Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка. Интерактивный подход
Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка.
Интерактивный подход.
Главная задача обучения иностранному языку – научить общению, то есть развивать коммуникативные компетенции. Эта задача актуальная, но довольно трудная, так как, во-первых, нет языковой среды, во-вторых, учащиеся боятся говорить на иностранном языке из-за неуверенности или незнания лексики. Обратимся к требованиям программы СОШ к уровню подготовки выпускников (9-11 классов) по иностранному языку - ученик должен уметь: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико - грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения. Иными словами у учащихся должны быть заложены основы иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять интерактивное взаимодействие с представителями другой культуры.
По определению Р. П. Мильруда, интерактивный подход служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке, отличаясь при этом от принципа коммуникативности наличием сотрудничества, где основным является развитие умений общения и групповой работы. Наша с вами задача – научить учащихся навыкам устно-речевого общения. Для этого используются следующие методы, соответствующие целям и задачам интерактивного обучения: творческие задания, ролевые и образовательные игры, соревнования, конкурсы, спектакли, представления, проектный метод, компьютерные презентации, дискуссии, ПОПС-формула, разрешение проблем, мозговой штурм, кластер.
Интерактивный подход помогает учителю развивать у учащихся умение непринуждённого общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях. Коммуникативно-речевые умения имеют творческий характер, так как в разных ситуациях общения, необходимо заново искать языковые средства. Одним из приёмов обучения коммуникативно-речевым умениям является использование коммуникативных мероприятий на уроках. [1]
Учебник Форвард предлагает разнообразные упражнения для формирования коммуникативной компетенции.
В 5-6 классе на базе начальной школы учащиеся уже могут составлять несложные диалоги, состоящие из нескольких реплик: Знакомство, Распорядок дня, Как пройти…, В магазине и другие. В каждой теме есть диалоги – образцы, есть диалоги в учебнике и рабочей тетради с пропусками слов, которые нужно вставить или, прослушав текст, или выбрав слова из рамки, или самим подобрать слова, понимая из контекста какое слово пропущено. Постоянная работа в парах способствует запоминанию отдельных фраз, учит взаимодействовать друг с другом, выполнять определённые роли, которые они сами выбирают.
Устные контрольные работы проверяют умения учащихся действовать в той или иной ситуации, например: Спросить дорогу в городе, интервью-опрос о телевидении, велосипеде, компьютерах, спорте.
В 7-8-9 классе парная работа проводится почти на каждом уроке. Учащиеся работают с текстом в парах, задают друг другу вопросы о музыке, фильмах, увлечениях, животных, о планах на каникулы, предлагают друг другу провести вместе выходной день, спрашивают совета, берут интервью, проводят опрос.
В этих классах совершенствуются навыки устной речи. На этом этапе всё чаще используется групповая форма работы. Она вызывает у учащихся больший интерес к изучению английского языка. Работа в группах активизирует деятельность всех учеников, повышает их самостоятельность.
В 10-11 классе мы работаем по другому учебнику – Спотлайт. В каждом модуле этого учебника есть диалог – образец по определённой теме, по которому учащиеся сами составляют диалоги и в разделе подготовки к ЕГЭ есть задания по говорению, где учащиеся в парах или группах обсуждают четыре варианта действий и приходят к соглашению – что выбрать, например: что подарить родителям на годовщину свадьбы, как отметить окончание экзаменов, куда поехать на каникулы и так далее.
При обучении диалогической речи большое внимание необходимо уделять образованию вопросительных предложений, так как одно из заданий на ЕГЭ – задать вопросы воображаемому собеседнику по рекламе, а на ОГЭ – ответить на вопросы, которые нужно понять. Интонация тоже играет важную роль.
Чтобы обеспечить реальное общение на уроках я использую различные интерактивные мероприятия:
1) проблемные задания
Их цель - научить высказывать своё мнение, вносить предложения, запрашивать информацию, выводы.
Проблемные задания - сравнивать, соглашаться или опровергать утверждения, выдвигать идеи, решать проблемы, это ещё и шарады, головоломки, игры с угадыванием, кроссворды, составление диалога и т.д.
2) интервью
Учащиеся учатся задавать вопросы, реагировать на них, учатся вести беседу, представлять себя на месте другого человека.
(Интервью со знаменитым человеком, с учащимися о планах на будущее, собеседование при приёме на работу и т.д.)
Помогает развивать у учащихся умение формулировать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Иногда дискуссия может возникнуть спонтанно.
Дискуссия кроме эффективности в обучении решает воспитательные задачи на уроках. Желание среагировать, аргументировать, спорить на интересующую тему - это стимул для порождения неподготовленной речи. Дискуссия - наиболее продуктивный вид коммуникативных мероприятий.
(«Граффити – искусство или вандализм?», «Компьютеры – это хорошо или плохо?», «За и против видеоигр», «Как достичь успеха в жизни?»,
«За и против телевидения», «Как избежать конфликтов в семье?» «Почему люди становятся бездомными?») (Слайд)
4) ПОПС –позиция, обоснование, пример, следствие
Этот вид деятельности стимулирует учащихся к связному высказыванию, активизирует употребление изученных структур и выражений. (Объяснение слов мудрости в 10-11 кл.)
5) ролевые игры
Это одновременно речевая, игровая и учебная деятельность. Это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию. Ролевой игрой можно управлять. Она обладает большими обучающими возможностями.
Ролевая игра - это обучение в действии, повышающее качество обучения; это мотивирующий фактор, так как она вызывает интерес учеников; она даёт учащимся опору, подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль в конкретной ситуации. [2]
В ходе проведения коммуникативных мероприятий учитель вводит учащихся в тему, ставит проблемные вопросы и задания и организует участников групп. Учащиеся обсуждают задание и самостоятельно делают выводы. Учитель подводит итоги, помогает учащимся исправить ошибки, допущенные в речи.
Необходимо настроить учащихся на то, что ошибка - это естественная часть учебного процесса.
Проведение коммуникативных мероприятий значительно обогащает уроки, поддерживает интерес к изучению языка и развивает творческие способности учащихся.
Проектная методика даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. Работая над проектами, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, проводить индивидуальную работу. Ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе. Ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель организует самостоятельную учебно - познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся. Совместная работа сплачивает коллектив, растёт взаимопонимание, взаимодействие учащихся. [3]
В действующих УМК предусмотрены различные творческие задания – индивидуальные и групповые проекты. Учащиеся оформляют плакаты, альбомы по теме «Страны изучаемого языка», «Мой родной город», готовят, интервью, собеседование, радио или телепрограмму, проекты «Умный дом», «История одного изобретения», «Ресторан здорового питания», « Направления моды» и т.д., компьютерные презентации «Музеи», «Остров Кий», «Достопримечательности нашего города», «Охрана окружающей среды». Эта работа направлена на практический результат, презентацию учебного материала на английском языке. Совершенствуются умения в устной и письменной речи, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные навыки, умение вести дискуссию на английском языке. Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проекта, так как коллективная работа даёт возможность каждому найти применение их индивидуальным способностям, талантам, для каждого в проекте находится дело по душе и по силам.
В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.
Взаимодействие учащихся происходит в работе над проектом, если учащиеся готовят его в парах или группах. Здесь надо проявить терпение, уважение к чужому мнению, уметь договариваться, планировать, то есть сотрудничать в создании проекта и защитить его. В этой работе развиваются все виды универсальных учебных действий: коммуникативные, регулятивные, познавательные и рефлексивные.
Для развития творческой личности большую роль играют воображение и фантазия. Одним из эффективных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти являются игры, конкурсы, мини - спектакли.
Речевое взаимодействие друг с другом происходит и в других ситуациях, например во время Сказочного калейдоскопа, когда учащиеся инсценируют сказки на репетициях и во время выступления на сцене. Они не только говорят свои реплики, но также используют интонацию и жесты, то есть показывают своё актёрское мастерство.
На открытом бинарном уроке по истории и английскому языку «Ченслер на Севере» учащиеся создали реконструкцию события, когда английский корабль с Ченслером по ошибке попал в Россию. Была задействована целая группа учащихся, которые подготовили костюмы и очень выразительно исполнили свои роли.
На уроках-проектах, дискуссиях, на проблемных уроках учащиеся учатся работать в команде, уважать чужую точку зрения, вести себя вежливо, а не только взаимодействовать в речи.
Таким образом, интерактивные методы играют важную роль в обучении учащихся коммуникативной компетенции. Применение этих методов помогает учащимся использовать международный английский язык в современном мире для общения с представителями разных стран в социальных сетях и посещая зарубежные страны.
Библиографический список:
Бернштейн В.Л. некоторые приёмы развития неподготовленной речи. Иностранные языки в школе № 7, 2004 г.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе № 2, 2000 г.
Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе № 1, 2005 г.
Суворова Н.Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Москва. Вербум, 2005 г.