Статья на тему «Некоторые приемы рефлексии на этапе закрепления пройденного материала»

4
0
Материал опубликован 8 October 2020

Некоторые приемы рефлексии на этапе закрепления пройденного материала


 

Современные требования к образовательному процессу сейчас не исчерпываются освоением системы научных знаний. Поэтому учителю сегодня важно не столько дать ребенку багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить такими важными умениями, как умение учиться, работать с информацией, ставить цели и намечать пути их достижения.

Одним из основополагающих принципов современного урока должен быть принцип активности и сознательности. Этот принцип можно реализовать, используя различные методы рефлексии.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Она может осуществляться на любом этапе урока, но в данной статье мне бы хотелось остановиться на описании некоторых приемов рефлексии, используемых мною на стадии закрепления нового материала. Это очень важный этап урока. На этом этапе ученик вновь обращается к только что пройденному материалу, к смыслу узнанного, пытается толковать его, применять. Поэтому недопустима ситуация, которая, увы, часто встречается в практике, когда на стадии закрепления учитель фронтально задает вопросы классу по пройденному материалу, ему отвечают 3 – 4 «сильных» ученика, а все остальные – тихо отсиживаются, ожидая, когда закончится урок.

Чтобы избежать таких ситуаций, чтобы вовлечь в осмысление пройденного материала всех без исключения учащихся класса, чтобы помочь каждому ученику оценить свою работу на уроке и уровень полученных знаний, есть немало способов и приемов. О нескольких их них, проверенных мною на практике и хорошо работающих в реальных условиях школы, мне хотелось бы рассказать.

Прием «План на доске»

Перед уроком на доске пишется план по пунктам, в котором указываются все ключевые моменты урока. Тема урока может писаться, а можно попросить ребят, глядя на план, догадаться, о чем пойдет речь на уроке и вместе с ними сформулировать тему.

Далее, на стадии изучения нового материала, план дополняется схемами, рисунками, терминами, изученными на уроке. Все это ребята переносят в тетрадь. В конце урока очень удобно, глядя на план на доске и ключевые моменты, осмыслить логику подачи изучаемого материала.

Необычно сформулированные пункты плана могут еще в начале урока пробудить интерес к изучению нового материала. Например, перед уроком «Слуховой анализатор» на доске появляется план:

Строение слухового анализатора

Наружное ухо

 

 

 

Среднее ухо

Внутреннее ухо

Барабанная перепонка Овальное окно


 

Почему «закладывает уши»?

Самые мелкие кости.

Разговоры на Луне или Как рождается звук?

Гигиена слухового анализатора или Кто такие копуши?

Ребята, глядя на этот план, с интересом приступают к изучению работы слухового анализатора, а в конце урока еще раз охотно вспоминают весь новый материал, который они изучили.

Прием «Светофор»

Каждому ученику раздаются две полоски картона: одна – красная, одна – зеленая. При закреплении пройденного материала, когда учитель задает вопросы, каждый ученик оценивает, может ли он ответить на этот вопрос. Если он знает ответ – поднимает зеленую полоску и, значит, готов ответить. Ответа нет – поднимает полоску красную. Этот прием позволяет каждому ученику оценить свою работу на уроке. Хитрить здесь смысла нет – отвечать на вопрос учитель просит только ученика, поднявшего зеленую карточку.

Учитель тоже может сразу судить о том, насколько продуктивен был урок, что усвоено хорошо, а над чем еще надо поработать. Много красных карточек – сигнал тревоги, что-то не получилось, к чему-то надо вернуться. Иногда бывает, что отдельный ученик постоянно на данном уроке демонстрирует красный цвет. Это тоже сигнал и для самого ученика и для учителя – тема не усвоена!

Этот прием дает отличные результаты. Он учит учащегося самого оценивать свои знания и побуждает к восполнению пробелов либо самостоятельно, либо прибегая к помощи учителя или одноклассников. Бывает, что ребята просят на следующем уроке – «Спросите нас опять по прошлой теме. Увидите, красных карточек не будет!»

 

Прием «Назначаем экспертов»

В начале урока назначаются 3 – 4 человека (совсем необязательно «сильных» учеников) – «экспертов», которые в конце урока будут задавать вопросы одноклассникам по пройденной теме. То есть фактически закрепление материала проводится не учителем, а самими ребятами. Учитель только корректирует при необходимости вопросы или ответы учащихся. Польза от такой самостоятельности очевидна. «Эксперты» весь урок внимательно изучают материал, а остальным учащимся гораздо интереснее отвечать на вопросы одноклассников, чем учителя. Тем более, что на следующий урок в роли «эксперта» может оказаться любой из них.

Поначалу ребята составляли только репродуктивные вопросы («Чем дышат рыбы?», «Какова функция эритроцитов?»). Конечно, хотелось, чтобы вопросы были и продуктивные. Но как ребятам объяснить разницу между ними, скучную терминологию вводить не хотелось. К счастью, в книге «Развитие критического мышления на уроке» С.И.Заир-Бека нашла замечательную классификацию вопросов. Те, которые требуют односложного ответа – «тонкие» вопросы, а требующие полного развернутого ответа – «толстые» вопросы. Такая классификация ученикам понравилась, и сейчас «высшим пилотажем» считается составление «толстого» вопроса.

Иногда использование этого приема приводит к обсуждениям, спорам, дискуссиям. Это побуждает учащихся искать какие-то дополнительные сведения по данному вопросу, позволяет реализовать их творческий потенциал.

Есть множество способов превратить школьную рутину в увлекательный процесс, где ученик из пассивного «объекта обучения» переходит в роль активного «субъекта образовательного процесса», а учитель может по праву назвать свои уроки «личностно-ориентированными». На мой взгляд, каждый педагог, работающий с детьми, не только может, но должен искать эти способы, пробовать их на практике и делиться удачными находками с коллегами.


 


 


 


 


 


 

Список литературы

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 8-е изд. - М.:Вита – Пресс, 2007-112 с.

Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004- 175 с.

Колеченко А.К.. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006- 368 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998- 256 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.