Речеведческий анализ текста Ю. М. Лотмана
«Мы живем, потому что мы разные»
- Общая характеристика текста
Жанр - публичное выступление (статья).
Тема - рассуждение о проблеме взаимоотношения людей в современном обществе.
Тип речевого действия - убеждение.
Тип речи - аргументирующий.
Стиль - публицистический.
Коммуникативная задача - высказать и доказать мнение, что человеческое общество держится на различии между людьми, уважающими друг друга; убедить в необходимости ценить в другом человеке право быть другим.
Партнеры по коммуникативной ситуации - аудитория (читатели или слушатели).
Проблематика текста: проблема человеческой индивидуальности; проблема толерантности; проблема культуры общения; проблема ценностного отношения к другому человеку.
Позиция автора: Каждый человек уникален, человеческое общество держится на различии между людьми, надо помнить об этом и ценить в другом человеке личность.
- Особенности композиции текста
А) Вступление начинается с утверждения: «Мы редко встречаемся друг с другом. У нас нет культуры постоянных общений. Мы привыкли жить каждый внутри себя». Автор обозначает круг проблем, которые будут рассмотрены в главной части. Его цель - настроить слушателей (читателей) на восприятии основной информации.
Б) Основная часть текста
Метод изложения материала - индуктивный (от частного к общему: от доказательств к главному тезису).
Логические формы изложения - синтез; сравнение, обобщение.
В изложении можно выделить 5 микротем.
В) Заключение подготавливается всем предыдущим изложением. Конец речи такой, чтобы слушатели почувствовали, и не только по тону, что дальше говорить нечего (отсюда прием метафоричности заключительной части)
Развернутый план речи
- Вступление. Мы привыкли жить каждый внутри себя.
- Основная часть. Обществу необходимо научиться ценить в другом человеке другого человека, обеспечивать ему право быть другим.
1. Надо научиться общему языку.
2. Необходимо учиться ценить других людей за то, что они другие.
3. Человеческое общество держится на различии между людьми.
4. Каждый из нас обязательно входит в меньшинство.
5. У нас нет культуры ценить другого человека.
- Заключение. Общество - огромный оркестр с замечательным единством разных голосов.
- Правильность речи.
Способы создания выразительности речи.
А) Речь автора текста правильна, нормированна. Она доступна для понимания, так как автор тщательно отбирает языковой материал, заботится о ясности и простоте речи, приводит примеры, делает замечания по поводу некоторых высказываний (Ну, правда, сейчас мало единомышленников…). Иногда его речь близка к разговорной (использует междометие ну). Однако эта кажущаяся простота подчинена одной цели - решению коммуникативной задачи.
Б) Для большей экспрессивности и доказательности своей речи Ю. М. Лотман использует выразительные средства, цель которых - неоднократно подчеркнуть, повторить какую-то мысль, суждение, «достучаться» до слушателей, чтобы они поняли важность поставленной проблемы.
Вот эти изобразительно-выразительные средства:
- Анафора (единоначатие): Нам надо научиться общему языку… Надо учиться ценить других… Надо научиться ценить в другом человеке…; Мы привыкли жить каждый внутри себя. Мы привыкли к старой формуле…;
- Повтор: Мы редко встречаемся… У нас нет… Мы привыкли… Нам надо… и др.; Каждый из нас обязательно входит в какое-то меньшинство… Каждый из нас обязательно входит в меньшинство…; он не был быединицей, не был бы человеком, он не был бы никому нужен, не был бы нужен сам себе;
- Антитеза: Легче иметь общий язык…- намного труднее…; большинство - меньшинство; общественный - антиобщественный; другие - одни и те же (люди);
- Метафора: Общество - оркестр, где каждый инструмент ведет самостоятельную мелодию.
- Ряды однородных членов: меньшинство лысых, слепых, несчастливых;
- Риторический вопрос: Ну прекрасно - будет такой, как я, и мне будет легко с ним разговаривать, но зачем мне с ним разговаривать, если он такой, как я? И др.
С точки зрения синтаксиса можно отметить наличие сложных
предложений, в том числе с несколькими придаточными; сложносочиненных предложений с союзом но; наличие вводных слов.
- Аргументация
Основной тезис формулируется в начале главной части: «Мы живем, потому что мы разные». Автор последователен в подаче материала, его речь убедительна. Четкая композиция текста позволяет эффективно воздействовать на восприятие адресанта. Ю. М. Лотман логически выстраивает свою речь, подчеркивая ход своих мыслей: «…это первое», «бесспорно», «итак, прежде всего…». Он делает предположения и тут же их опровергает, так как ответ становится очевиден. (Ну представьте себе огромный оркестр, играющий одну и ту же ноту, - зачем он нужен?)
Тип логической аргументации - аргументы к существу дела - факты, которые устанавливаются путем наблюдения, примеров истории, жизненного опыта (педагогического - см. заключение)
Тип психологической аргументации - аргумент к публике (аудитории) - использование вопросительных предложений для активизации собеседников.
- Интонационная структура речи. Взаимодействие
оратора и слушателей
Сама структура речи предполагает скрытую форму диалога, интонационную выразительность. Автор использует языковые средства контакта: постоянно употребляет местоимение 1 лица мы в разных формах, причисляя и себя к этому обществу. За счет этого достигается эффект общения и личного контакта с аудиторией. Выступающий приглашает к совместному рассуждению, создает атмосферу непринужденного разговора, подчеркивая актуальность звучания темы: один человек вряд ли изменит существующее положение. Если же он убедит в своем мнении большинство - лишь тогда можно надеяться на изменения во взаимоотношении членов современного общества.
К синтаксическим средствам контакта можно отнести вопросно-ответную форму повествования.
Л.Ю. Суслопарова, КОГОАУ "Гимназия г. Уржума"
полезные ссылки: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman/lotman-vospit_dushi-an.htm
Статья Ю. П. Лотмана
DOC / 25.5 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Павленко Венера
Павленко Венера
Суслопарова Людмила Юрьевна