12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна44234
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Речеведческий анализ текста Ю. М. Лотмана

«Мы живем, потому что мы разные»

  1. Общая характеристика текста

Жанр - публичное выступление (статья).

Тема - рассуждение о проблеме взаимоотношения людей в современном обществе.

Тип речевого действия - убеждение.

Тип речи  - аргументирующий.

Стиль  - публицистический.

Коммуникативная задача - высказать и доказать мнение, что человеческое общество держится на различии между людьми, уважающими друг друга; убедить в необходимости ценить в другом человеке право быть другим.

Партнеры по  коммуникативной ситуации - аудитория (читатели или слушатели).

Проблематика текста: проблема человеческой индивидуальности; проблема толерантности; проблема культуры общения; проблема ценностного отношения к другому человеку.

Позиция автора: Каждый человек уникален, человеческое общество держится на различии между людьми, надо помнить об этом и ценить в другом человеке личность.

  1. Особенности композиции текста

А) Вступление начинается с утверждения: «Мы редко встречаемся друг с другом. У нас нет культуры постоянных общений. Мы привыкли жить каждый внутри себя». Автор обозначает круг  проблем, которые будут рассмотрены в главной части. Его цель - настроить слушателей (читателей) на восприятии основной информации.

Б) Основная часть текста

Метод изложения материала -  индуктивный (от частного к общему: от   доказательств к главному тезису).

Логические формы изложения - синтез; сравнение, обобщение.

В изложении можно выделить  5 микротем.

В) Заключение  подготавливается всем предыдущим изложением. Конец речи такой, чтобы слушатели почувствовали, и не только по тону, что дальше говорить нечего (отсюда прием метафоричности заключительной части)

                                     Развернутый план речи

  1. Вступление. Мы привыкли жить каждый внутри себя.
  2. Основная часть. Обществу необходимо научиться ценить в другом человеке другого человека, обеспечивать ему право быть другим.

1. Надо научиться общему языку.

2. Необходимо учиться ценить других людей за то, что они  другие.

3. Человеческое общество держится на различии между людьми.

4. Каждый из нас обязательно входит в меньшинство.

5. У нас нет культуры ценить другого человека.

  1. Заключение. Общество - огромный оркестр с замечательным единством разных голосов.
  1. Правильность речи.

Способы создания    выразительности речи.

         А) Речь автора текста правильна, нормированна. Она доступна для понимания, так как автор тщательно отбирает языковой материал, заботится о ясности и простоте речи, приводит примеры, делает замечания по поводу некоторых высказываний (Ну, правда, сейчас мало единомышленников…). Иногда его речь близка к разговорной (использует междометие ну). Однако эта кажущаяся простота подчинена одной цели - решению коммуникативной задачи.

         Б) Для большей экспрессивности и доказательности своей речи Ю. М. Лотман использует выразительные средства, цель которых - неоднократно подчеркнуть, повторить какую-то мысль, суждение, «достучаться» до слушателей, чтобы они поняли важность поставленной проблемы.  

Вот эти изобразительно-выразительные средства:

  • Анафора (единоначатие): Нам надо научиться общему языку… Надо учиться ценить других… Надо научиться ценить в другом человеке…; Мы привыкли жить каждый внутри себя. Мы привыкли к старой формуле…;
  • Повтор: Мы редко встречаемся… У нас нет… Мы привыкли… Нам надо… и др.; Каждый из нас обязательно входит в какое-то меньшинство… Каждый из нас обязательно входит в меньшинство…; он   не был быединицей, не был бы человеком, он не был бы никому нужен, не был бы нужен сам себе;
  • Антитеза: Легче иметь общий язык…- намного труднее…; большинство - меньшинство; общественный - антиобщественный; другие - одни и те же (люди);
  • Метафора: Общество - оркестр, где каждый инструмент ведет самостоятельную мелодию.
  • Ряды однородных членов: меньшинство лысых, слепых, несчастливых;
  • Риторический вопрос: Ну прекрасно -  будет такой, как я, и мне будет легко с ним разговаривать, но зачем мне с ним разговаривать, если он такой, как я? И др.

С точки зрения синтаксиса можно отметить наличие  сложных

предложений, в том числе с несколькими придаточными; сложносочиненных предложений с союзом но; наличие вводных слов.

  1. Аргументация

         Основной тезис формулируется в начале главной части: «Мы живем, потому что мы разные». Автор последователен в подаче материала, его речь убедительна. Четкая композиция текста позволяет эффективно воздействовать на восприятие адресанта. Ю. М. Лотман логически выстраивает свою речь, подчеркивая ход своих мыслей: «…это первое», «бесспорно», «итак, прежде всего…». Он делает предположения и тут же их опровергает, так как ответ становится очевиден. (Ну представьте себе огромный оркестр, играющий одну и ту же ноту, - зачем он нужен?)

Тип логической аргументации - аргументы к существу дела - факты, которые устанавливаются путем наблюдения, примеров истории, жизненного опыта (педагогического - см. заключение)

           Тип психологической аргументации - аргумент к публике (аудитории) - использование вопросительных предложений для активизации собеседников.

  1. Интонационная структура речи. Взаимодействие

     оратора и слушателей

   Сама структура речи предполагает скрытую форму диалога, интонационную выразительность. Автор использует языковые средства контакта: постоянно употребляет местоимение 1 лица мы в разных формах,         причисляя и себя к этому обществу. За счет этого достигается эффект общения и личного контакта с аудиторией. Выступающий приглашает к совместному рассуждению, создает атмосферу непринужденного разговора, подчеркивая актуальность звучания темы: один человек вряд ли изменит существующее положение. Если же он убедит в своем мнении большинство - лишь тогда можно надеяться на изменения во взаимоотношении членов современного общества.

          К синтаксическим средствам контакта можно отнести вопросно-ответную форму повествования.

                                               Л.Ю. Суслопарова, КОГОАУ "Гимназия г. Уржума"  


Анализ текста
DOC / 38 Кб


полезные ссылки: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman/lotman-vospit_dushi-an.htm
Статья Ю. П. Лотмана
DOC / 25.5 Кб



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (5)

Горбачёва Марина Юрьевна, 08.12.19 в 02:59 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 08.12.19 в 09:33 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Считаю эту статью необходимой для изучения в школе!
Павленко Венера, 06.08.21 в 15:07 2Ответить Пожаловаться
По Ю.М.Лотману. Маски.
Мы уже практически не встречаемся друг с другом. Друг с другом, встречаются наши маски. Людей без маски – видят только акушеры. Принимая роды. Мы вынуждены жить внутри себя – потому, что за пределами себя, мы привыкли видеть опасность. Это – данность. Которую сполна заслужили старшие поколения. И были вынуждены принять последующие.
Теперь нам надо научиться общему языку масок. Маски бывают разные. Гигиенические. Когда мама требует от ребенка: «Говори тише!», в общественном транспорте. Это - гигиеническая маска. Позволяющая социуму сосуществовать комфортно. Защитные. Когда за вымышленной маской, мы пытаемся спрятать свой страх, некомпетентность, неуверенность, либо несостоятельность. Профессиональные. Под которыми мы пытаемся соответствовать своей профессии. Модные. Под которыми мы пытаемся «сорвать хайп». Личные. Под которыми многие пытаются строить личные и семейные отношения.
И в этом разнообразии масок, начинает теряться то, что мы – разные. Неуемное желание выделиться – приводит к всеобщей серости. Мы предоставляем право быть другим, только в рамках общепризнанных масок. «Нам надо научиться общему языку» - утопия! Мы разучаемся разговаривать даже с самыми близкими людьми. Влюбленные парень и девушка, сидят на лавочке, уткнувшись каждый в свой телефон! Именно поэтому, все больше стирается значимость первого поцелуя. Как и волшебство первого секса. Это просто отвлечение от гаджета. Ну, или жалкое копирование вылившейся из него «информации».
Чем больше мы стремимся казаться разными – тем выше угроза нашему биологическому выживанию. Мы начинаем ценить людей за то, что они стремятся казаться другими. Не замечая действительно других. Не вписывающихся в модные тенденции. Человек без маски, кажется нам голым. Мы даже придумали ему словечко «лох».
Общество человеческое держится на человечности. Различия бывают разными. Мы выделили ничтожно малые меньшинства, которые в нормальном обществе не играют никакой роли. В первую очередь – сексуальные. И превознесли их статус. Теперь – это одни из самых популярных масок. Мы превознесли статус порока. И это – чуть ли не самая востребованная маска. Мы так яростно стали бороться со своим «безликим» прошлым – что от нас, для будущих поколений, останутся одни только маски. Которые они, с удивлением, будут рассматривать. Откопав слои нашего окаменевшего дерьма.
У нас нет культуры ценить человека – потому, что на смену ей, пришла культура ценить маску. Но, когда каждая маска исполняет свою самостоятельную мелодию – игра оркестра превращается в какофонию. Поэтому – у нас нет оркестра. Нет общества. У нас – социум. Ярко и оригинально выражающийся. И, абсолютно серый и безликий.
Мы – люди? И сейчас вопрос даже не в том плыть или тонуть. Вопрос решить – мы люди или маски. Наша индивидуальность – внутри нас? Или просто дань моде и «хайпу». И только доказав, что мы – люди, увидим далекую землю. И поймем куда плыть. Или утонем. Каждый в красивой и оригинальной маске.
Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их воля и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души… И что же?
Души в них волн холодней!
(М.Ю.Лермонтов)

Павленко Венера, 06.08.21 в 15:08 1Ответить Пожаловаться
Получилось сумбурно. Дефицит времени. Но, хотелось ответить.
Суслопарова Людмила Юрьевна, 07.08.21 в 10:59 1Ответить Пожаловаться
Венера, спасибо, что нашли время не только прочесть статью, но и вступить в полемику с её автором и в какой-то мере со мной. Вы опять во многом правы. К сожалению! Знаете, получается, что у Лотмана - утопия, а у вас - "данность". Мы всё больше и больше разучиваемся встречаться, общаться, проводить время сообща с теми, кто близок. Мы хотим уединения, изолированности. Потому что устали от всего и от всех. Потому что так проще. Мы, приходится констатировать, скорее заметим в течение дня отсутствие ноутбука, нежели человека...
А насчёт масок... Опять в точку! Этот же Лермонтов уже в 19 веке "печально глядел на своё поколение", а мы в 21-м, ушли намного дальше... И это ещё не предел... Словом, становится и правда печально. "Общество человеческое держится на человечности". Согласна. Остаётся надеяться, что всё-таки не утонем...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.