12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слащева Татьяна Вячеславовна29
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
5

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках математики»

Реализация компетентностного подхода на уроках математики

 

В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. В условиях стремительно возрастающего объема информации человеку необходимо не только владеть определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь адаптироваться к новым условиям жизни: ориентироваться в различных ситуациях; анализировать, критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем; ставить перед собой цели и достигать их; организовывать собственную деятельность; владеть средствами коммуникации; добывать информацию и пользоваться ею.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Под понятием «компетентностный подход» понимается направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Определений понятий «компетентность» и «компетенция» несколько. Мне кажется, что Иванов Д.А. четко и ясно отметил:

«компетентность» обозначает характеристику человека;

«компетенция» характеризует то, чем человек обладает.

В перечне ключевых компетенций хотела бы выделить 4 компетенции:

Социальную;

Коммуникативную;

Информационную;

Учебно-познавательную.

Социальная компетенция – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; продуктивно взаимодействовать в команде; реализовывать свои права и выполнять обязанности гражданина.

Ее можно подразделить на два вида: внутреннюю и внешнюю компетенции. К первой следует отнести трудоспособность учащегося, его готовность к выполнению определенной работы, состояние психического и физического здоровья. Ко второй – умение школьника подойти к другому человеку, чтобы задать вопрос (провести анкетирование, социологический опрос), то есть использовать ресурсы социума для решения проблем.

Можно предложить ребятам ряд тем для опроса и провести мини-исследование, полученную и обработанную информацию использовать на уроках.

Например:

Какой вид отдыха предпочитают ребята из вашего класса: занятие спортом, чтение книги, прогулку во дворе или просмотр телевизора.

Успеваемость в вашем классе.

Средний возраст.

При выполнении таких заданий ребята учатся анализировать и обобщать материал.

Коммуникативная компетенция – это способность получать информацию, представлять и грамотно отстаивать свою точку зрения в диалоге или в публичном выступлении.

Способность выражаться ясно и адекватно ситуации, слушать и понимать речь выступающего формируется при построении ответа у доски. Например, при решении текстовых задач по алгебре или геометрических задач на доказательство ученик должен провести рассуждения, объяснить каждое свое действие, чтобы было понятно всем.

Приведу пример.

Задача. Возле моего дома останавливаются автобусы, идущие по трем разным маршрутам. Один автобус подходит к остановке через каждые 3 мин., другой – через каждые 6 мин., третий – через каждые 10 мин. В 8 ч. 45 мин. я выглянула в окно: на остановке стояли все три автобуса. В какое ближайшее время они снова окажутся вместе на моей остановке?

При решении этой задачи ученик может рассуждать так: чтобы три автобуса оказались на остановке в одно и то же время, должно пройти такое число минут, которое делится на 3, на 6 и на 10. Нужно вспомнить признаки делимости на 3, на 6, на 10 и найти числа, кратные 3, 6, 10. Затем выбрать из них наименьшее, делящееся на все три числа сразу, и ответить на вопрос задачи.

При решении задач такого типа важно, чтобы учащиеся понимали материал, тогда разрозненные сведения соединяются для них в идеальную систему, ребята видят суть вопроса.

Информационная компетенция – это способность искать и извлекать информацию из различных источников, делать на ее основе выводы, использовать информацию в своей деятельности.

Формирования у учащихся этой компетенции происходит при решении задач на «чтение» графиков, диаграмм, таблиц и др.

Приведу пример.

Задача. Первый посев семян петрушки рекомендуется проводить в апреле при дневной температуре воздуха не менее +60 С. На рисунке показан прогноз дневной температуры воздуха в первых трех неделях апреля. Определите, в течение скольких дней за этот период можно производить посев петрушки.

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.

Эта компетенция формируется во время проведения лабораторных и практических работ; при решении так называемых практико-ориентированных задач. Решая задачи исследовательского характера, учащиеся и работают по алгоритму и проводят мини-исследования. У ребят развиваются аналитические способности и вкус к исследовательской деятельности.

Приведу пример.

Задача. Я хочу заключить с вами договор, по которому каждый день в течение месяца я буду вам платить по 100000 рублей. Вы же мне в первый день дадите 1 копейку, во второй 2 копейки, в третий – 4 копейки и т.д. Согласны ли вы заключить такой договор?

Когда задача решена, учащиеся видят, что предложенный договор им заключать невыгодно. Делаем вывод: чтобы не попасть впросак, нужно уметь все просчитать. При решении таких задач учащиеся убеждаются, что знания, полученные на уроках математики, могут пригодиться им в жизни.

Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.