Методическая разработка урока истории «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 17 January 2021

Методическая разработка урока

«Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады».


Тема урока

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)






Цель: формирование у обучающихся представления об основных событиях правления Ивана IV в 1533-1560-х годах.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о политической и социальной обстановке в России во второй трети XVI века;

Познакомить с личностью Ивана IV, составом Избранной Рады;

Познакомить с датами реформ: 1533-1584, 1547, 1549, 1550, 1551, 1556

Познакомить с определениями терминов «царь», «реформы», Земский собор, Стоглав, Избранная рада, стрелецкое войско, губные и земские старосты.

Определить причины и значение реформ Избранной Рады.




Развивающие:

Развивать и формировать у учащихся навыки и умения:

Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;

Анализировать и обобщать факты;

Строить логическое рассуждение, применяя установление причинно-следственных связей;

Работать с исторической картой;

Совершать логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом;

Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;

Проявлять готовность к коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Воспитательные:

Развивать чувство патриотизма, любви и уважения к истории России;

Развивать культуру речи и коммуникативные навыки и умения;

Осознавать свою идентичность как граждан страны, осваивать гуманистические ценности и традиции общества, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение

Учебник, презентация, раздаточный материал, онлайн-тест, контрольно-измерительные материалы.


Планируемые результаты урока


личностные

первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества;

изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой проблеме;

проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);


предметные

применение основных хронологических понятий, терминов (1533-1560 –е гг.);

определение и использование исторических понятий и терминов (царь, реформа, Избранная Рада, кормление, стрельцы, судебник, Стоглав, Земкий собор);

использование сведений из исторической карты как источника информации;

описание исторических событий и процессов;

сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство»);

анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок личности Ивана IV, реформ Избранной Рады;


метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

выявлять результаты и качество выполнения задания


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Контрольно-измерительные материалы в формате заданий ОГЭ и ЕГЭ, онлайн-тестирование.


Литература и интернет-ресурсы

«История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с. http://www.onlinetestpag.com





План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

с указанием форм организации

Используемые методики

и технологии (на разных этапах урока)

1. Организацион-

ный

2 мин

Приветствие учащихся, создание атмосферы сотрудничества, настрой на работу.

Приветствуют друг друга, улыбаются, настраиваются на работу.

Методика гуманно-личностного подхода («Приветствие»)

2.Вводно-мотивационный

3 мин

Акцентирует внимание на том, что прошли новогодние праздники, по многим телеканалам традиционно показывали фильм Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Демонстрирует фрагмент фильма, где царь и Шурик находятся около «машины времени». Предлагает предположить тему урока.

Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цели и задачи урока: что необходимо сделать новому правителю (направления реформ) для дальнейшего укрепления государства, какие вопросы должны рассмотреть?

Предупреждает, что на уроке, как в упомянутом фильмы будут происходить необычные вещи.

Анализируют фрагмент фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Вспоминают сюжет, называют имя и прозвище царя, свои предположения и знания о той эпохе. Высказываются о теме урока.

Обучающиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока: изучение политики нового правителя, проведенных им реформ, их значение для создания централизованного государства.

Кейс-технология (кейс-иллюстрация на урок). Формируется понимание «сюжета» урока, определение целей и задач для работы на уроке: перенестись именно в эпоху правления Ивана Грозного.

«Мозговой штурм»: актуализация знаний об Иване грозном (с курса «Окружающего мира» в начальной школе и т.д.)


3. Актуализация знаний

5 мин

Акцентирует внимание обучающихся на том, что для изучения новой темы необходимо вспомнить имеющиеся знания. Предлагает ребятам выполнить задания на контурной карте.

Выполняют задания на контурной карте. Применяют ранее полученные знания из Истории России.

Работа с контурной картой.


4. Изучение нового материала

3 мин




5 мин







2 мин




3 мин




1 мин









5 мин



5 мин

Вводное слово: кратко характеризует состояние России в начале XVI века после смерти Василия III, рассказывает о реформах Елены Глинской и боярском правлении.

Личность Ивана IV. Организует индивидуальную работу с учебником и дополнительными материалами. Ставит задание: найти черты личности Ивана IV(положительные и отрицательные). Задает вопросы из курса «Обществознания»: что такое личность и социализация?

3.Демонстрирует картину «Венчание Ивана Васильевича на царство». Рассказывает о венчании на царство, что укрепило авторитет власти, задает вопрос о значении церкви в данной церемонии.

4.Избранная Рада. Рассказывает о причинах проведения реформ, знакомит с составом Избранной Рады, дает определение. Знакомит с первыми мероприятиями ИР.

5.Физкультминутка. Организует тематическую физкультминутку, предлагает выполнить упражнения. Называет реформы Ивана III и Ивана IV (необходимо показать правильные).

Слушают краткий рассказ учителя, отвечают на вопросы, анализируют иллюстрации.



Изучают материалы учебника о личности Ивана IV. Выделяют отрицательные и положительные черты личности царя, записывают дату правления. Дают определение термину «личность». Выделяют основные моменты формирования личности Ивана IV.


Анализируют картину, записывают дату венчания. Отмечают особую роль православной церкви в обществе.


Записывают даты и события, изучают новые понятия, работают с иллюстрацией, называют сословия, представленные на Земском соборе. Заполняют схему «Центральные органы власти».

Выполняют тематические упражнения: сочетание умственных и физических упражнений. Задание на изображение реформ и жизни Ивана Грозного, сравнение реформ Ивана III и Ивана IV (руки вверх и хлопки).

Беседа с учителем.




«Технология развития критического чтения текста»: осмысленное чтение, поиск и анализ информации.

Метапредметный подход: соотнесение знаний из курса всеобщей истории и обществознания.


Анализ иллюстрации. Метапредметный подход: связь с курсом «Обществознания», ИКМК, ОДНКНР.

Анализ иллюстрации, заполнение схемы.

Здоровьесберегающие технологии




6. Реформы ИР. Организует групповую работу учащихся с текстом, содержащим информацию о военной реформе.

Организует работу в парах по предварительному заданию с разными ролями, направленными на изучение реформы местного управления. Предлагает обучающимся выступить в разных ролях, представить полученный материал, выделить в нем главное.

Работают в группе. Изучают и анализируют представленный материал, отвечают на вопросы. Извлекают нужную информацию для урока.

Делятся на пары. 1 пара – ведущие новостей, 2 пара – зрители. Каждая пара выполняет свое задание.

Извлекают основную информацию, записывают даты и события.


Работа с документом (текстом). Технология развития критического чтения текста - «метод провокации».

Технология «РАФТ» (роль, аудитория, форма, тема): позволяет изучить тему в интересной и необычной форме, развивает творческие способности, коммуникативную культуру, критическое осмысление материала.

Элементы проектной деятельности: выполнение задания и представление продуктов работы (презентация, статья, заметка, сценка).

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

3 мин




3 мин

1. Представляет учащимся таблицу с проблемным заданием: показаны причины реформ, необходимо из изученного материала написать следствия (итоги) – как решил Иван IV эти проблемы.

2.Предлагает учащимся пройти онлайн-тест по изученной теме.


Обучающиеся заполняют таблицу с проблемным заданием. На основании изученного материала, называют реформы, которые решили предложенные проблемы в государстве.

Проходят тестирование, получают результат, проверяют правильность ответов.

«Проблемный вопрос» (концепутальная таблица с проблемными вопросами): систематизация знаний.

Использование ИКТ, Интернет. Развитие информационных компетенций.

6. Подведение итогов урока

4 мин

Подводит учащихся к следующим выводам: реформы Ивана IV, проведенные совместно с Избранной радой, были направлены на централизацию страны. При их проведении власть стремилась достичь согласия между интересами государства и населения. Реформы намечали путь развития России как сословно-представительной монархии.

Проводит рефлексию урока: предлагает продолжить фразы.

Выставление и комментирование оценок учащимся.

Делают совместный с учителем вывод по изучаемой теме.

Рассуждают и делятся впечатлениями. В качестве рефлексии выполняют задания с экрана «Продолжи фразу».

Беседа с учителем.

Технология «Продолжи фразу».

7. Организация изучения домашнего задания

1 мин

Комментирует и объясняет домашнее задание:

Пересказ параграфа 6, с использованием предложенной памятки.

Составить рассказ по ключевым понятиям.

Задание на размышление «Историки спорят» стр. 48-49

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Домашнее задание «Три уровня» ориентировано на дифференцированный подход в обучении.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.