: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то заполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность»

Как же помочь нашим учащимся реализоваться в жизни, стать достойными гражданами своей страны, чтобы они составили гордость и славу Отечества, достойно жили и трудились на благо процветания нашего Перелюбского района.

Перед преподавателем математики стоит нелегкая задача — преодолеть в сознании учащихся представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.

Как в условиях невероятной динамики производства новых знаний и наличия широчайшего спектра различных мнений современному человеку научиться самостоятельно и критически мыслить.

Как научить молодого человека вычленять проблему; формулировать задачу; выстроить алгоритм решения этой задачи; выбирать рациональный способ; решать задачу. Непрерывное самообразование и математическая компетентность, поможет реализоваться в жизни и сделать мир вокруг себя прекрасным и счастливым

Воспитательное воздействие на уроках математики сводится в основном к воспитанию с одной стороны логической культуры мышления; строгости и стройности умозаключений; с другой — решение математических задач с производственным содержанием при надлежащем его выборе дает широкий простор для сообщения цифр и данных, что позволяет расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

На уроках математики учащимся требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.

На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют.

Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый студент может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности.

Занимаясь математикой, каждый студент воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным.

Добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении трудностей при решении примеров и задач. Уроки математики воспитывают в студентах трудолюбие, настойчивость, упорство, умение работать в группах, оценивать ответы товарищей и свои собственные, умение доводить дело до конца, ответственность.

Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания учебного материала, использование современных образовательных технологий через структуру урока, организацию общения, организацию самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности на уроке и в свободное время, воспитание трудолюбия, экономическое воспитание; воспитание чувства ответственности.

При формулировке воспитательных задач урока нужно ориентироваться на личностные образовательные результаты.

Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл знаниям

При реализации воспитательной функции при изучении математики первое, с чем приходится столкнуться преподавателю - это выдвижение воспитательных задач к уроку.

Определили круг воспитательных задач, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности студента на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.
Начало урока это очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к. от этапа мотивации, от умелой организации начала урока зависит его успех. Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный характер? Я думаю, у каждого преподавателя есть в работе немало различных способов и приемов начать урок.

Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Например: Предлагаю студентам высказывания великих людей:

1.«Умение мыслить математически, одна из благороднейших способностей человека» (Бернард Шоу)

Недостаточно овладеть премудростью,

      Нужно так же уметь пользоваться ею”

                                                                 Цицерон

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Предлагаю студентам мотивацию учащихся гарвардского университета: «Если ты сейчас уснёшь, то конечно тебе присниться твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учёбу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь».

Или же предлагаю решить ребус или кроссворд, найти соответствие между формулой и её названием, привожу интересные факты из истории математики, притчу или проблемный вопрос.

Например: Знаете ли вы, что самое большое число в математике называется ЦЕНТИЛЬОН–это единица и 600 нулей

Название поисковой системы ГУГОЛ имеет математическое происхождение – это число состоящее из единицы и 100 нулей

При изучении темы «Интегралы» я предлагаю вниманию студентов картины художника Сергея Колесникова: «Боль жизни»; «Поле мысли»; «Сфера Дайсона». Поясняю, что в искусстве появилось новое направление «Интегральный реализм». Прошу, поясните: какое впечатление на вас производят эти картины.

Всё это позволяет воспитывать у студентов интерес к уроку, к предмету в целом, позволяет расширить кругозор знаний, воспитывает эстетический вкус, повышает общий уровень развития студентов

На этапе мотивации я пытаюсь найти общий язык с каждым студентом, подбадриваю, поощряю каждого, воспитываю интерес и стремление к учёбе, хвалю за достигнутые цели, воспитываю умение преодолевать свой страх и тревожность

Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами

На этапе урока актуализация знаний, применяю почти на каждом уроке устный счёт:

Например: при изучении темы «Корни и степени предлагаю студентам разделиться на 2 группы: одна группа решает примеры, где от числа в рациональной степени необходимо перейти к корню, второй группе и наоборот предлагаю пример, где от выражения стоящего под знаком корня перейти к выражению числа в рациональной степени. Результат оценивает соседняя группа

Или при изучении темы «Логарифмы» предлагаю проверить полученные знания с помощью игры «Математическое лото».

Играя в лото показываю карточки с ответами, учащиеся же должны найти пример, к которому подходит данный ответ.

Устная работа позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивать память, воспитывать смелость, уверенность в своих знаниях, внимание, речь, правильное произношение.
.Например, можно начать урок таким способом. Назовем его образно «вхождение в тему урока»

Например: при изучении темы: Многогранники и Тела вращения предлагаю составить кластер и распределить фигуры соответственно. Составляя кластер они повторяют определения. Формулы, которые усвоили на предыдущих уроках. Работают группами, одна группа составляет кластер Многогранники, другая Тела вращения. На доске тема урока не записываю, предлагаю студентам после составления кластера высказать свои соображения по теме урока.

На итоговом уроке по теме: «Применение интеграла при решении задач по физике, геометрии, экономике» предлагаю студентам составить кластер по данной теме, обобщить в нём все, то, что они знают об интеграле: виды интегралов – определённый, неопределённый; формулы для вычисления, где находят своё применение; имена учёных имевших отношение к открытию данного интеграла.

Студенты сами определяют тему урока и сами высказывают предположение: какие задачи им предстоит решить на уроке, обозначают круг вопросов. Которые требуют актуализации, что позволяет воспитывать в них творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи, студенты активно включаются в обсуждение, высказывают свои мысли вслух, работают на данном этапе урока все без исключения.

Такой приём на уроке позволяет создать ситуацию успеха, реализует нравственное воспитание

Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию.

Например, при изучении темы Вычисление площади криволинейной трапеции с помощью формулы Ньютона - Лейбница, организую самостоятельное открытие формулы. Как вычисляется определённый интеграл они уже знают, самостоятельно выполняют чертёж, это они тоже умеют и по готовому чертежу записывают формулу Ньютона – Лейбница, сначала для конкретного случая, а потом в общем виде.

Студенты анализируют, где находит своё применение открытая формула: в геометрии при вычислении объёма и площади поверхности тел вращения, в физике: при вычислении работы силы; высоту тела брошенного вертикально вверх; определение силы давления воды в шлюзах, экономике: определить необходимый запас товара в магазине на 3 дня, тем самым реализуется эстетическое воспитание. 

Такой приём позволяет осуществлять на уроке умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, трудолюбие, ответственность, определяют связь математического анализа с историей и выясняют, где находят интегралы своё практическое применение в жизни.

На практической работе по геометрии предлагаю учащимся работу исследовательского характера по готовым моделям.

Например, при изучении темы Вычисление площади поверхности и объёма фигур вращения, каждый из студентов приносит на урок свою фигуру и вычисляет её объём и площадь поверхности, составляет свою задачу

Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

На уроках математики мы говорим со студентами о особой роли математики в жизни человека: о совершенстве математического языка, о полезности математики, о истории математики, о том, что математика находит своё применение в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы.

Например: при изучении темы Логарифмы я рассказываю о таких фактах, как возникли логарифмы и для чего они необходимы (для простоты вычислений произведения и частного ). Изобретение логарифмов в 16 веке тесно связано с развитием торговли и производства, астрономии и мореплавания. О таком необычном понятии, как логарифмическая спираль. Человеческое ухо это маленькое чудо, в ухе есть орган.который воспринимает звук, называемый улиткой он имеет форму логарифмической спирали.

Поясняю где встречается логарифмическая спираль в природе, в музыке, астрономии, архитектуре, технике эпиграфом к уроку беру слова Гёте «Логарифмическая спираль – математический символ жизни и духовного развития»

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи с производственным содержанием, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения.

Например для студентов профессии «Тракторист – машинист с/х производства предлагаю такие задачи:

Задача № 1: Вычислить число оборотов тракторного агрегата при ширине захвата 6 м, если обрабатываемая площадь равна 6 га, длина загона 2000 м, ширина загона 300 м.

Задача № 2: Посевная площадь пшеницы во второй бригаде колхоза «Родина» – 100 га, расход солярки для полного цикла выращивания 2377 кг.

Бригадиру тракторной бригады на поле привезли цистерну под солярку. Солярку должны слить в цистерну, которая имеет цилиндрическую форму. Диаметр цистерны d = 1,4 м; высота цистерны h =2,2 м.

Перед бригадиром возник вопрос, а достаточно ли приготовленной ёмкости, чтобы заготовить солярку для полного цикла выращивания пшеницы.

Один из моих студентов подготовил на областной конкурс исследовательский проект «Математическое моделирование в профессии «Тракторист – машинист с/х производства». Проект раскрывает решение практических задач производственного содержания математическим способом, но что меня удивило, его слова в заключении к работе:     « Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.

Кому, как ни нам, выпускникам Перелюбского аграрного техникума работать на этих землях, осваивать новую технику и внедрять новые технологии в сельское хозяйство.

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества»

А.М. Горький

Мои студенты любят заниматься творчеством, ежегодно в техникуме проводится предметная неделя и в план предметной недели я обязательно включаю конференцию, к которой студенты готовят свои проекты, пусть порой не совершенные, но в них проявляется отношение к предмету, к исторически данным. Проекты воспитывают у них креативное мышление, активность, гибкость, оригинальность, фантазию, умение принимать решения, не бояться ошибок,

Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание.
Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны преподавателя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, тесты, мозговой штурм, математический баскетбол, логарифмический Дартс и т.д

Например: при закреплении темы Решение логарифмических уравнений. Я предлагаю студентам: Мы с вами будем решать с помощью игры Дартс логарифмические уравнения.

Игра Дартс (Дартс - это спортивная игра, при которой дротики бросают в круглую размеченную на сектора мишень. В переводе с английского Дартс (Darts) - дротики. Игра дартс появилась в Англии более 200 лет назад и сейчас в Дартс играют во всем мире.

Делимся на две группы, каждой группе предлагается своя мишень, по краям расположены уравнения более лёгкие, чем ближе к центру, тем уравнения сложнее, студенты бросают дротики, только в те уравнения решения которых они знают. Каждая группа заполняет своё поле, затем проверяет ответы, соседней команды и студенты выставляют оценки соперникам.

Или, например: при изучении темы:Логарифмы я предлагаю составить синквейн (восточный стих) состоит: существительное - тема; 2 прилагательных - характеристики; 3 глагола - характеристики; предложение из нескольких слов, показывающих отношение к теме; слово, связанное, с первым словом, отражающим сущность темы, вывод, оценка.

Логарифмы – натуральные, десятичные –потенцируют, вычисляют, решают – Чтобы знать логарифмы, нужно поглощать их с аппетитом – Это огромный шаг на пути решения практических задач.

Суть этого метода, помочь студентам в усвоении и закреплении нового материала, позволяет совершенствовать образную речь и позволяет добиться успеха в короткий срок, позволяет пополнить словарный запас, учит краткому пересказу, развивает речь и мышление. Сочинение синквейна – процесс творческий, помогает самовыражению учащихся, через сочинение собственных нерифмованных стихов, учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Это воспитание критического отношения к себе и товарищам.

Я предлагаю вашему вниманию синквейн, который составили студенты: Каким должен быть преподаватель! и Каким не должен быть преподаватель!

Каким должен быть преподаватель

Каким не должен быть преподаватель

душевный, открытый

развивает, претворяет; думает

Много идей – мало времени

суетливый, крикливый

объясняет, поучает, ЖДЁТ

когда закончится урок



С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ.

Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка преподавателя - поощрительные реплики, при некоторых видах деятельности, обязательно оценивание со стороны студентов группы

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе со студентами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ преподавателя, студентов и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на преподавателя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить воспитаннику. • Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.
Какие же нравственные качества воспитываются на уроке?.
Прежде всего- это все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, проявление гуманности, товарищества, доброты, деликатности, вежливости, скромности, ответственности, честности.

Вторым нравственным объектом, отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность.
Третий объект- коллектив группы. Чувство долга, ответственность, трудолюбие, озабоченность неудачами одногрупников, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения студентов к коллективу, к группе. Бережное отношение к имуществу техникума и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом учащийся проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной качество студента, которое постоянно должно присутствовать на уроке , является труд.
Отношение учащегося к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, усердие. Все это подвластно влиянию преподавателя на уроке.
Нравственная ценность любого урока, является отношение к Родине. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, быть успешными людьми, не зависимо от профессии, приносить пользу обществу.

Запомните:
Успех ваших студентов – это и ваш успех!

Определите со своими студентами понятие успеха.

Помогите студентам овладеть качествами успешного человека.
Научите их планированию, самоанализу

И, самое главное, никогда не сравнивайте успех студента с чужим успехом, потому. Что каждый человек уникален.

Я желаю вам, чтобы ваши уроки, ваши студенты запомнили на всю жизнь и с благодарностью вспоминали вас, как преподавателя, который научил их быть УСПЕШНЫМИ!
































Математика развивает у человека такие важные качества личности, как: целеустремлённость, волю; внимание, хорошую память и логическое мышление; работоспособность и трудолюбие, упорство; чувство предвидения, умение прикидывать и оценивать результаты; чёткость, аккуратность и реализм в своих суждениях и выводах; находчивость и смекалку.

Методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала урока математики:
• Проведение систематической диагностики уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Обязательное обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. • При написании плана урока продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами • Осуществить выбор оптимальных способов и приемов для начала урока т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока • Использовать на этапе актуализации опорных знаний работы по готовым чертежам, тренажеры, работу в парах, применять ИКТ. Использовать различные средства гуманитаризации • Специально подбирать задачи для урока.
• Использовать на уроке разные виды контроля, что позволит осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. • Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ • Применять разные способы оценивания, что оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач. • Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока .
Будучи элементом воспитания, урок не перестает оставаться частью жизни ребенка. И характер протекающей на уроке жизни становится качеством наглядного образа жизни, достойной человека, ибо на уроке каждый проживает достойно этот кусок своей жизни – конечно, если организатором урока является педагог-профессионал. А процесс воспитания на уроке – это сама жизнь ребенка, и должна она проживаться на уровне современной культуры.







И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция.
Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других.
Если его подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если он растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если он растёт в безопасности, он верит в людей.

А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.