Статья на тему «Рефлексия на уроках швейного дела: приёмы, примеры»

1
0
Материал опубликован 29 November 2017

«Рефлексия на уроках швейного дела: приёмы, примеры»


 

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт меняет ориентацию педагога в характере образования, его направленности, целей, содержании и направлен на выявление творческих способностей учащихся. Поэтому современному педагогу необходимо учитывать создавать такие условия на уроке, которые будут способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, которые могли бы уметь придумывать, находить необходимые решения проблем, преодолевать их, анализировать, обобщать. В структуре урока, соответствующего ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока и особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока, но время проведения зависит от вида рефлексии, проводят ее на разных этапах урока. Это можно сделать при повторении домашнего задания, для закрепления нового материала, для проверки отдельных элементов темы. Полноценная рефлексия на уроках швейного дела позволяет ученицам выстраивать четкую цепочку, приводить знания, полученные в ходе урока, в единое целое. Кроме того, девочки учатся сравнивать собственные достижения с успехами своих одноклассников. Необходимость рефлексии в том, что они смогут оценить важность полученных знаний для будущей жизни.

На каждой стадии урока я использую свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

На этапе подведения итогов урока использую приѐм «Рефлексивная ми- шень». Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по четырѐм пока- зателям, поставив крестики в соответствующем секторе мишени. Чем дальше от центра, тем ниже показатель. Таким образом, складывается общая картина работы класса. Заполненная мишень помещается на доску и кратко анализи- руется. Показатели могут изменяться. Подобным образом можно оценивать, например, активность на уроке, полез- ность изученного материала, эстетич- ность выполненной работы и др. При необходимости можно попросить вместо крестиков ставить свои инициалы или заранее определѐнные порядковые номера. В данном варианте получаются бо- лее конкретизированные данные. Но и в этом случае результаты обсуждаются обобщѐнно, без уточнения фамилий.


 


 


 


 


 

Приём рефлексия «Закройте одну часть круга»


 


 

Приём рефлексии «Оцени себя сам»

Ученице даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие её работу на уроке по трём направлениям

Урок Я на уроке Итог

Интересно Работала Поняла материал

Скучно Отдыхала Узнала больше, чем знала

Безразлично Помогала другим Не поняла

Приём рефлексии «Анкета»

1. На уроке я работала активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволена / не доволена

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне было понятен / не понятен полезен / бесполезен


 

Приѐм «Кластер» (гроздь).

Кластер – графическое отображение материала. В центре записывается ключевое понятие и от него расходятся стрелки – лучи. Задача – систематизировать имеющиеся знания. Данный приѐм интеллектуальной рефлексии удобно использовать на этапах ак- туализации, закрепления или обобщения знаний. В старших классах учащиеся составляют кластер самостоятельно или в группах, основываясь на тех знаниях, которые имеются у учащихся на начало урока

Например, в начале урока по теме «Ткани из химических волокон» (7 класс) учащимся предлагается соста- вить классификацию уже известных им текстильных волокон. А в конце урока дополнить кластер новыми волокнами.


 


 


 


 

Текстильные волокна

 

натуральные

 

химические

растительные

 

животные

 

искусственные

 

синтетические

лён

 

шерсть

 

хлопок

 

 

вискоза

 

шёлк

 

 

Упрощённые кластеры использую на уроках в 5-ом классе, например, при изучении машинных швов: предлагаю детям заполнить кластер, где практически все имеющиеся швы им известны и они с лёгкостью заполняют ячейки и остаётся один неизвестный шов, который необходимо вставить в кластер. Это и будет являться темой урока.


 

Машинные швы


 

Стачной

 

запошивочный

   


 

двойной

 

окантовочный


 

Этот приём развивает умение проводить аналогии, способствует развитию системного мышления.

 

 
 

 

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность.

Один из приёмов рефлексии, который используют многие педагоги – это закончи фразу. Девочки по кругу высказывают одним предложением выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнала……

Было интересно……

Было трудно……

Я выполняла задания…..

Я поняла, что….

Теперь я могу…

Я почувствовала, что…..

Я приобрела…

Я научилась….

У меня получилось…

Я смогла…

Я попробую…

Меня удивило…

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос. «Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу ска- зать…» «Мне больше всего удалось…» «А особенно удалось…» «Для меня было открытием то, что…» Что я получил от этого дня (урока, праздника)? За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? За что ты можешь похвалить учителя? Что думал? Что чувствовал? Что приобрел?


 


 

На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты. На этапе защиты проекта самооценка результата выполняется в форме

«Предметно- диалогической рефлексии», то есть монолога от имени предмета труда (выполненного изделия) или диалога с ним. Детям предлагается почувствовать себя выполненным ими изделием, посмотреть на своѐ творение его же «глазами», выразить его чувства и мысли. Такой приѐм способствует формированию адекватной самооценки, критичности и требовательности к себе. Например: «Если бы сшитый мной фартук умел говорить, он рассказал бы, что нравится себе, потому что он красивый, яркий, удобный. В нѐм удобно и приятно работать. В большой карман можно положить необходимые для работы предметы. Ещѐ он сказал бы, что знает, как я старалась. И на будущее хочет пожелать мне научиться делать более ровные строчки». Если сначала учащиеся отмечают, в основном, положительные стороны своей работы, то постепенно учатся более критично относиться к себе и соотносить результат работы с личностными качествами.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос. «Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу ска- зать…» «Мне больше всего удалось…» «А особенно удалось…» «Для меня было открытием то, что…» Что я получил от этого дня (урока, праздника)? За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? За что ты можешь похвалить учителя? Что думал? Что чувствовал? Что приобрел?

 

 

 

 

 

Блузка

Вид женской

 

одежды

воротник

 

рукав

 

Полочки

 

При изучении темы «Блузка» я использую приѐм «Жучок». Прошу учащихся на этапе рефлексии деятельности зафиксировать словами всѐ, что связано с понятием «Блузка».

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Прием рефлексии «Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы»


 


 

Девочки определяют последовательность выполняемых операций, таким образом, самостоятельно создают инструкционные карты для выполнения практической работы, например практическая работа «Обработка боковых срезов юбки» может выглядеть следующим образом: (на слайде образец рисунков, схем).


 


 


 

Для индивидуальной оценки и анализа работы отдельно взятой ученицы мною используется прием, который помогает ученице самостоятельно определить результат своей деятельности на уроке. Ученику предлагается поставить стрелку «Часов успешности» в секторе, который максимально отражает результат его работы на уроке и объяснить, почему он поставил ёё именно здесь.

Заключение. Без такого этапа, как рефлексия, невозможно обойтись в современных общеобразовательных школах. Федеральные государственные стандарты четко указывают на возможность выбора педагогом варианта проведения рефлексии, но подчеркивают обязательность ее выполнения на каждом уроке. Дети, которые в ходе такой формы обучения учатся анализировать свои навыки, оценивать умения, не будут испытывать проблем в общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно формирование адекватной самооценки - основная задача проведения всех видов рефлексии

Литература:

1.Дусавицкий А.К.,Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения.  г. Минск, 2005 г.

3.Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011г.


4. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – Алматы, 2013г. – 355с.
5. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М.Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: учебное пособие. 5-е изд. – Алматы, 2013.
6.Селевко Г.К. Классификация педагогических технологий //Профессиональное образование. – 2002. 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.