Статья «Логопедическая не компетентность родителей в вопросах речевого развития дошкольников»

2
0
Материал опубликован 29 March 2016

Логопедическая не компетентность родителей в вопросах речевого развития дошкольников

Проблема речевого развития и речевого воспитания на сегодняшний день одна из самых значимых в современном детском саду.

По данным статистики до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70 % имеют перинатальную патологию, что является одной из главных причин большого количества детей с отклонениями в речевом развитии.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей» . Е.С. Бабина в журнале «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе» замечает, что одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, потому что родители являются авторитетом для него и ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении .

Ещё Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.

В связи с высокой занятостью родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция к снижению качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому всё большее распространение среди детей дошкольного возраста получает  общее недоразвитие речи(ОНР) как системное нарушение, требующее для его преодоления комплексной, длительной логопедической коррекции. Работа с детьми, имеющими ОНР должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функ­ции и нести ответственность за свои действия в процессе  развития и логопедической коррекции. Поэтому проблема форми­рования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников на современном этапе очень актуальна.

Опираясь на научные данные и учитывая специфику логопедической работы по преодолению ОНР, под коррекционно-логопедической ком­петентностью родителей мы будем понимать определенную мотивационно-ценностную направленность родителей на коррекцию речевого дефекта ре­бенка, подкрепленную совокупностью основных общепедагогических и лого­педических знаний.

В структуре коррекционно-логопе­дической компетентности родителей были выделены четыре компо­нента: 

Коррекционно-логопе­дической компетентности родителей

 Компоненты

Характеристика

Мотивационно-целевой

Предполагает наличие у родителей четкого видения целей и задач про­цесса логопедической работы по преодолению ОНР и сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков.

Когнитивный

Предполагает наличие у родителей теоретических и технологических знаний о специфике нарушения речи  ребенка, о сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также наличие представлений о доступных способах и методах организации занятий с ребенком в домашних условиях.

Деятельностный

Предпо­лагает сформированность умений организовать занятия с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов.

Оценочный

Предполагает способность родителей самостоятель­но оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома.

Проблемы специальной помощи семье, воспитывающей ребенка с на­рушениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в научной лите­ратуре. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит Н. Л. Белопольской, В. В. Ткачевой, в работах которых определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.

В настоящее время разрабатываются варианты методического обеспечения направленной работы логопеда с ро­дителями в дошкольном учреждении с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы. На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий ло­гопеда в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятель­ность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ре­бенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

Для выявления  исходного уровня компетентности родителей дошкольников с ОНР в процессе логопедической коррек­ции. В данный комплекс мы включили следующие методики: 

Диагностическая методика

Цель

1.

Тест — опросник родительского отношения к коррекции,

имеющихся недостатков у ребёнка.

Выявление возможностей и желания у родителей участвовать в коррекции, имеющихся недостатков у ребёнка.

2.

Анкетирование родителей.

Выяснение отношения родителей к ходу и ожидаемым ре­зультатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка.

3.

Беседа с родителями.

Получение сведений о ходе раннего речевого развития ребенка, времени обнаружения трудностей в овладении речью, о предпринимаемых родителями действиях.

4.

Ознакомление родителей с логопедической диагностикой.

Ознакомление с действительным состоянием речи ребёнка на момент логопедического обследования в начале учебного года.

На основе обозначенных компонентов нами были выделены критерии оценки уровня логопедической компетентности родителей:

Критерии логопедической компетентности родителей

1.

Точное понимание целей кор­рекционно-логопедической работы по устранению ОНР .

2.

Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специали­стом в коррекционно-логопедическом процессе.

3.

Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка до­школьного возраста.

4.

Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом  в общении с родителями.

5.

Осознанное стремление к са­мостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.

6.

Способность организовать своего ребенка на занятие.

7.

Умение оценить продуктивность и эффективность собственной работы.

В соответствии с выделенными кри­териями были условно определены четыре уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей  дошкольников с ОНР. 

Высокий уровень

Предполагает на­личие у родителей четкого, осознанного понимания целей и задач логопеди­ческой работы по устранению речевого дефекта,  а также сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. у родителей отмечается желание са­мостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Они умеют органи­зовать своего ребенка для проведения занятия и проконтролировать резуль­тативность совместной работы. Этот уровень также требует от родителей хорошего владения основными при­емами, упражнениями и методическими правилами для проведения целенаправленных логопедических игр и занятий в домашних условиях.

Уровень выше среднего

Допускает неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несо­вершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Но данный уровень коррекци­онно-логопедической компетентности родителей подразумевает способность создания условий в семье, позволяющих решать коррекционные задачи, по преодолению речевых нарушений у ребёнка.

Средний уровень

Родители недостаточно понимают сущность, цели и задачи, а главное, необходимость оказания логопедической помощи со стороны специалистов собственному ребенку. Эти родители не считают обязательным, и полным свое содействие процессу преодоления речевого нарушения. Они слабо ориентируются в логопедической терминологии, многие понятия им даже не знакомы. В процессе самостоятельно организованных занятий с ребенком, такие родители непоследовательны, раздражительны, невнимательны и как следствие, в большинстве случаев пассивны. Многие из родителей признают нецелесообразность своего отношения и поведения, но, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень

Коррекционно-логопедическая компетентность характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонностью идеализировать свои действия. Важной чертой является желание родителей подчеркивать необязательность своего содействия. Данный уровень предполагает также полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР, фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях; и правилах организации и осуществления домашних занятий с ребенком. Также важной особенностью является не сформированность мотивации изменению сложившейся ситуации сторону улучшения.

Проведенное обследование коррекционно-логопедической компетентности по вопросам речевых нарушений у детей по­казало следующие результаты:

Лишь 7% испытуемых имеют достаточный (высокий) уровень коррекционно-логопедической компе­тентности, что, как мы предположили, будет являться одним из условий эф­фективности логопедической работы по устранению ОНР. У 28% испытуемых мы обнаружили низкий, средний (51%) и выше среднего (14%) уровни. Определили этих родителей в качестве экспериментальной группы для проведения работы по формиро­ванию коррекционно-логопедической компетентности.

Чтобы родители стали нашими союзниками, мы используем разные формы совместной работы с родителями.

 Мы полагаем, что при соблюдении таких условий, как осуществление своевремен­ного изучения исходно­го уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР, использование для его повышения интерактивных форм работы, в результате которых  родители получают специальные знания, методические разработки и рекомендации по проведению целенаправленных занятий с ребёнком, всё это позволяет повысить уровень коррекционно-логопедической компетент­ности родителей и эффективность всей логопедической работы по устранению речевых нарушений дошкольников.

 Партнёрство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку  успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а в последствии предполагает лёгкую адаптацию к школьной среде, и к окружающей жизни взрослых.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.