Проектно-исследовательская работа на тему «Развитие познавательного интереса у дошкольников через проектную деятельность с привлечением родителей»
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОО имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Подобные мероприятия позволяют эффективно развивать и поддерживать познавательный интерес дошкольников, повышают уровень знаний педагогов, привлекают к совместной работе родителей. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества. Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
В настоящее время опыт моей работы основывается на краткосрочных мини-проектах, посвященных темам недели. Но началось мое знакомство с проектной деятельностью с 2009года. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы предложили родителям совместно с детьми подготовить картинки-сообщения (мини-проект) для занятия по познавательному развитию. Родители откликнулись на наше предложение. Занятие проходило в форме конференции, где каждый ребенок выходил со своим сообщением и представлял его. Детям было очень интересно слушать своих сверстников.
Но мы столкнулись с проблемой, которая заключалась в том, что некоторые дети начинали стесняться, зажиматься, им было трудно презентовать свое сообщение. И мы решили не ограничиваться одним занятием. Так как впереди школа, где ребенка вызывают к доске, где он должен без стеснения читать стихи, пересказывать рассказы, делать доклады.
Наша работа по проектной деятельности продолжилась на занятиях по познавательному развитию. Организуя работу над проектами, мы учили детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (представлением своей работы). В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому мы информировали родителей о темах новых совместных проектов. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.
Благодаря проектной деятельности интересы детей объединились с интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.
Совместную работу всех участников образовательного процесса в реализации проектов мы распределили по нескольким этапам:
Этапы:
Первый этап.
На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Мы постарались и показали родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между нами стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе использовали различные формы и методы работы с родителям. На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ, проекты.
Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно активное участие в жизни группы.
Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.
Очень важно для нас стало, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.
В результате использования метода проектов дети в нашей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
В нашей группе были проведены следующие краткосрочные проекты: «Здравствуй, зимушка-зима!», «История народных костюмов», «Наука ботаника», «Наука биология», «Мы палеонтологи», «Дизайн-проект светильников», «Мы и космос».
Традиционными в нашей группе стали проекты «Сказки для ребят». Где родители сами инсценировали сказки для своих детей. Были показаны сказки «Колобок», «Репка», по инициативе родителей проведена «Масленица». Целью этих проектов стало взаимодействие родителей друг с другом в роли игровых партнеров. Эти проекты доставили всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими родителями! А мы восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Уже в подготовительной группе наша работа с мини-проектами приобрела системный характер, что помогло связать обучение с жизнью, сформировать у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развить их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. В процессе совместной деятельности над проектом в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, активными участниками были родители. Родители, участвуя образовательного процесса, стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.