Занятие окружающего мира «Речка, реченька, речушка»
Образовательная деятельность
для детей средней группы «Речка, реченька, речушка»
Цели:
- Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках;
- Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках;
- Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды;
- Расширять активизировать словарь детей;
- Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.
Материал:
Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота;
Заготовки запретных знаков, рабочих мест « Сравни», гуашь, кисти, простой карандаш.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на ковре по кругу.
Педагог:
Ребята, давайте вспомним лето. Все вы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно же купались в речке, в озере. А вы знаете, откуда начинается река? Где ее начало?
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит.
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
(И. А. Бунин)
Родник еще называют ключом (показывает иллюстрации).Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и … получается река. (Педагог раздает рабочие листы).
Педагог:
Сравните родник, реку, болото, озеро, ручей с ключом, зеркалом, чашкой, змеей, шарфиком и кастрюлькой с тестом. Соединим линией, что на что похоже. ( Дети выполняют задание).
Педагог:
Ребята, молодцы! А скажите, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково?
Дети:
- Речка, реченька, речушка.
Педагог:
Ребята! Речка и реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые. ( показ иллюстраций).
Посмотрите на эти две картинки и скажите, чем отличается горная река от равнинной.
Дети:
В горной реке вода бурлит. – Вода быстро течет. – Камни видны из-под воды. – Берега из камня, обрывистые.
Педагог:
А попробуйте рассказать о той реке, в которой вы плескались, купались летом. Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная, прозрачная, какое у нее течение – быстрое, буйное, спокойное, плавное. Расскажите о ее размере, глубине, широкая она или узкая, какие у нее берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать – это река, речка, реченька или речушка.
Дети рассказывают о своих речках.
Педагог:
Молодцы ребята! Отлично рассказали о своих реках. А представьте, что было бы, если бы наши реки, речки, реченьки, стали грязными.
Дети:
- Погибали бы рыбы.
- Нельзя было бы ловить рыбу.
- Нельзя было бы пить воду.
- Погибали бы лягушки.
- Погибали бы раки.
- Мы не могли бы купаться.
- Животные не ходили бы к реке и не пили воду.
- Животные бы отравились.
- Неприятный запах.
3. Педагог:
Молодцы ребята! А давайте нарисуем запрещающий знак для тех людей, которые губят наши реки. (рисуют).
Педагог:
А теперь возьмем свои знаки в руки, встанем в круг и вместе произнесем наш гимн. (Дети рассказывают стихотворение и развешивают знаки на стенде).