Предварительный просмотр презентации

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателя Консультация для родителей Тема: «Дефицит общения – проблема развития речи детей». Цель: Организация своевременной помощи при нарушении речи дошкольника. Цель: Помочь родителям осознать, что отсутствие общения в семье приводит к проблеме развития речи ребенка. Тема: «Развиваем речь, играя». Цель: Ознакомление педагогов с методикой проведения речевых игр» Цель: Ознакомление родителей с комплексом речевых игр. Тема:«Роль семьи в речевом развитии ребёнка». Цель: Ознакомление педагогов с методикой общения ребенка в семье. Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Тема: «Культура речи педагога ДОУ» Цель: Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ Цель: Привлечь родителей к совместной работе по овладению культурой речи детей. Тема: "Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника". Цель: Показать значимость художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста Цель: Дать представление родителям о том, какую роль играет художественная литература в развитии речи ребенка. Тема: «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста». Цель: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Цель: Ознакомление родителей с нетрадиционными приемами развития речи дошкольников.

Консультация для родителей на тему: Тема: "Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника".

Цель: Дать представление родителям о том, какую роль играет художественная литература в развитии речи ребенка.

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и логопед, и воспитатели, ставя перед собой задачу развития речи дошкольника.

проблемы: 1.Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо). 2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета. 3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений. 4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.

5.Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!) 6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями, педагогам и воспитателями многих поступков младших дошкольников!) 7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. 8. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д.

Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координирование работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой. Если в тесте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Консультация для педагога на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»

Цель: «Показать значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Речь – это не только средство общения, но и средство познания мира. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Взрослым, и в особенности педагогам нужно осознавать насколько важно ребенку чаще и больше слышать правильную, выразительную речь. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. В рассказах дети познают точность языка; в стихах – музыкальность русской речи; в сказках - выразительность. В книгах ребенок встречает много новых слов, образных выражений, его речь наполняется эмоциональной и поэтической лексикой.

Литература помогает детям излагать свое отношение к произведениям, используя средства образной выразительности: сравнения, метафоры, эпитеты и другие. Литературное произведение выступает перед ребенком как слияние формы и содержания. Важно подготовить ребенка к восприятию художественного произведения. Нужно обратить внимание ребенка не только на то, что несет в себе произведение, но и как оно это делает, какие средства выразительности мы встречаем в разных жанрах. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Детский сад не ставит перед собой цели дать дошкольникам теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи.

Приемы работы а) обнаружение в тексте «образных» слов; б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем; в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе? г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении; д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус. Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы в процессе развития речи.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается, таким образом к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка и художественной литературы. Язык - важнейшее средство человеческого общения.