Презентация к уроку истории в 9 классе «Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского»
Повторение ? Приведите не менее 3-х фактов, доказывающих, что Россия была аграрной страной 90% населения – крестьяне, их главное занятие – земледелие и скотоводство Слабое развитие промышленности, вследствие существования крепостного права. Экспортные товары: хлеб, лен, сало, пенька, лес
Повторение ? Назовите факты, способствующие и препятствующие развитию экономики Способствовали: районная специализация; отходничество; появление капиталистых крестьян; развитие товарно-денежных отношений Препятствовали: крепостное право; экстенсивное земледелие; медленное развитие промышленности; натуральный характер крестьянского хозяйства
Тема урока: «АЛЕКСАНДР I: НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ М. М. СПЕРАНСКОГО» История России , 9 класс
Домашнее задание: Параграф 2 Вопросы и задания на стр.18 . Рабочая тетрадь №3-4, 9 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 21). Задание № 1-6
План: 1) Новый император. 2) Негласный комитет. 3) Реформа управления: учреждение министерств. 4) Реформа образования. 5) Политика в отношении крестьян. 6) Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Проблемный вопрос ! (стр.8) Почему в начале XIX в. правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ?
1) Новый император.
«Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». «Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека Актуализация знаний
Гипотеза: Гипотеза: «Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень отца» А.И Герцен Актуализация знаний
1825 1801 1812-1815 Период реформ Период реакции «Негласный комитет» «Аракчеевщина» Актуализация знаний
Александр I Благословенный Александр I Благословенный (1801-1825) Новый император
Загадка души этого человека ставила в тупик современников, историков, мистиков. Заинтересовала она и нас. И пусть не изобретена еще машина времени, зато есть богатые и разнообразные источники знания. Мы уверены: сила мысли и желание понять приведет нас к разгадке тайны «северного сфинкса». Новый император
1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику? 1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику? Задание
Старший сын Павла I, родился в 1777 году Старший сын Павла I, родился в 1777 году Император в 1801 – 1825 годах. «…Это был высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и прекрасными голубыми глазами. Его отличали прекрасное воспитание и блестящее образование…» Александр I с супругой Елизаветой Алексеевной Новый император
Он познал коварство, подлость, подкуп, измену, лесть – то, что так пагубно сказывается в формирующейся личности. Новый император
Воспитатель-швейцарец якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами Воспитатель-швейцарец якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо. Военный учитель - Николай Салтыков с традициями русской аристократии Юный Александр Лагарп Новый император
С детства он разрывался между отцом и бабкой и поэтому в нем сформировались такие черты как лицемерие и двуличность. Его воспитателем был швейцарец Ф.С. Лагарп. Он дал наследнику европейское образование и хотел привить либеральные идеи. После захвата престола отцом Александр поддержал действия отца, но в кругу друзей заявлял: «Моя цель - дать России свободу.» Александр I. В.О.Ключевский писал, что необходимость лавировать между двором Екатерины и Елизаветы приучила Александра I «жить на два ума, держать две парадные физиономии». Развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, пользоваться людскими слабостями. Новый император
«Он все делает наполовину» М.М. Сперанский «Он все делает наполовину» М.М. Сперанский «Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень отца» А.И Герцен «Умел покорять себе умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы» М.А.Корф «В политике Александр тонок как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив как пена морская» шведский дипломат Лагербильке Новый император
«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… но кроме форм и внешности он ничего не хотел, и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность» «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… но кроме форм и внешности он ничего не хотел, и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность» А. Чарторыйский «Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Над нами царствовал тогда» А.С.Пушкин Новый император
АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ (Благословенный) 1801 - 1825 От отца Павла заимствовал любовь к парадам, от любимой бабушки Екатерины 2 и воспитателя-республиканца Лагарпа идеи Просвещения. С детства приучен «держать двойной прибор манер, чувств и мыслей». Склонен к позерству. Даже в зрелые годы репетировал свои выходы перед зеркалом, примеряя не только одежду, но и улыбку, жесты. В последние годы своей жизни увлекся мистицизмом.
«Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений деспотизма и тирании – вот мое единственное желание». Новый император
Подчеркните правильный ответ Подчеркните правильный ответ Задание 1 - раб. тетрадь, стр.7
2) Негласный комитет.
«Дней Александровых прекрасное начало…» Негласный комитет
Александр I взошел на российский престол, желая осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины Александр I взошел на российский престол, желая осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины Негласный комитет
Придя к власти, Александр обещал править «по законам и сердцу бабки своей - Екатерины великой». => проведение коренных реформ. Придя к власти, Александр обещал править «по законам и сердцу бабки своей - Екатерины великой». => проведение коренных реформ. Цель: полное обновление страны. Записка Ф. С. Лагарпа: не торопиться с реформами заняться просвещением народа разработкой Законов самим императором => Реформы поддержит «меньшинство» свободного населения страны. Ф.С. Лагарп Негласный комитет
Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми идеалами и повседневной политической практикой . С одной стороны, он испытывал искреннее отвращение к власти, с другой – стремился к ней. Негласный комитет
Александровская эпоха-время великих совершений, великих надежд и… великих разочарований. Александровская эпоха-время великих совершений, великих надежд и… великих разочарований. Вот ряд первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его царствования: 14 марта 1801 г. Снято запрещение на вывоз из России различных продуктов. 15 марта восстановлены дворянские выборы в губерниях; снято запрещение на ввоз ряда товаров. 22 марта объявлен свободный въезд в Россию и выезд за ее пределы весьма ограниченный при Павле I 31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-за границы. 2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты дворянству и городам, отмененные Павлом I; уничтожена Тайная экспедиция (учреждение политического сыска) 9 апреля отменены неудачные павловские нововведения в военной форме. 27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова «пытка». Негласный комитет
В первый период правления для проведения реформ опирался на Негласный комитет неофициальный орган из ближайших соратников императора, его молодых друзей В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский. Негласный комитет
вокруг Александра сложился круг единомышленников , «кружок молодых друзей». Они были сторонниками идей просвещенного абсолютизма, мечтали о реформах и переменах. вокруг Александра сложился круг единомышленников , «кружок молодых друзей». Они были сторонниками идей просвещенного абсолютизма, мечтали о реформах и переменах. Это были В.П.Кочубей – молодой дипломат. знатный польский князь А.А.Чарторыйский; П.А.Строганов - сын одного из богатейших людей России его двоюродный брат Н.Н.Новосильцев Новосильцев Строганов Кочубей Чарторыйский ://jewhistory.spb.ru Негласный комитет
2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны? 2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны? Задание
Н.Н.Новосильцев В.П.Кочубей А.А.Чарторыйский НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ Цель: ограничение самодержавия Меры: Амнистия заключенных. Снятие цензурного запрета на ввоз иностранной литературы. Восстановление «Жалованных грамот». Восстановление роли Сената (судебный орган власти». П.А. Строганов
Вычеркните лишние имена Вычеркните лишние имена Задание 2 - раб. тетрадь, стр.7
3) Реформа управления: учреждение министерств.
Цель: Цель: создание современных (демократичных) органов государственной власти; ограничение крепостного права. Реформы: 1801 г. Учреждение Комитета министров 1802 г. Учреждение министерств. (8шт.)- органы отраслевой, исполнительной власти 1803 г. Реформа просвещения (открыт университет в Дерпте). 1803 г. – указ о «Вольных хлебопашцах». 1804 г. – указ об «Остзейских крестьянах». Реформа управления: учреждение министерств
8 (20) сентября 1802 г. на основании Манифеста Александра I «Об учреждении министерств» вместо существовавших ранее коллегий в России было образовано 8 министерств 8 (20) сентября 1802 г. на основании Манифеста Александра I «Об учреждении министерств» вместо существовавших ранее коллегий в России было образовано 8 министерств www.rhistory.ru Реформа управления: учреждение министерств
-военно-сухопутных сил, -военно-морских сил, -иностранных дел, -юстиции, -коммерции, -народного просвещения, -финансов , - внутренних дел. Портреты первых российских министров. Гравюра из журнала "Нива" к столетию учреждения министерств в России. Реформа управления: учреждение министерств
Какие органы государственного управления были образованы в 1802 г.? Какие органы государственного управления были образованы в 1802 г.? Задание 5 - раб. тетрадь, стр.9
4) Реформа образования
Здания гимназий. Художник Н. А. Розанов Реформа образования
Указами 1803—1804 гг. Александр заложил основы единой системы образования в стране. Была создана единая сеть учебных заведений. В приходских школах могли обучаться дети крестьян, в уездных училищах — дети мещан, в губернских гимназиях — дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей). Указами 1803—1804 гг. Александр заложил основы единой системы образования в стране. Была создана единая сеть учебных заведений. В приходских школах могли обучаться дети крестьян, в уездных училищах — дети мещан, в губернских гимназиях — дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей). Реформа образования
В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений на основе принципов бессословности (приходские одноклассные, уездные училища, гимназии и университеты). В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений на основе принципов бессословности (приходские одноклассные, уездные училища, гимназии и университеты). Министр, при нем — Училищный совет (попечители округов или их представители). Во главе округа — университет, методически руководивший всеми учебными заведениями учебного округа. В каждом учебном округе — гимназия. Директор гимназии одновременно являлся и главой уездных училищ губернии. В каждом уездном городе — уездное училище с его начальником — смотрителем училища. Реформа образования
В 1802-1804 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в университет. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I. В 1802-1804 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в университет. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Дерптский университет Казанский университет Реформа образования
По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру «Устав о цензуре». Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий. По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру «Устав о цензуре». Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий. Харьковский университет Виленский университет Реформа образования
Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М.М.Сперанским . В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 октября 1811 г. Реформа образования
рост университетов (в Казани, Харькове, Вильно и Дерпте (Тарту)) автономия университетов смягчения цензуры основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи, в т.ч. в 1811 г. в Царском селе. Реформа образования
5) Политика в отношении крестьян.
1803г. – Указ о «Вольных хлебопашцах» определение порядка освобождения крестьян с землей по добровольному соглашению с помещиками Политика в отношении крестьян
«Указ о вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. «Указ о вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Политика в отношении крестьян
«Указ о вольных хлебопашцах» «1.Если кто из помещиков пожелает отпустить … крестьян своих …на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли… имеет представить их при прошении к министру внутренних дел для рассмотрения … тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. 2…если крестьянин, или и целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.» www.nlib.sakha.ru Политика в отношении крестьян
ИЗ УКАЗА АЛЕКСАНДРА I ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1803 ИЗ УКАЗА АЛЕКСАНДРА I ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1803 Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём... к министру внутренних дел для рассмотрения. <...> Крестьяне и селения, от помещиков... с землёю отпускаемые... могут оставаться на собственных их землях земледельцами и... составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <...> ...Крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать её, закладывать и оставлять в наследие... равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казённой палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности. Задание - работа с документом, стр.20
ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ПОПЕЧИТЕЛЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА Д. П. РУНИЧА ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ПОПЕЧИТЕЛЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА Д. П. РУНИЧА Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим Задание - работа с документом, стр.21
Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему? Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему? 2. Проанализируйте документы. Сраавните их. Можно ли говорить о том, что они выражают разные точки зрения? Задание - работа с документом, стр.21-21
Реальные результаты заключено 160 сделок к 1825 г. стали вольными хлебопашцами 47 тыс. крестьян (0,5%) к 1858 г. – 1,5% Стоимость одной души мужского пола = 400 рублей ассигнациями (100 руб. серебром), т.е. 15 – 20 годовых оброков ПОЧЕМУ? Политика в отношении крестьян
Александр 1 вручает указ о вольных хлебопашцах запрет публиковать в газетах объявления о продаже крепостных крестьян указ о праве купцов, мещан и государственных крестьян покупать землю в собственность 1803 указ о вольных хлебопашцах (дворяне по своему желанию могли освобождать крестьян с землей за выкуп) по этому указу было освобождено 0,5% крепостных
Мероприятия по крестьянскому вопросу: 1801 г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне Запрет публикации объявлений о продаже крепостных ( «Продается свора собак и при них доезжачий», «Продаются кровные жеребцы, при них конюх и кучер». Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках в «розницу», т.е. с разделением семей Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные поступки Закон, по которому помещик обязан был кормить своих крестьян в голодные годы Политика в отношении крестьян
Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему? Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему? Задание
Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Александр I Выводы :
6) Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) Родился в 1772 г. в семье сельского священника. Учился во Владимирской духовной семинарии. В 1788 г. переведен в столичную Александро-Невскую семинарию. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора.
Сперанский стал настоящей находкой для молодых аристократов. В 1808 году он работал по 18-19 часов в сутки: вставал в пять утра, писал, в восемь принимал посетителей, после приема ехал во дворец. Вечером опять писал. Не имевший себе равных в тогдашней России по искусству составления канцелярских бумаг Сперанский неизбежно стал правой рукой своего нового начальника. Сперанский стал настоящей находкой для молодых аристократов. В 1808 году он работал по 18-19 часов в сутки: вставал в пять утра, писал, в восемь принимал посетителей, после приема ехал во дворец. Вечером опять писал. Не имевший себе равных в тогдашней России по искусству составления канцелярских бумаг Сперанский неизбежно стал правой рукой своего нового начальника. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Сложно найти в историческом сознании последующих поколений личность, которой давались бы столь противоречивые оценки: "попович", "семинарист", "служака", "предатель", "отец русской бюрократии", "реформатор" и т. п. М.М. Сперанский Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
«Вольтер в православно-богословской оболочке» «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий». «…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России». В.О. Ключевский Л.Н. Толстой «Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!» Наполеон Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Проекты реформ М.М. Сперанского: Сперанский М.М. Проект введения Конституции, принципа разделения властей и выборных органов власти Проект судебной реформы Проекты Сперанского были реализованы лишь частично. Учреждён Государственный Совет – совещательный орган при царе Конституция – основной закон государства. В условиях монархии ограничивает власть правителя законом. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Однако только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. М.М. Сперанский Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
1803 г. «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» Цель: введение конституционной монархии 1809 г. «Введение к уложению государственных законов». Законодательная власть Гос. Дума Исполнительная власть Министерства Судебная власть Сенат Законосовещ. Орган власти Государственный Совет I. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ Дворянство Среднее состояние (купцы, мещане) «Народ рабочий» II. ВЫДЕЛЕНИЕ 3-Х СОСЛОВИЙ: Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Александр в целом одобрил проект. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
дворянство Среднее сословие (купцы, мещане, Государственные крестьяне) Народ рабочий (крепостные, дом.слуги, и рабочие) Обладали избирательными правами 1810 году утвержден Государственный совет из 35 человек Назначенных императором Но весь комплекс реформ не был осуществлен Из-за Нерешительности императора Итог: Опала и ссылка Сперанского В 1812 году Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые, наемные работники Чиновники, купцы, мещане, государственные крестьяне Неприкосновенность личности, презумпция невиновности, равенство перед законом, судебная защита, право на жилище, владение и распоряжение имуществом, заключение сделок, Гражданские права ? Какие права называются гражданскими? Что принципиально менялось в России с предоставлением гражданских прав всему населению?
Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Право участия в выборах, т.е. избирать и быть избранным в органы власти Политические права На основе имущественного ценза На основе имущественного ценза ? Кому предоставлялись политические права? Какие права называются политическими?
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского Разделение властей законодательная Государственная дума Министерства Сенат исполнительная судебная Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов? В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике?
проект император Государственный совет - законосовещательный орган при императоре Правительствующий сенат+министерства Государственная дума Судебный сенат Губернское управление Окружное управление Волостное управление Губернская дума Окружная дума Волостная дума Губернский суд Окружной суд Волостной суд Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Император Право законодательной инициативы Право утверждать законы Полнота исполнительной власти «В России вся исполнительная власть должна принадлежать власти державной» «Никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения державной власти» «Предложение закона должно предоставить исключительно правительству»
Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственная Дума Принятие законов «Никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы» Михаил Михайлович Сперанский Император Александр I
Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственный Совет Назначается императором Связующее звено между монархом и государственными органами «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются»
Реализация проектов М.М.Сперанского: 1810г. Государственный Совет - рассматривает законопроекты и отчеты министерств. (Госсекретарь - М.М.Сперанский). 1811г. - единый регламент деятельности министерств. 1811 г. подготовлен проект Уложения Сената- (Правительствующий - местное самоуправление, Судебный). Проект не принят. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
М.М. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Экономические планы Участие в континентальной блокаде ухудшило экономическое положение России. => Расходы превысили доходы в 2 раза => инфляцию. План оздоровления экономики Сперанского предусматривал: прекращение выпуска ассигнаций, сокращение гос. расходов, постепенный их выкуп ассигнаций у населения, введение налога на помещичьи имения, проведение внутренних займов у населения, введение дополнительных налогов на крестьян, введение нового таможенного тарифа. Но и этот план не был осуществлен, а вина за экономические трудности пала на М.М.Сперанского.
Почему проект Сперанского не был реализован? Почему проект Сперанского не был реализован? Задание
«Сперанский испугал Александра, показав ему в конкретно воплощенном виде его смутную и бесформенную мечту. И сочиненные Сперанским параграфы встали перед умственным взором Александра как живой укор его мечтательной пассивности, как предъявленный к уплате точно подведенный счет. … Но между ними никогда не могло установиться настоящей… душевной близости, как никогда не могут сравниться мечтатель и реализатор». Кизеветтер А.А. Исторические хроники В чем историк видит причины охлаждения императора к М.М. Сперанскому? Чем М.М. Сперанский «испугал Александра I ? Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Проведенные в 1810-1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ, слишком свежа была в памяти судьба отца. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Деятельность Госсекретаря подверглась резкой критике дворянства. Её возглавил Н.М. Карамзин - идеолог консервативного течения. Деятельность Госсекретаря подверглась резкой критике дворянства. Её возглавил Н.М. Карамзин - идеолог консервативного течения. Александр воспринимал эту критику на свой счет, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 г. отправить его в отставку, сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. Н.М.Карамзин Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной. Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича. Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами. Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном. Велика княгиня Екатерина Павловна Н.М. Карамзин Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Ненастной мартовской ночью 1812 г. из Петербурга в юго-восточном направлении выехала почтовая кибитка. В ней находились два пассажира: тайный советник Михаил Михайлович Сперанский и частный пристав Шипулинский. Только в придворных кругах знали, что единомышленник императора Александра I в реформаторской деятельности и его ближайший советник по вопросам во