Статья на тему «Некоторые приемы рефлексии на этапе закрепления пройденного материала»
Некоторые приемы рефлексии на этапе закрепления пройденного материала
Современные требования к образовательному процессу сейчас не исчерпываются освоением системы научных знаний. Поэтому учителю сегодня важно не столько дать ребенку багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить такими важными умениями, как умение учиться, работать с информацией, ставить цели и намечать пути их достижения.
Одним из основополагающих принципов современного урока должен быть принцип активности и сознательности. Этот принцип можно реализовать, используя различные методы рефлексии.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Она может осуществляться на любом этапе урока, но в данной статье мне бы хотелось остановиться на описании некоторых приемов рефлексии, используемых мною на стадии закрепления нового материала. Это очень важный этап урока. На этом этапе ученик вновь обращается к только что пройденному материалу, к смыслу узнанного, пытается толковать его, применять. Поэтому недопустима ситуация, которая, увы, часто встречается в практике, когда на стадии закрепления учитель фронтально задает вопросы классу по пройденному материалу, ему отвечают 3 – 4 «сильных» ученика, а все остальные – тихо отсиживаются, ожидая, когда закончится урок.
Чтобы избежать таких ситуаций, чтобы вовлечь в осмысление пройденного материала всех без исключения учащихся класса, чтобы помочь каждому ученику оценить свою работу на уроке и уровень полученных знаний, есть немало способов и приемов. О нескольких их них, проверенных мною на практике и хорошо работающих в реальных условиях школы, мне хотелось бы рассказать.
Прием «План на доске»
Перед уроком на доске пишется план по пунктам, в котором указываются все ключевые моменты урока. Тема урока может писаться, а можно попросить ребят, глядя на план, догадаться, о чем пойдет речь на уроке и вместе с ними сформулировать тему.
Далее, на стадии изучения нового материала, план дополняется схемами, рисунками, терминами, изученными на уроке. Все это ребята переносят в тетрадь. В конце урока очень удобно, глядя на план на доске и ключевые моменты, осмыслить логику подачи изучаемого материала.
Необычно сформулированные пункты плана могут еще в начале урока пробудить интерес к изучению нового материала. Например, перед уроком «Слуховой анализатор» на доске появляется план:
Строение слухового анализатора
Наружное ухо
|
Среднее ухо |
Внутреннее ухо |
Барабанная перепонка Овальное окно
Почему «закладывает уши»?
Самые мелкие кости.
Разговоры на Луне или Как рождается звук?
Гигиена слухового анализатора или Кто такие копуши?
Ребята, глядя на этот план, с интересом приступают к изучению работы слухового анализатора, а в конце урока еще раз охотно вспоминают весь новый материал, который они изучили.
Прием «Светофор»
Каждому ученику раздаются две полоски картона: одна – красная, одна – зеленая. При закреплении пройденного материала, когда учитель задает вопросы, каждый ученик оценивает, может ли он ответить на этот вопрос. Если он знает ответ – поднимает зеленую полоску и, значит, готов ответить. Ответа нет – поднимает полоску красную. Этот прием позволяет каждому ученику оценить свою работу на уроке. Хитрить здесь смысла нет – отвечать на вопрос учитель просит только ученика, поднявшего зеленую карточку.
Учитель тоже может сразу судить о том, насколько продуктивен был урок, что усвоено хорошо, а над чем еще надо поработать. Много красных карточек – сигнал тревоги, что-то не получилось, к чему-то надо вернуться. Иногда бывает, что отдельный ученик постоянно на данном уроке демонстрирует красный цвет. Это тоже сигнал и для самого ученика и для учителя – тема не усвоена!
Этот прием дает отличные результаты. Он учит учащегося самого оценивать свои знания и побуждает к восполнению пробелов либо самостоятельно, либо прибегая к помощи учителя или одноклассников. Бывает, что ребята просят на следующем уроке – «Спросите нас опять по прошлой теме. Увидите, красных карточек не будет!»
Прием «Назначаем экспертов»
В начале урока назначаются 3 – 4 человека (совсем необязательно «сильных» учеников) – «экспертов», которые в конце урока будут задавать вопросы одноклассникам по пройденной теме. То есть фактически закрепление материала проводится не учителем, а самими ребятами. Учитель только корректирует при необходимости вопросы или ответы учащихся. Польза от такой самостоятельности очевидна. «Эксперты» весь урок внимательно изучают материал, а остальным учащимся гораздо интереснее отвечать на вопросы одноклассников, чем учителя. Тем более, что на следующий урок в роли «эксперта» может оказаться любой из них.
Поначалу ребята составляли только репродуктивные вопросы («Чем дышат рыбы?», «Какова функция эритроцитов?»). Конечно, хотелось, чтобы вопросы были и продуктивные. Но как ребятам объяснить разницу между ними, скучную терминологию вводить не хотелось. К счастью, в книге «Развитие критического мышления на уроке» С.И.Заир-Бека нашла замечательную классификацию вопросов. Те, которые требуют односложного ответа – «тонкие» вопросы, а требующие полного развернутого ответа – «толстые» вопросы. Такая классификация ученикам понравилась, и сейчас «высшим пилотажем» считается составление «толстого» вопроса.
Иногда использование этого приема приводит к обсуждениям, спорам, дискуссиям. Это побуждает учащихся искать какие-то дополнительные сведения по данному вопросу, позволяет реализовать их творческий потенциал.
Есть множество способов превратить школьную рутину в увлекательный процесс, где ученик из пассивного «объекта обучения» переходит в роль активного «субъекта образовательного процесса», а учитель может по праву назвать свои уроки «личностно-ориентированными». На мой взгляд, каждый педагог, работающий с детьми, не только может, но должен искать эти способы, пробовать их на практике и делиться удачными находками с коллегами.
Список литературы
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 8-е изд. - М.:Вита – Пресс, 2007-112 с.
Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004- 175 с.
Колеченко А.К.. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006- 368 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998- 256 с.