Аналитический отчёт о работе педагога-психолога

1
1
Материал опубликован 10 July 2022

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о работе педагога-психолога

МДОУ «Сказка» г. Малоярославец

Матвеевой Юлии Владимировны

За 2021-2022 учебный год

Цель работы: содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации воспитанников раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

Поставленные задачи:

-Сохранение психологического здоровья детей;

- содействовать установлению и сохранению эмоционального благополучия детей, обеспечивающего свободное и эффективное развитие способностей каждого ребёнка;

- Содействовать администрации, педагогическому коллективу и родителям в создании социальной ситуации развития, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, и обеспечивающие психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей;

- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:

психодиагностическая;

коррекционно-развивающая;

консультативная;

профилактика и просвещение;

Психологическая диагностика

Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей (таблица 1).

Категория обследуемых

Методика

Цель

Группы раннего возраста- «Бусинки», «Капельки»

Адаптационные листы

Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения


Подготовительная группа «Радуга»

(на начало учебного года – сентябрь-октябрь)

Экспресс-диагностика в детском саду Павлова, Руденко

Диагностика познавательной сферы актуального психического развития

Средняя группа

«Пчелки»

Октябрь

Паспорт группы

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Младшая группа «Веснушки»

Октябрь

Паспорт группы

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Группы раннего возраста «Бусинки» «Капельки»

Сентябрь-декабрь

Диагностика нервно-психического развития

Печора, Пантюхина, Голубева

Определение фактического уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом.

Подготовительная группа «Семицветик»

Декабрь

Социометрия

(Дж. Морено)

Диагностика межличностных отношений

Педагоги

Декабрь

«Шкала оценки психологического климата в коллективе»

Рогов Е.И. Ильин Е.П.

Измерение уровня проявления эмоционального выгорания-психологического механизма психологической защиты.

Педагоги

декабрь

8-цветовой тест Люшера

М. Люшер

Выявление факторов способствующих либо препятствующих личностно-профессиональному саморазвитию педагога.

Подготовительная группа «Радуга»

На конец года

(апрель-май)

Экспресс-диагностика в детском саду Павлова, Руденко

Диагностика познавательной сферы актуального психического развития

Младшая группа «Веснушки»

Паспорт группы

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Средняя группа «Пчелки»

Паспорт группы

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Индивидуальная диагностика


По запросу в течении года



Результаты работы:

В течении первого полугодия мной, педагогом-психологом велась работа по адаптации детей к условиям ДОУ. Анализ работы показал, что процесс привыкания детей прошел успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя.

В сентябре –октябре был проведен мониторинг подготовительной группы. Всего продиагностировано 25 детей. Высокий уровень у 8% (2 человек), Средний уровень у 44% (11 человек), Низкий уровень у 48%(12человек).

По итогам вторичной диагностики на конец учебного года Высокий уровень у 24% (6 человек), Средний уровень у 44% (11 человек),Низкий уровень у 28%(7 человек). Данные полученные после вторичной диагностики в конце 2021-2022 учебного года свидетельствуют о положительной динамике развития познавательной сферы дошкольников. Следует отметить, то что у большинства детей вырос уровень готовности к обучению в школе.

На группы не охваченные групповой диагностикой младшая и средняя группы, были составлены паспорта групп, с целью наблюдения за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении в начале и в конце учебного года.

В середине учебного года (декабрь) проводилась диагностика педагогов. Всего продиагностировано 12 человек. Результаты методики «Шкала оценки психологического климата в коллективе» показали, что у 15,38% средняя степень благоприятности (незначительная), у 46,15% Высокая степень благоприятности , у 7,69 начала формироваться фаза начальная не благоприятность.

В декабре проведена диагностика педагогов с помощью теста Люшера. В исследовании приняло участие 12 человек. По итогам диагностики можно утверждать, у большинства педагогов преобладает стрессоустойчивость, коммуникативные способности, активность. Результаты показали, что педагоги обладают творческими способностями, позитивным эмоциональным фоном.

В подготовительной группе проводилось исследование межличностных отношений в группе (декабрь). Диагностировано 20 человек. Анализ полученных данных показал средний уровень взаимоотношений в группе. В группе детей с благоприятными и не благоприятными статусными позициями свидетельствуют о необходимости сопровождений детей с социальными позициями «Непринятые» и «Изолированные», с целью поиска путей их позитивной социализации.

В первом полугодии (сентябрь-декабрь) было проведено исследование групп раннего возраста «Бусинки» и «Капельки» с целью определения нервно – психического развития детей. В группе «Капельки» диагностировано 14 человек( 43,48 %). По итогам диагностики нервно-психического развития детей группы «Капельки» 60 % из 14 диагностированных,13 детей соответствуют 1 группе развития. 1 человек (%) соответствует второй группе развития. У него наблюдается задержка в развитии на один эпикризный срок.

Диагностировано 16 человек( 47,83 %). По итогам диагностики нервно-психического развития детей группы «Бусинки» 81,82 % из 11 диагностированных соответствуют 1 группе развития. 3 человека (%) соответствуют второй группе развития. У них наблюдается задержка в развитии на один эпикризный срок.

Результатом данной работы являлось:

консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;

составление заключений, адаптационных листов;

определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;

рекомендации педагогам и родителям.





Коррекционно-развивающая работа

Цель коррекционно-развивающей работы: создание психологических условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Углубленное диагностическое обследование детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов позволило выявить воспитанников, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи.

Содержание коррекционно-развивающей работы:

групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, познавательной активности.

Групповые и индивидуальные занятия с детьми по формированию эмоциональной устойчивости и положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков.

Работа с детьми, имеющими низкий уровень познавательного и интеллектуального развития.

Тренинговые занятия, семинары -практикумы, обучающие игры с педагогами и родителями.

В течении 2021-2022 учебного года в подготовительной группе «Радуга» один раз в неделю велась групповая развивающая работа по подготовке к обучению в школе в виде фронтальных занятий.

В основе планирования психолого-педагогических занятий лежит программа Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик – Семицветик Приключения будущих первоклассников». Программа содержит элементы сказкотерапии. На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

Всего в программе 31 занятие.

Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

За 2021-2022 учебный год проведено 23 групповых занятий с дошкольниками.

В первом полугодии проводилась работа в группах раннего возраста «Бусинки» и «Капельки» по программе А.С. Роньжиной «Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Программа состоит из 15 занятий.



Адаптационная программа направлена на то, чтобы помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении; сохранение и укрепление здоровья детей в период адаптации.

Задачи:

сформировать у детей положительную установку на детский сад;

сформировать у детей чувство уверенности в окружающем;

познакомить детей друг с другом и помочь им сблизиться.

развитие психических процессов (восприятия, речи, мышления, воображения, памяти, внимания);

укрепление психического и физического здоровья детей.



Всего проведено 15 групповых занятий с детьми.

В течении года велась развивающая работа в группах детского сада «Сказка» в сенсорной комнате. Программа состоит из 21 занятия.

Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО и методических разработок таких авторов:

1. Анна Титарь: Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

Практическое пособие для ДОУ, издательство АРКТИ 2010 г.

2. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2006 г.

Цель программы: определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Задачи работы в сенсорной комнате:

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

снятие психоэмоционального напряжения;

саморегуляция и самоконтроль;

умение управлять своим телом, дыханием;

умение передавать свои ощущения в речи;

умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы детей:

эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).



Развитие психических процессов и моторики детей:

произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности.

В группах раннего возраста «Капельки» и «Бусинки» программа реализована в полном объеме.

В средней группе «Веснушки» проведено 13 занятий. В младшей группе «Пчелки» проведено 12 занятий.

Просветительско-профилактическая деятельность

Психологическая профилактика и психологическое просвещение – целенаправленная систематическая совместная работа специалистов психологической службы и педагогического коллектива:

-по предупреждению возможных социально-психологических проблем;

-  по созданию благоприятного эмоционального климата;

-  по выявлению детей группы риска (по различным основаниям). 

В течение 2021-2022 учебного года проводились разнообразные мероприятия для всех категорий целевой аудитории (детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ), что расширяет содержание работы и увеличивает эффективность средств воздействия и взаимодействия.

Тема

Форма работы

Месяц

Категория участников

«Как подготовить ребенка к детскому саду»

А)Учимся пользоваться горшком;

Б)Адаптация к условиям ДОУ;

В)Учимся пользоваться ложкой;

Г)Формирование навыков самообслуживания у малышей;

Д) Учимся одеваться;

Е) Учимся умываться;


Стендовая информация


Рекомендации дистанционно


Сентябрь-октябрь

Родители (группы раннего возраста)

«Готовность ребенка к обучению в школе»

Стендовая информация

Октябрь

Родители

(группы раннего возраста, младшая группа)

«Проблема тревожности в дошкольном возрасте»

Рекомендации

Семинар

Сентябрь-октябрь

Родители (подготовительная группа)

«Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Рекомендации

Презентация

Дистанционно


октябрь

Родители (старшая группа)

«Готовность ребенка к обучению в школе»

Презентация

Дистанционно


октябрь

Родители (подготовительная группа)

«Возрастные особенности 4-5 лет»

Презентация


Дистанционно


Ноябрь

Родители (средняя группа)

Образовательный маршрут «Краски эмоций»

Электронный навигатор для взаимодействия родителей и детей


Ноябрь

Родители всех групп

«Сенсорная комната в детском саду»

Презентация


Дистанционно


Ноябрь

Родители

Педагоги

(группы раннего возраста)

«Радостные моменты»

Акция


Неделя психологии


Декабрь

Родители всех групп

«Социологический опрос для родителей»

Беседа



Декабрь

Родители всех групп

«Веселые ребусы»

Неделя психологии


Дистанционно


Декабрь

Родители всех групп

«Знакомство с мерсибо»

Видеоролик


Дистанционно


Декабрь

Родители

«Эмоциональное выгорание»

Презентация

Дистанционно


март

Педагоги

« Агрессивное поведение»

Статья


Дистанционно


Декабрь

Родители (Старшая группа)

«Период пандемии. Родители и дети»

Беседа


Дистанционно


Декабрь

Родители

«Развитие мышления 5-6 лет»

Статья


Дистанционно


Февраль

Родители (старшая группа)

«Познавательная сфера через игру»

Видео-ролик


Дистанционно


Март

Родители (Средняя группа)

«Графический диктант»

Видео-ролик


Дистанционно


Март

Родители (Подготовительная группа)

«Графический диктант»

Видео-ролик


Дистанционно


Март

Родители (старшая группа)

«Развиваемся весело»

Публикация авторских игр


Дистанционно


Март

Родители ясельных групп

«Сенсорная комната»

Видео-ролик


Дистанционно


Апрель

Родители (Средняя группа)

«Наши занятия»

Видео-ролик»


Дистанционно


Апрель

Родители (подготовительная группа)





Консультативная работа

В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам. Тематика консультаций была следующей:

Проблемы и трудности в обучении;

Детско-родительские отношения;

Межличностное взаимодействие в воспитательном процессе;

Психологическая готовность ребенка к  обучению в школе;

Возрастные кризисы;

За 2020-2021 учебный год проведено 19 индивидуальных консультаций. Отдельными видами индивидуальных консультаций были информирование родителей по результатам диагностик в начале и в конце учебного года по каждому ребенку.

Организационно-методическая работа

Методическая работа велась по направлениям:

Анализ научной и практической литературы, работа с интернет-ресурсами

Обработка и анализ адаптационных листов

Подготовка бланков для диагностики

Обработка и анализ результатов диагностики по готовности к школе

Подготовка диагностического инструментария для обследования

Подбор и составление коррекционно – развивающих, групповых, подгрупповых ииндивидуальных программ для детей

Заполнение текущей документации

Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей, поступающих в ДОУ

Подготовка консультаций и рекомендаций по результатам диагностики готовности к школе

Подготовка индивидуальных консультаций и рекомендаций

Оформление наглядной информации

Составление заключений, рекомендаций, программ для коррекционно –развивающей работы

Разработка вопросов психологического сопровождения образовательной программы ДОУ

Составление годового плана работы

Оформление отчетной документации

Участие в мероприятиях, конкурсах, публикации учебно-методического материала.

В 2021-2022 учебном году проходила диагностическая работа с детьми (беженцами) из Украины. Участие в региональных и районных семинарах, участие в творческой группе, публикация материала в СМИ и интернет.

Перспективные направления работы на следующий учебный год:

   В течение учебного года обследование детей на уровень познавательного развития, интеллектуального было преимущественным. Работа с агрессивными и тревожными детьми велась по запросу.

В 2022-2023 учебном году основной диагностической и коррекционной задачей необходимо сделать укрепление эмоциональной сферы детей, включая проективные методики и арт-терапию.

Также продолжить укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследование интеллектуального и личностного развития дошкольников и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы, выработке рекомендаций для воспитателей и родителей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Юлия Владимировна, в детсаду тоже проводят социометрию? А по каким методикам?

10 July 2022