12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Евгеньевна314
Россия, Челябинская обл., Миасс

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы. Для этого предлагается применять в работе с детьми дошкольного возраста ежедневный речевой тренинг с учетом возрастных особенностей детей. Заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-7 минут (лучше, чтобы после приема пищи прошло не менее 1 часа).

Речевой тренинг может включать такие формы работы:

  • Мимические упражнения
  • Артикуляционную гимнастику
  • Упражнения на дыхание
  • Упражнения для развития фонематического восприятия и фонематического слуха
  • Чистоговорки, скороговорки
  • Дидактические речевые упражнения

Мимические упражнения - нормализуют тонус лицевых мышц, способствуют более выразительной мимике, и как следствие речь становится чётче, понятнее. Способствуют развитию эмоционального интеллекта ребенка, способности распознавать чувства и эмоции.

Артикуляция сложный механизм, функционирование которого обусловлено скоординированной работой:

  • Дыхательной системы
  • Рта и носоглотки
  • Голосовых связок
  • Языка и губ

Членораздельная и понятная речь появляется при развитых и подвижных артикуляционных органах. Четкость и разборчивость зависит от напряжения разнообразных мышц - жевательных, мимических, глотательных.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разработки мускулатур лица, органов ротовой полости, мышц плечевого пояса и грудной клети.

Дыхательная гимнастика способствует укреплению дыхательной мускулатуры, развивает речевое дыхание с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков, что обеспечивает правильное произношение.

Фонематический слух сенсорная основа нашей речи, «занимается» различением фонем - частей слова, имеющих «смысл», содержание обладающих значением. К двум годам фонематический слух ребенка сформирован (исследования А.Н. Гвоздева) К 4м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. К 5ти годам фонематические процессы совершенствуются: ребенок узнаёт звук в потоке речи, может подобрать слово на заданный звук. К 6ти годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и сова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги и слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Чистоговорки – как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Чистоговорки способствуют совершенствованию речевого дыхания, звукопроизношения и слоговой структуры слова и развитию силы голоса и темпа речи.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его подвижным. Речь становится, правильной, выразительной, четкой и понятной. Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относится к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Ребёнок также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.

Дидактические речевые упражнения многоплановое педагогическое явление, это и игровой метод обучения и форма обучения и средство развития личности ребенка.

Речевой тренинг может быть объединен одной игровой ситуацией. Все зависит от творчества педагога и возможностей детей. Главное создать доброжелательную обстановку и ситуацию успеха для каждого воспитанника.

«Солнышко»

И.П.: произвольное

Педагог: Наступило весеннее утро. Солнышко вышло погулять. Птицы защебетали, радостные дети выбежали на улицу. Увидело солнышко, что ему рады – заулыбалось. (показываем, как улыбается солнышко.) Засмущалось солнышко и опустило глазки, затем хитро прищурилось и весело рассмеялось. Вдруг поднялся ветер, подхватил тучку и закрыл ею солнышко, нахмурилось солнышко и всем стало грустно. Но ветер непоседа прогнал тучку (упражнение на дыхание у-у-у, У.У.У.)

Чистоговорки:

Ми-Ми-Ми – кубики возьми

Му-му-Му –кубики возьму

МА-МА-МА- строим мы дома

МЫ-МЫ- МЫ  в дом заходим мы.

ОМ-ОМ- ОМ- развалился дом

Упражнения для губ и щек

Котлован. Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.

Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал. «Оскал» с закрыванием и раскрыванием рта.

Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях.

Чередование позиций: «оскал» — «трубочка» — «воронка».

Упражнение для языка

Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

Красим потолок. Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.

Ковш экскаватора.

Укладываем полы. Распластать язык на дне ротовой полости.

 Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, где у нас потолок. Что справа от нас? Что слева?

 Развитие речевого дыхания и голоса

Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

Речевые упражнения

Какой дом? Из бревна – бревенчатый, из кирпича- …, из стекла - ……, из бетона - ……, из железа - ……, из соломы -……

Скажи наоборот домик – домище; низкий – высокий; узкий – широкий; светлый –темный; гладкий – шершавый; новый старый.

Литература:

Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Издательство КАРО 2009г.

Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Выпуск 4. Секреты развития фонематического слуха с 4 до 7 лет.- С-Пб.: ООО « Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕССС», 2019г.

Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Выпуск 5. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание фразовой речи.- С-Пб.: ООО « Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕССС», 2019г.

Новиковская О.А. Учим ребенка говорить: Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков. С-Пб издательство «Корона. Век» 2016г.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.