Презентация «Рефлексия как этап учебного занятия»

4
2
Материал опубликован 17 May 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Только творческий подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.

В настоящее время достаточно актуален вопрос проведения рефлексии на уроке. Многие педагоги не придают особого значения этому этапу занятия, некоторые относятся к его проведению чисто формально: раз требуется, значит, будем проводить. Попробуем разобраться, что такое рефлексия, на каком этапе урока лучше ее проводить, рассмотрим примеры и способы ее проведения. 


Рефлексия как этап учебного занятия
PPT / 933 Кб

Предварительный просмотр презентации

Рефлексия как этап учебного занятия Хохлова Н.Б., педагог дополнительного образования МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области 2017г.

Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Применительно к учебным занятиям, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.  Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.  Одна из задач рефлексии - выяснить, что же на самом деле происходило на занятии? Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник занятия.

Для чего нужна рефлексия? Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно

Рефлексия развивает УУД Регулятивные. Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Познавательные. Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Личностные. Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Коммуникативные. Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

Учебной рефлексии может подвергаться: Учебной рефлексии может подвергаться: настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать: цель урока или занятия, содержание и трудности учебного материала, тип урока или занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Этапы обучения рефлексии: 1 этап – анализ своего настроения, своих успехов 2 этап – анализ работы одноклассников 3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Виды рефлексии физическая — (успел - не успел, легко – тяжело); эмоциональная или сенсорная — ( комфортно – дискомфортно); интеллектуальная  (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовная — (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Классификация рефлексии По типу урока: после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая рефлексия По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок , заполнение таблицы и т. д. По содержанию: символическая, устная и письменная По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная По цели -рефлексия эмоционального состояния и настроения  -рефлексия деятельности  - рефлексия содержания учебного материала 

Рефлексия эмоционального состояния и настроения  «Мои ожидания» «Светофор» или «Мое настроение»  Показ большого пальца вверх или вниз. «Три лица» «Солнышко» «Радостный гномик» «Смайлики »   «Букет настроения»  «Дерево чувств» «Барометр настроения» «Зарядка» «Пантомима»

Рефлексия деятельности  «Незаконченное предложение» "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Теперь я могу…"; "Меня удивило…" и т.п. «Лесенка успеха» «Дерево успеха» «Рефлексивная мишень» «Вагончики» или «Поезд» «Знаки» «Благодарю»

Рефлексия содержания учебного предмета Плюс Минус Интересно 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

Акрослово Волокно:          В — ворсинки          О — очень тонкие          Л — легкие          О — очень мягкие          К — короткие          Н — непряденая нить О—очень пушистые Синквейн Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

Три качества человека XXI века Самостоятельность. Умение анализировать, осознавать свои возможности, делать свой собственный выбор, определять меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Осознание, что можно предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше, не отчаиваться в случае ошибки, оценивать ситуацию и, исходя из новых условий, ставить перед собой новые цели и задачи и успешно решать их. Конкурентоспособность. Умение делать что-то лучше других, действовать в любых ситуациях более эффективно.

Учить детей сегодня трудно, Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Нина Борисовна, за содержательную и нужную информацию о рефлексии, необходимого этапа структуры современного урока.

16 June 2018

Рада, что информация оказалась для Вас полезной, спасибо!

16 June 2018