Методические рекомендации на тему «Примеры использования игр на разных этапах комбинированных уроков профильного труда (цветоводства)»

5
0
Материал опубликован 11 June 2020

МЕОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«Примеры использования игр на разных этапах комбинированных уроков

профильного труда (цветоводства)»

 

 

 

 

 

 

Деловая игра – это создание условий, в которых ученик сам бы добывал знания и видел перспективы их реализации; учился быть независимым в действиях и поступках, при этом чувствовал ответственность за них; самостоятельно и творчески подходил к деятельности» (А.С. Прудченков, 1997).

     Она превращает школу из школы учебы, которая оторвана от реальности, в «школу жизни», обеспечивающую учеников естественной ненасильственной социализацией.

В своей работе на уроках профильного обучения (цветоводстве) я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Игра служит активным методом формирования основных жизненных компетенций и является показателем их сформированности.

     Для формирования основных жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках профильного обучения (цветоводства) мною были использованы игры и игровые элементы разнообразные по своим видам, на разных этапах урока.

Примеры использования игр на разных этапах комбинированных уроков профильного труда (цветоводства)

 

Этап урока

Приемы и методы

(основная деятельность, варианты использования игр)

1

Организационный момент

Цель:

подготовка обучающихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

- Приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу:

Мини-игра

«Друг другу улыбнемся»

После приветствия детей предлагаю:» Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки.»

«Доброе утро»

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

 

2

Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.

Цель:

- настрой на работу,

-мотивация к деятельности,

- выявление уровня знаний учащихся,

- повторение пройденного материала,

-устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях,

-организация познавательной деятельность обучающихся,

- сообщение темы, цели и задач изучения нового материала,

-показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

- мотивация учащихся на учебную деятельность:

Игра с мячом «Я могу, умею»

Ведущий по очереди кидает мяч каждому из учеников и говорит фразы «Я могу» или «Я умею». Учащиеся, бросая мяч обратно ведущему, продолжают фразу. Например, «Я могу … выращивать рассаду, копать грядки, рисовать животных»

Ведущий подводит итог: те, кто столько знают и умеют, легко справятся и с заданиями на уроке, получат ещё больше знаний и умений.

- доведение до учащихся темы, целей и плана урока:

Загадки

Кустарник пушистый
В лиловых соцветьях
С ароматом душистым
Где спрятан? Ответьте!
Июньским теплом согреваются тени
И вьется пчела над веткой ...»Сирень»

Тема нашего занятия «Красивоцветущий кустарник Сирень».

.

Черный ящик

В «черном ящике» лежит открытка с изображением растения. Название его отражено в многочисленных песнях. Обычно период его цветения совпадает с временным похолоданием

Используется при учении темы «Деревья семейства «Розовые»» Ответ: Черемуха.

Пазлы

Учащимся предлагается собрать пазлы, например картинки с изображением различных цветковых растений. Когда картинки собраны, можно поставить проблемный вопрос «Как называется данная группа растений? Особенности выращивания представителя этой группы мы будем изучать сегодня!»

«Ребус», в котором зашифрована тема урока.

t1591899861aa.jpg

«Ландыш»

«Найди лишнее»

Учащимся предлагается ряд слов или изображений, из которых они пробуют найти одно лишнее. Затем ученики, объясняют свой выбор и предполагают, чему будет посвящён урок.

«Лото»

Ученикам раздаются карточки с номерами, учитель из мешочка достаёт жетоны с номерами и вопросами по пройденной теме на обратной стороне, кто отвечает первый и быстрее собирает все номера, тот победитель. Остальным поощрительные призы, за старание.

«Отгадайте растение по описанию»

Ученики по описанию отгадывают

Например, растение с голубыми цветами, его стебель используют для получения ткани – лён.

 

- повторение пройденного материала с помощью:

1) фронтального опроса:

2) индивидуального опроса с вызовом к доске:

Логические цепочки

«Я выращиваю растение.» Расположите в правильном порядке этапы выращивания растений

Сбор плодов.

Уход за растениями.

Посадить семена.

Вырастить рассаду.

Просушивание семян.

Распикировать всходы.

Подготовить почвенную смесь.

Уход за рассадой.

Высадка рассады в грунт.

Сбор семян.

« Пазлы»

Учащимся предлагается собрать пазлы, например картинки с изображениями растений. Когда картинки собраны, учащиеся определяют принадлежность растений к семействам. Подойдёт для повторения темы «Розоцветные», «Однолетние растения» и др.

«Кроссворд»

По очереди ученики выходят к доске и заполняют клеточки кроссворда начерченного на доске. Применим при повторении любой темы.

 

3

Объяснение нового материала

Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемой теме.

- Рассказ учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

«Собери из слогов слово»

Из предложенных слогов ученики пытаются собрать слово. Помогает при проведении словарной работы, особенно при изучении сложных терминов или названий, например – се-ка-тор, га-зо-но-ко-сил-ка

«Буква заблудилась»

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Вы друзья её найдите,

В своё слово посадите.

Участникам игры предлагается вставить пропущенные буквы в слова, написанные на доске.

Игра помогает сосредоточиться, активизирует мыслительную деятельность, также важна для правильного словообразования учеников.

- Самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;

- вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

- чередование беседы и рассказа;

- применение ТСО.

Определи Родину растения.

Детям дается путаница и они должны выяснить какая родина у этого растения

t1591899861ab.png

Используется при изучении темы »Комнатные растения»

 

Игра-инсценировка

У обучающихся появляется возможность ощутить себя в другой социальной роли, проявить новые качества характера, что положительно сказывается на последующей социализации учащихся.

Например, такая игра уместна при изучении темы «Основные обязанности озеленителя». Ученики вживаются в роли цветовода, озеленителя, садовника и через инсценировку производственных ситуаций усваивают профессиональные обязанности данных профессий, особенности их работы.

Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают сценарий, диалог. Например, диалог от имени растений.. Форма игры может быть массовой Применяется при изучении темы «Растения открытого грунта», где изучаем мифа происхождения растения

 

Букет моя семья

При изучении темы «Составления букета «предлагаю детям представить каждого члена семьи в виде цветка. Далее рисуется букет «Моя семья».

 

 

4

Физкультминутка

Цель:

-предупредить или снять переутомление, улучшить кровоснабжение организма.

Релаксационные игры-упражнения

«Солнышко и тучка»- помогает снять психоэмоциональное напряжение

Вы загораете на солнышке. Но вот солнышко зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться. Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились.

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

Дыхательные упражнения для улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности.

«Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох. На пальчики, изображающие горящую свечу дуньте, постарайтесь одним выдохом задуть свечку. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте свечи маленькими порциями воздуха.

Упражнение для улучшения межполушарного взаимодействия:

« Перекрестная ходьба» Медленная перекрестная ходьба, при выполнении которой дети попеременно касаются правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения « локоть – колено»

5

Выполнение практической работы Цель:

обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин

 «Работа в цветнике»

Использую игру при изучении темы «Разбивка цветника» Дети выбирают клумбу понравившейся формы, картинки с изображением цветов, Рассаживают цветы на своих клумбах, расказывают, какие клумбы будут разбивать, какие цветы будут на их клумбах как размещены растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. Дети могут использовать алгоритмы «посадки цветов», «описания цветов»

«Посади цветок в горшок»

Цель игры: Подобрать и соединить воедино все части (цветок, горшок, поставка под горшок, лейка) одного цвета, оттенка Использую игру при изучении темы «Пересадка и перевалка растения»

«Создание мини-книжек о растениях»

создается в течении года

6

Закрепление полученных знаний

Цель:

закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

беседа;

работа с учебником;

работа с тетрадью;

дидактические игры:

«Логические цепочки»

«Эти разные растения» применяю при изучении темы «Разнообразие растений»

1.Приведите пример того, как растения ра»спространяют свои семена.

2. Приведите пример растения, растущего в жарких странах.

3. Приведите пример того, как растение движется.

4. Приведите пример растения, занесенного в Красную книгу России

5. Приведите пример того, как растения готовятся к зимним холодам.

6. Приведите пример растения, растущего на школьном участке

7. Приведите пример того, как растения могут защищаться (они могут быть колючими, жгучими, ядовитыми).

Игра «Цепочка пожеланий» использую на уроках посадки растения

Задачи: формирование осознанного отношения школьников к природе, реализация свободы выбора, актуализация имеющихся представлений, развитие положительной познавательной мотивации, обобщение знаний и т. д

Участ­никам предлагается обратиться с пожеланиями в соответствии с предложен­ной тематикой.

Например: «Выращивание растений на грядке» Примерные пожелания:

чтобы солнышко согревало растения;

чтобы дождик поливал растения;

чтобы земля на грядке была рыхлая;

чтобы не было сорняков;

чтобы больше было дождевых червячков на грядке;

чтобы гусеницы не съели листья;

чтобы дети не забывали ухаживать за растениями на грядке 

Объединить растения по группам. Использую при изучении темы »Однолетние, двухлетние и многолетние растения»

Астра

 

Ландыш

 

Сальвия

 

Маргаритка

Однолетние

Бархатцы

 

Кохия

 

Роза

 

Георгины

Двулетние

Настурция

 

Агератум

 

Львиный зев

 

Гвоздика

Многолетние

Календула

 

Гладиолус

 

Цинерария

 

«Головоломки»

t1591899861ac.jpg

Шарады в рифму

Шараду запишите так:
две ноты, буква, мягкий знак.
Все — куст, его вы без труда
Найдете в парках и садах.

Найди ошибку

Учащимся дается текст и они должны найти и исправить ошибку

В басне « Листы и корни» И.А. Крылова корни, споря с листьями, говорят: «Мы те (корни…)…

Которые, здесь роясь в темноте.

Питаем вас.  Ужель не знаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится –

Не станет дерева, ни вас».

 -   В чем была ошибка знаменитого баснописца? Используется при изучении темы «Строение растения»

7

Подведение итогов урока

Цель:

сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

- Беседа с учащимися по теме урока:

«Кто больше?»

Ведущий называет тему, а учащиеся называют как можно больше слов связанных с ней. Например, однолетние растения – астра, бархатцы, календула и т.д.

 

8

Рефлексия

Цель:

-оценка своего вклада в достижение поставленных в начале урока целей, своей активности, эффективности работы класса, увлекательности и полезности выбранных форм работы.

«Нравится, не нравится»

Учащиеся по кругу высказывают свое в одном предложении мнение об уроке., что им понравилось и не понравилось и почему

 

9

Уборка рабочих мест

- Выполнение определенной трудовой деятельности в процессе уборки рабочих мест.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации