Методическая разработка урока истории «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады» (7 класс)
Методическая разработка урока
«Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады».
Тема урока | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: формирование у обучающихся представления об основных событиях правления Ивана IV в 1533-1560-х годах. Задачи: Образовательные: Дать представление о политической и социальной обстановке в России во второй трети XVI века; Познакомить с личностью Ивана IV, составом Избранной Рады; Познакомить с датами реформ: 1533-1584, 1547, 1549, 1550, 1551, 1556 Познакомить с определениями терминов «царь», «реформы», Земский собор, Стоглав, Избранная рада, стрелецкое войско, губные и земские старосты. Определить причины и значение реформ Избранной Рады. |
| Развивающие: Развивать и формировать у учащихся навыки и умения: Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; Анализировать и обобщать факты; Строить логическое рассуждение, применяя установление причинно-следственных связей; Работать с исторической картой; Совершать логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом; Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; Проявлять готовность к коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. |
| Воспитательные: Развивать чувство патриотизма, любви и уважения к истории России; Развивать культуру речи и коммуникативные навыки и умения; Осознавать свою идентичность как граждан страны, осваивать гуманистические ценности и традиции общества, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор. |
Дидактическое обеспечение | Учебник, презентация, раздаточный материал, онлайн-тест, контрольно-измерительные материалы. |
Планируемые результаты урока | ||
| личностные | первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества; изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями); следование этическим нормам и правилам ведения диалога; формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой проблеме; проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога); |
| предметные | применение основных хронологических понятий, терминов (1533-1560 –е гг.); определение и использование исторических понятий и терминов (царь, реформа, Избранная Рада, кормление, стрельцы, судебник, Стоглав, Земкий собор); использование сведений из исторической карты как источника информации; описание исторических событий и процессов; сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство»); анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.); сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок личности Ивана IV, реформ Избранной Рады; |
| метапредметные | осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя); планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.; критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; выявлять результаты и качество выполнения задания |
| Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Контрольно-измерительные материалы в формате заданий ОГЭ и ЕГЭ, онлайн-тестирование. |
| Литература и интернет-ресурсы | «История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с. http://www.onlinetestpag.com |
| План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Используемые методики и технологии (на разных этапах урока) |
1. Организацион- ный | 2 мин | Приветствие учащихся, создание атмосферы сотрудничества, настрой на работу. | Приветствуют друг друга, улыбаются, настраиваются на работу. | Методика гуманно-личностного подхода («Приветствие») |
2.Вводно-мотивационный | 3 мин | Акцентирует внимание на том, что прошли новогодние праздники, по многим телеканалам традиционно показывали фильм Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Демонстрирует фрагмент фильма, где царь и Шурик находятся около «машины времени». Предлагает предположить тему урока. Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цели и задачи урока: что необходимо сделать новому правителю (направления реформ) для дальнейшего укрепления государства, какие вопросы должны рассмотреть? Предупреждает, что на уроке, как в упомянутом фильмы будут происходить необычные вещи. | Анализируют фрагмент фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Вспоминают сюжет, называют имя и прозвище царя, свои предположения и знания о той эпохе. Высказываются о теме урока. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока: изучение политики нового правителя, проведенных им реформ, их значение для создания централизованного государства. | Кейс-технология (кейс-иллюстрация на урок). Формируется понимание «сюжета» урока, определение целей и задач для работы на уроке: перенестись именно в эпоху правления Ивана Грозного. «Мозговой штурм»: актуализация знаний об Иване грозном (с курса «Окружающего мира» в начальной школе и т.д.) |
3. Актуализация знаний | 5 мин | Акцентирует внимание обучающихся на том, что для изучения новой темы необходимо вспомнить имеющиеся знания. Предлагает ребятам выполнить задания на контурной карте. | Выполняют задания на контурной карте. Применяют ранее полученные знания из Истории России. | Работа с контурной картой. |
4. Изучение нового материала | 3 мин 5 мин 2 мин 3 мин 1 мин 5 мин 5 мин | Вводное слово: кратко характеризует состояние России в начале XVI века после смерти Василия III, рассказывает о реформах Елены Глинской и боярском правлении. Личность Ивана IV. Организует индивидуальную работу с учебником и дополнительными материалами. Ставит задание: найти черты личности Ивана IV(положительные и отрицательные). Задает вопросы из курса «Обществознания»: что такое личность и социализация? 3.Демонстрирует картину «Венчание Ивана Васильевича на царство». Рассказывает о венчании на царство, что укрепило авторитет власти, задает вопрос о значении церкви в данной церемонии. 4.Избранная Рада. Рассказывает о причинах проведения реформ, знакомит с составом Избранной Рады, дает определение. Знакомит с первыми мероприятиями ИР. 5.Физкультминутка. Организует тематическую физкультминутку, предлагает выполнить упражнения. Называет реформы Ивана III и Ивана IV (необходимо показать правильные). | Слушают краткий рассказ учителя, отвечают на вопросы, анализируют иллюстрации. Изучают материалы учебника о личности Ивана IV. Выделяют отрицательные и положительные черты личности царя, записывают дату правления. Дают определение термину «личность». Выделяют основные моменты формирования личности Ивана IV. Анализируют картину, записывают дату венчания. Отмечают особую роль православной церкви в обществе. Записывают даты и события, изучают новые понятия, работают с иллюстрацией, называют сословия, представленные на Земском соборе. Заполняют схему «Центральные органы власти». Выполняют тематические упражнения: сочетание умственных и физических упражнений. Задание на изображение реформ и жизни Ивана Грозного, сравнение реформ Ивана III и Ивана IV (руки вверх и хлопки). | Беседа с учителем. «Технология развития критического чтения текста»: осмысленное чтение, поиск и анализ информации. Метапредметный подход: соотнесение знаний из курса всеобщей истории и обществознания. Анализ иллюстрации. Метапредметный подход: связь с курсом «Обществознания», ИКМК, ОДНКНР. Анализ иллюстрации, заполнение схемы. Здоровьесберегающие технологии |
6. Реформы ИР. Организует групповую работу учащихся с текстом, содержащим информацию о военной реформе. Организует работу в парах по предварительному заданию с разными ролями, направленными на изучение реформы местного управления. Предлагает обучающимся выступить в разных ролях, представить полученный материал, выделить в нем главное. | Работают в группе. Изучают и анализируют представленный материал, отвечают на вопросы. Извлекают нужную информацию для урока. Делятся на пары. 1 пара – ведущие новостей, 2 пара – зрители. Каждая пара выполняет свое задание. Извлекают основную информацию, записывают даты и события. | Работа с документом (текстом). Технология развития критического чтения текста - «метод провокации». Технология «РАФТ» (роль, аудитория, форма, тема): позволяет изучить тему в интересной и необычной форме, развивает творческие способности, коммуникативную культуру, критическое осмысление материала. Элементы проектной деятельности: выполнение задания и представление продуктов работы (презентация, статья, заметка, сценка). | ||
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала | 3 мин 3 мин | 1. Представляет учащимся таблицу с проблемным заданием: показаны причины реформ, необходимо из изученного материала написать следствия (итоги) – как решил Иван IV эти проблемы. 2.Предлагает учащимся пройти онлайн-тест по изученной теме. | Обучающиеся заполняют таблицу с проблемным заданием. На основании изученного материала, называют реформы, которые решили предложенные проблемы в государстве. Проходят тестирование, получают результат, проверяют правильность ответов. | «Проблемный вопрос» (концепутальная таблица с проблемными вопросами): систематизация знаний. Использование ИКТ, Интернет. Развитие информационных компетенций. |
6. Подведение итогов урока | 4 мин | Подводит учащихся к следующим выводам: реформы Ивана IV, проведенные совместно с Избранной радой, были направлены на централизацию страны. При их проведении власть стремилась достичь согласия между интересами государства и населения. Реформы намечали путь развития России как сословно-представительной монархии. Проводит рефлексию урока: предлагает продолжить фразы. Выставление и комментирование оценок учащимся. | Делают совместный с учителем вывод по изучаемой теме. Рассуждают и делятся впечатлениями. В качестве рефлексии выполняют задания с экрана «Продолжи фразу». | Беседа с учителем. Технология «Продолжи фразу». |
7. Организация изучения домашнего задания | 1 мин | Комментирует и объясняет домашнее задание: Пересказ параграфа 6, с использованием предложенной памятки. Составить рассказ по ключевым понятиям. Задание на размышление «Историки спорят» стр. 48-49 | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Домашнее задание «Три уровня» ориентировано на дифференцированный подход в обучении. |