Статья «Логопедическая не компетентность родителей в вопросах речевого развития дошкольников»
Логопедическая не компетентность родителей в вопросах речевого развития дошкольников
Проблема речевого развития и речевого воспитания на сегодняшний день одна из самых значимых в современном детском саду.
По данным статистики до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70 % имеют перинатальную патологию, что является одной из главных причин большого количества детей с отклонениями в речевом развитии.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей» . Е.С. Бабина в журнале «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе» замечает, что одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, потому что родители являются авторитетом для него и ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении .
Ещё Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.
В связи с высокой занятостью родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция к снижению качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому всё большее распространение среди детей дошкольного возраста получает общее недоразвитие речи(ОНР) как системное нарушение, требующее для его преодоления комплексной, длительной логопедической коррекции. Работа с детьми, имеющими ОНР должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе развития и логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников на современном этапе очень актуальна.
Опираясь на научные данные и учитывая специфику логопедической работы по преодолению ОНР, под коррекционно-логопедической компетентностью родителей мы будем понимать определенную мотивационно-ценностную направленность родителей на коррекцию речевого дефекта ребенка, подкрепленную совокупностью основных общепедагогических и логопедических знаний.
В структуре коррекционно-логопедической компетентности родителей были выделены четыре компонента:
Коррекционно-логопедической компетентности родителей
Компоненты |
Характеристика |
Мотивационно-целевой |
Предполагает наличие у родителей четкого видения целей и задач процесса логопедической работы по преодолению ОНР и сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков. |
Когнитивный |
Предполагает наличие у родителей теоретических и технологических знаний о специфике нарушения речи ребенка, о сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также наличие представлений о доступных способах и методах организации занятий с ребенком в домашних условиях. |
Деятельностный |
Предполагает сформированность умений организовать занятия с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов. |
Оценочный |
Предполагает способность родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома. |
Проблемы специальной помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в научной литературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит Н. Л. Белопольской, В. В. Ткачевой, в работах которых определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.
В настоящее время разрабатываются варианты методического обеспечения направленной работы логопеда с родителями в дошкольном учреждении с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы. На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий логопеда в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.
Для выявления исходного уровня компетентности родителей дошкольников с ОНР в процессе логопедической коррекции. В данный комплекс мы включили следующие методики:
№ |
Диагностическая методика |
Цель |
1. |
Тест — опросник родительского отношения к коррекции, имеющихся недостатков у ребёнка. |
Выявление возможностей и желания у родителей участвовать в коррекции, имеющихся недостатков у ребёнка. |
2. |
Анкетирование родителей. |
Выяснение отношения родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка. |
3. |
Беседа с родителями. |
Получение сведений о ходе раннего речевого развития ребенка, времени обнаружения трудностей в овладении речью, о предпринимаемых родителями действиях. |
4. |
Ознакомление родителей с логопедической диагностикой. |
Ознакомление с действительным состоянием речи ребёнка на момент логопедического обследования в начале учебного года. |
На основе обозначенных компонентов нами были выделены критерии оценки уровня логопедической компетентности родителей:
№ |
Критерии логопедической компетентности родителей |
1. |
Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению ОНР . |
2. |
Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специалистом в коррекционно-логопедическом процессе. |
3. |
Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка дошкольного возраста. |
4. |
Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в общении с родителями. |
5. |
Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений. |
6. |
Способность организовать своего ребенка на занятие. |
7. |
Умение оценить продуктивность и эффективность собственной работы. |
В соответствии с выделенными критериями были условно определены четыре уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР.
Высокий уровень |
Предполагает наличие у родителей четкого, осознанного понимания целей и задач логопедической работы по устранению речевого дефекта, а также сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. у родителей отмечается желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Они умеют организовать своего ребенка для проведения занятия и проконтролировать результативность совместной работы. Этот уровень также требует от родителей хорошего владения основными приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения целенаправленных логопедических игр и занятий в домашних условиях. |
Уровень выше среднего |
Допускает неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Но данный уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей подразумевает способность создания условий в семье, позволяющих решать коррекционные задачи, по преодолению речевых нарушений у ребёнка. |
Средний уровень |
Родители недостаточно понимают сущность, цели и задачи, а главное, необходимость оказания логопедической помощи со стороны специалистов собственному ребенку. Эти родители не считают обязательным, и полным свое содействие процессу преодоления речевого нарушения. Они слабо ориентируются в логопедической терминологии, многие понятия им даже не знакомы. В процессе самостоятельно организованных занятий с ребенком, такие родители непоследовательны, раздражительны, невнимательны и как следствие, в большинстве случаев пассивны. Многие из родителей признают нецелесообразность своего отношения и поведения, но, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов. |
Низкий уровень |
Коррекционно-логопедическая компетентность характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонностью идеализировать свои действия. Важной чертой является желание родителей подчеркивать необязательность своего содействия. Данный уровень предполагает также полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР, фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях; и правилах организации и осуществления домашних занятий с ребенком. Также важной особенностью является не сформированность мотивации изменению сложившейся ситуации сторону улучшения. |
Проведенное обследование коррекционно-логопедической компетентности по вопросам речевых нарушений у детей показало следующие результаты:
Лишь 7% испытуемых имеют достаточный (высокий) уровень коррекционно-логопедической компетентности, что, как мы предположили, будет являться одним из условий эффективности логопедической работы по устранению ОНР. У 28% испытуемых мы обнаружили низкий, средний (51%) и выше среднего (14%) уровни. Определили этих родителей в качестве экспериментальной группы для проведения работы по формированию коррекционно-логопедической компетентности.
Чтобы родители стали нашими союзниками, мы используем разные формы совместной работы с родителями.
Мы полагаем, что при соблюдении таких условий, как осуществление своевременного изучения исходного уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР, использование для его повышения интерактивных форм работы, в результате которых родители получают специальные знания, методические разработки и рекомендации по проведению целенаправленных занятий с ребёнком, всё это позволяет повысить уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей и эффективность всей логопедической работы по устранению речевых нарушений дошкольников.
Партнёрство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а в последствии предполагает лёгкую адаптацию к школьной среде, и к окружающей жизни взрослых.