Выступление «Рефлексивные технологии обучения на уроках математики как совместная деятельность учителя и ученика»
Рефлексивные технологии обучения на уроках математики как совместная деятельность учителя и ученика.
Согласно Закону РФ «Об Образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.
В ФГОС стандарт определяет направленность общего образования на личностное развитие детей, на достижение определенных метапредметных результатов. И один из таких результатов: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Рефлексия это тот инструмент который позволяет нам воспитать человека – думающего, умеющего анализировать ситуацию, умеющего критически оценивать обстановку, находить пути решения, что так важно в условиях современного мира.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Но Рефлексия может осуществляться не только как итог урока, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах урока. а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. Рефлексия, с неё урок начинается, ею урок и заканчивается. По сути это то, что мы с вами всегда делали и делаем, не называя наши действия словом «рефлексия». Начиная урок, мы очень часто выясняем и уточняем с детьми, что мы делали на прошлом уроке, что узнали, чему научились, решая определенную задачу, мы сталкиваемся с проблемой нехватки знания и начинаем планировать, что же ещё надо узнать, чему надо научиться. Заканчивая урок, мы вновь задумываемся с учениками, а удалось ли нам достичь того, что было запланировано, что успели сделать, чего не успели, что получилось, а что наоборот вызвало затруднения.
Виды рефлексии.
Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
Как и когда проводить?
Рефлексию настроения и эмоциональности проводить легко. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Самым легким в исполнении и не требующей особой подготовки является прием рефлексии «Светофор», когда учащимся в начале урока показывают свое настроение: веселого (зеленая), грустного (красная), нейтрального (желтая) и по окончанию урока каждый учащийся должен поднять только одну карточку( зеленая – на уроке все было понятно, справился без труда со всеми заданиями, желтая – все было понятно, но столкнулся с небольшими затруднениями, красная – многое было не понятно, было трудно выполнить задания). После того, как учащиеся подняли карточки, становится ясна картина, учащиеся начинают высказываться, происходит рефлексия деятельности на уроке. У авторов учебников «Математика» и «Алгебра» Г. К. и О. В. Муравиных, например, зеленый цвет означает «у меня такое же мнение», красный- «у меня иное мнение» или «хочу предложить что-то еще» и т. д.
Рефлексия деятельности.
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, решения заданий в классе, изучения нового материала на этапе закрепления материала, при защите проектов. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
В чем заключалось задание?
Выполнил ли ты его?
Самостоятельно или с помощью?
На какую отметку ты его выполнил?
Этот вид рефлексии помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Например: знаю формулу нахождения корней квадратного уравнения, понимаю, как ее применять при решении уравнения, но иногда делаю ошибки; умею ее применять без ошибок.
Или «Лесенка успеха». Может быть что каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Пантомима. (Можно использовать и как элемент физминутки)
Данный приём можно применять не только в конце урока, но и после объяснения какого – либо блока материала.
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Рефлексия содержания материала.
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен пример незаконченного предложения.
Как проводить:
Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
-
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Все мы применяем такой вид рефлексии как: « Пометки на полях»– обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал) «?» - «хочу узнать» или как – иначе.
«Синквйн». Например, синквейн «Квадратное уравнение»:
Квадратное уравнение. (Заголовок)
Неполное, приведенное.(2 прилагательных)
Преобразовать уравнение, вычислить дискриминант, найти корни. (3 глагола)
Знак дискриминанта– количество корней. (Фраза, несущая определенный смысл)
Легко. (Резюме)
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте , можно использовать один из вариантов упражнения «Благодарю». Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая положительная роль рефлексии в понимании субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие. Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Нужно выбрать один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
С опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.
Как видим, в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат (знает или не знает ученик?), а отношение ученика к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.
Во время учебного процесса учитель сам должен демонстрировать рефлексию своей деятельности: «Я закончил первую часть своего рассуждения и перехожу ко второй», «Мне кажется, что у нас очень хорошо идёт работа. Это, наверное, происходит потому, что вначале мы чётко определили цели и выделили шаги её достижения…», «Сейчас своей интонацией я хотел бы подчеркнуть, как отношусь к…», «Я очень волнуюсь, потому что…» и так далее. Такие высказывания не только позволяют школьнику фиксировать этапы деятельности, но и обращают внимание на проявление личностных суждений и отношения к происходящему, создают атмосферу доверительного общения, мотивируют на самоанализ и соотнесение своего мнения с позицией другого участника процесса.