Речевой тренинг
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы. Для этого предлагается применять в работе с детьми дошкольного возраста ежедневный речевой тренинг с учетом возрастных особенностей детей. Заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-7 минут (лучше, чтобы после приема пищи прошло не менее 1 часа).
Речевой тренинг может включать такие формы работы:
- Мимические упражнения
- Артикуляционную гимнастику
- Упражнения на дыхание
- Упражнения для развития фонематического восприятия и фонематического слуха
- Чистоговорки, скороговорки
- Дидактические речевые упражнения
Мимические упражнения - нормализуют тонус лицевых мышц, способствуют более выразительной мимике, и как следствие речь становится чётче, понятнее. Способствуют развитию эмоционального интеллекта ребенка, способности распознавать чувства и эмоции.
Артикуляция сложный механизм, функционирование которого обусловлено скоординированной работой:
- Дыхательной системы
- Рта и носоглотки
- Голосовых связок
- Языка и губ
Членораздельная и понятная речь появляется при развитых и подвижных артикуляционных органах. Четкость и разборчивость зависит от напряжения разнообразных мышц - жевательных, мимических, глотательных.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разработки мускулатур лица, органов ротовой полости, мышц плечевого пояса и грудной клети.
Дыхательная гимнастика способствует укреплению дыхательной мускулатуры, развивает речевое дыхание с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков, что обеспечивает правильное произношение.
Фонематический слух сенсорная основа нашей речи, «занимается» различением фонем - частей слова, имеющих «смысл», содержание обладающих значением. К двум годам фонематический слух ребенка сформирован (исследования А.Н. Гвоздева) К 4м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. К 5ти годам фонематические процессы совершенствуются: ребенок узнаёт звук в потоке речи, может подобрать слово на заданный звук. К 6ти годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и сова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги и слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Чистоговорки – как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Чистоговорки способствуют совершенствованию речевого дыхания, звукопроизношения и слоговой структуры слова и развитию силы голоса и темпа речи.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его подвижным. Речь становится, правильной, выразительной, четкой и понятной. Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относится к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Ребёнок также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.
Дидактические речевые упражнения многоплановое педагогическое явление, это и игровой метод обучения и форма обучения и средство развития личности ребенка.
Речевой тренинг может быть объединен одной игровой ситуацией. Все зависит от творчества педагога и возможностей детей. Главное создать доброжелательную обстановку и ситуацию успеха для каждого воспитанника.
«Солнышко»
И.П.: произвольное
Педагог: Наступило весеннее утро. Солнышко вышло погулять. Птицы защебетали, радостные дети выбежали на улицу. Увидело солнышко, что ему рады – заулыбалось. (показываем, как улыбается солнышко.) Засмущалось солнышко и опустило глазки, затем хитро прищурилось и весело рассмеялось. Вдруг поднялся ветер, подхватил тучку и закрыл ею солнышко, нахмурилось солнышко и всем стало грустно. Но ветер непоседа прогнал тучку (упражнение на дыхание у-у-у, У.У.У.)
Чистоговорки:
Ми-Ми-Ми – кубики возьми
Му-му-Му –кубики возьму
МА-МА-МА- строим мы дома
МЫ-МЫ- МЫ в дом заходим мы.
ОМ-ОМ- ОМ- развалился дом
Упражнения для губ и щек
Котлован. Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.
Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал. «Оскал» с закрыванием и раскрыванием рта.
Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях.
Чередование позиций: «оскал» — «трубочка» — «воронка».
Упражнение для языка
Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
Красим потолок. Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.
Ковш экскаватора.
Укладываем полы. Распластать язык на дне ротовой полости.
Упражнения для мышц шеи
Посмотрите, где у нас потолок. Что справа от нас? Что слева?
Развитие речевого дыхания и голоса
Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».
Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).
Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».
Речевые упражнения
Какой дом? Из бревна – бревенчатый, из кирпича- …, из стекла - ……, из бетона - ……, из железа - ……, из соломы -……
Скажи наоборот домик – домище; низкий – высокий; узкий – широкий; светлый –темный; гладкий – шершавый; новый старый.
Литература:
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Издательство КАРО 2009г.
Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Выпуск 4. Секреты развития фонематического слуха с 4 до 7 лет.- С-Пб.: ООО « Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕССС», 2019г.
Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Выпуск 5. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание фразовой речи.- С-Пб.: ООО « Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕССС», 2019г.
Новиковская О.А. Учим ребенка говорить: Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков. С-Пб издательство «Корона. Век» 2016г.