Урок истории в 7 классе «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»
Презентация к уроку Иван Грозный
PPTX / 70.51 Мб
/data/files/f1600601950.pptx (Презентация к уроку Иван Грозный)Технологическая карта урока
Класс: 7
Курс: История России
Тема урока: Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады 50-х гг. XVI в.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-беседа
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:
История России. 7 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. Ч.1. / [Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. - 112 с.: ил. Карт
Педагогическая цель урока: сформировать у учащихся представление о «реформаторском» периоде правления Ивана IV Васильевича.
Личностные результаты:
Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни страны.
Заинтересованность в благополучии и процветании своей страны.
Проявление интереса истории своей страны и своего народа.
Сохранение мотивации к учебной деятельности.
Проявление интереса к новому учебному материалу.
Предметные результаты:
Владение базовыми историческими понятиями.
Умение поиска информации в учебнике для объяснения внутриполитической ситуации в стране, причин, целей и сущности реформаторской деятельности Ивана IV и его соратников по Избранной Раде.
Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни.
Умений анализировать и сравнивать исторические события.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют уровень усвоения изученного материала.
2. Познавательные УУД: готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умения критически оценивать информацию.
3. Коммуникативные УУД: учитывать позиции собеседников, владение языковыми средствами, умение ясно, логично выражать свои мысли.
Формы и методы обучения:
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Основное содержание темы: Московское государство времён малолетства Ивана IV; причины, цели, направления, сущность и значение реформаторской деятельности Ивана IV и его соратников по Избранной Раде;
Основные понятия и термины: боярское правление, централизованное государство, царство, царь, реформы, Избранная Рада, Земский Собор, Судебник, приказы, Стоглавый собор, Стоглав, губа, избранная тысяча, стрелецкое войско, «Уложение о службе».
Даты: 1533 – 1584 гг. – правление Ивана IV Грозного; 1534 г. – денежная реформа Е. Глинской; 1547 г. – венчание Ивана Грозного на царство; 1549 г. – созвание первого Земского Собора; 1549-1560 гг. – деятельность Избранной Рады; 1550 г. – принятие нового Судебника; 1551 г. – деятельность Стоглавого собора, 1556 г. – реформа местного управления; 1550 – 1556 гг. – военная реформа.
Выдающиеся личности: Елена Глинская, Иван IV Васильевич Грозный, митрополит Макарий, А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, И.М. Висковатый, Максим Грек, Иван Пересветов.
Этап урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | УУД | Формы контроля |
I. Оргмомент. | 3 мин. | Подготовка класса к работе | - Здравствуйте, дети. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Каждому на парту выдается инструкция выполнения конспекта урока в технике «Mind mapping» (Приложение 1). Разъясняется инструкция. | Приветствуют учителя молча, встав у своих рабочих мест. Дежурные по классу рапортуют об отсутствующих. | Фронтальная | Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок. | Наблюдение учителя. |
II. Подготовка учащихся к основному этапу занятия. | 30 мин. | Сообщение учителя. | Слайд 1. Сегодня нам предстоит рассмотреть противоречивую эпоху отечественной истории. Мы познакомимся с личностью неординарной, патриотичной, жестокой и в тоже время сердечной. Послушайте стих. (Приложение 2.) Догадались с кем сегодня нам предстоит познакомиться? Совершенно верно. Сегодня мы познакомимся с деятельностью первого русского царя. Правление Ивана IV делится на два этапа, совершенно противоречащих друг другу. Первый этап – реформаторский. Второй этап – «Опричнина». Он характеризуется особой жестокостью царя и приостановлением реформаторской деятельности. Сегодня мы рассмотрим первый этап более подробно. Давайте вместе попробуем сформулировать тему и цель урока. Слайд 2. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему урока. Слайд 3 План урока: Боярское правление. Регентство Елены Глинской. Личность Ивана IV Венчание на царство Московское восстание Реформы избранной рады Слайд 4 Оценивая личность и дела Ивана Грозного, М.П. Погодин писал: «Что есть в них (делах) высокого, благородного, прозорливого, государственного? Злодей, зверь, говорун-начетчик с подъяческим умом, — и только. Надо же ведь, чтобы такое существо, потерявшее даже образ человеческий, не только высокий лик царский, нашло себе прославителей». Слайд 5 Великий русский историк Н.М. Карамзин говорил: «Иоанн Грозный в умственном отношении был одним из самых образованных людей своего времени, близко знакомый с письменностью своей земли, один из лучших писателей своего времени» (Н.М. Карамзин) Слайд 6 Проблемный вопрос темы – Так кто же Иван Грозный? Тиран? Искусных слогов мастер? Великий государственный деятель? Или же темный след в истории? На эти вопросы нам предстоит ответить? изучая эпоху правления Ивана IV. Слайд 7 В конце урока мы должны ответить на вопрос – Можно ли назвать Ивана Грозного великим реформатором? | Слушают учителя. С царем Иваном Грозным. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока. Учащиеся воспринимают и осмысливают проблемную задачу. | Фронтальная | Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с учителем. Коммуникативные: умеют высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других. | Устные ответы. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. | | 1.Боярское правление. Регентство Елены Глинской.
2)Личность Ивана IV | Слайд 8 В декабре 1553 г. умирает Василий III. Перед смертью он назначает опекунов из семи бояр над своим 3-х летним сыном Иваном, которые должны вовлекать его в государственные дела пока ему не исполнится 15 лет, после чего он должен начать править самостоятельно. Однако уже через несколько дней был возведен Иван IV на престол. Обратимся к п. 6 п.1. и узнаем, почему же бояре спешно возвели Ивана на престол? Слайд 9 Борьба за великокняжеский стол развернулась над опекунами Ивана. Слайд 10 Однако мать Ивана Елена Глинская, взяла бразды правления в свои руки. Время правления её было не долгим, однако она провела важные реформы. Обратимся к учебнику на С. 42 и узнаем что же это за реформы? Слайд 11 Слайд 12 Обратите внимание на дату начала правления Ивана 4, она совпадает с датой правления Елены Глинской. Это означает, что Елена была соправителем при малолетнем царе. Слайд 13 Западные враги воспользовались боярской враждой и ослаблением великокняжеского престола. В 1534 г.Сигизмунд I объявляет Московскому государству войну. Польско-литовская армия разоряет брянские и черниговские земли. Слайд 14 В 1535 г. – литовцы овладели Гомелем и Стародубом В 1537 г. – перемирие в результате которого Гомель отходил Литве, а Московскому государству оставались Себеж и Заволочье Слайд 15 Чтобы понять какой же личностью являлся Иван IV, обратимся к описанию детства Н.М. Карамзиным: «Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости, не предвидя последствий. Например, любя охоту, он любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю; а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих; не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия;» Каким образом боярское «воспитание» могло повлиять на царя? Но только ли мы знаем жестокость? Обратимся к учебнику. О чем свидетельствуют источники? | Слушают учителя. Отвечают на вопрос: Опасались предъявления прав на престол младшего брата Василия III – Юрия Дмитровского Записывают в тетрадь: 1533 – 1538 гг. – регентство Елены Глинской. 1535 г. – денежная реформа , унификация мер весов и длины. 1533 – 1584 гг. – правление Ивана IV Грозного. Слушают учителя. Записывают даты. Работа с высказыванием. Формируют оценочное суждение о детстве Ивана IV. Отвечают на вопрос учителя. | Фронтальная и индивидуальная | Познавательные: анализируют историческую информацию. Коммуникативные: владение языковыми средствами, умение ясно, логично выражать свои мысли. | Устные ответы. |
3.Венчание на царство 4. Московское восстание 5.Реформы Избранной рады | Слайд 16 Иван взрослеет, а значит перед ним новые цели и задачи. В 17 лет Иван решает жениться и венчаться на царство. Давайте просмотрим короткий фильм об этом событии. Слайд 17 Итак, Иван венчался на царство в 1547 г. В Успенском соборе Московского кремля. - Как вы думаете, оказал ли данный жест влияние на государственное развитие? Слайд 18 Принятие царского титула несомненно отразилось на внутренней политике. Царь для средневекового общества выступал в качестве помазанника Божьего, власть сосредотачивалась в руках царя, что подчеркивало окончание боярских самоуправств. Так же данный жест способствовал укреплению международного положения. Следует отметить, что на возвеличивание титула царя и почитание царской власти оказала влияние средневековая публицистика Максима Грека, а так же челобитчика Ивана Пересветова. Слайд 19 В 1547 году произошло еще одно событие – восстание в Москве. Почему оно произошло? Узнаем из учебника. Слайд 20 Ко времени венчания Ивана IV на царство вокруг него сложился круг талантливых государственных деятелей. Он получил название Избранная рада. Опираясь на И.Р. Иван IV провел ряд реформ способствовавших окончательной централизации земель вокруг центральной власти. В состав рады вошли А.Ф. Адашев, протопоп Сильвестр, И.М. Висковатый, А.М. Курбский и др. | Смотрят фрагмент фильма Записывают в тетрадь: 1547 г. – венчание Ивана IV на царство. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Работают с учебником. Записывают в тетрадь: 1549 – 1560 гг. – деятельность Избранной Рады | Фронтальная | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, анализируют историческую информацию. Коммуникативные: владение языковыми средствами, умение ясно, логично выражать свои мысли. | Устные ответы. | ||
| Слайд 21 В 1549 г. Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства, служилых для обсуждения преобразований. Это собрание получило название Земский собор. На соборе царь обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они творили в годы малолетства Ивана, а так же пообещал хранить народ от произвола местных властей и бояр. В последующем собор созывался для решения государственных и внешнеполитических вопросов. В 1550 г был утвержден новый судебник. Давайте вспомним, что такое Судебник? Кем ранее он был введен? Слайд 22 Первый Судебник был введен Иваном III. Какие же нововведения несет в себе Судебник Ивана IV? Слайд 23 Появляются новые органы управления – приказы. Разделимся на группы, перед вами тексты о работе приказов. (Приложение 3)Прочитайте, попробуем вместе разобраться, что же это за учреждение? Кто руководил ими? 1 группа: Откуда берет свои истоки приказная система? Почему возникают приказы? 2 группа: Кто руководил приказами? Какова их структура? 3 группа: Рассмотрим работу Посольского приказа? Чем ведало учреждение? Кто описывал работу приказов? Какие минусы у приказной системы? Слайд 25 В 1551 г состоялся Церковный собор. Принят Стоглав. Что это за сборник документов? Узнаем на с. 46 Слайд 26 В 1550 г проведена реформа армии. Во время военных действий ограничивались права наместников. Создано ядро поместного ополчения в виде избранной тысячи. Проведены попытки создания регулярной армии – введение стрелецких полков. Слайд 27 Посмотрите, как выглядели стрельцы. Слайд 28 В 1556 г принято уложение о службе, которое определяло нормы обязательной службы для бояр и дворян. Так же введены некоторые положения о кормлениях. Реформа изменила порядок уплаты налога. Теперь местное население платило налог не наместникам, а напрямую государству. Слайд 29 Иван IV реформировал и местное управление. Какие изменения произошли в 1556 г., обратимся к С.47? Губным старостам предстояло ловить разбойников, вершить суд, казнить их. Помимо этого губные старосты управляли тюрьмами и регистрировали приезжих людей. Вся суть реформы заключалась в предоставлении права выборной дворянской аристократии суда и ряда полномочий наместников. Территориальное распространение Земская реформа получила преимущественно в посадах и на территориях, где преобладали черносошные крестьяне. Вотчинные, помещичьи, монастырские земли были вне зоны распространения по причине отсутствия финансовых взысканий в пользу кормленщиков. Земские старосты должны были бороться с разбоями, татьбой, мздоимством, лжесвидетельством и казнью лихих людей, собиранием налогов. Крупные уголовные дела не расследовали. | Слушают учителя, записывают дату. 1549 г – первый Земский собор Отвечают на вопрос учителя Работают с учебником. Записывают определение. Работают с раздаточным материалом. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос учителя. Записывают дату. Слушают учителя. Конспектируют. Работают с учебником. Записывают даты. Слушают учителя | Фронтальная, Групповая | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют выделять существенную информацию из текста. Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Устные ответы | ||
V. Закрепление знаний и способов действий. | 5 мин | Обсуждение проблемного вопроса. | Слайд 30 Вернемся к нашему проблемному вопросу. Можем ли мы назвать Ивана IV великим реформатором? Слайд 31 Посмотрите, у меня получился вот такой конспект. А у вас? | Обсуждают проблемный вопрос. Рассматривают интеллектуальные карты. | Коллективная | Познавательные: строят рассуждения в форме простых суждений и создают способы решения проблемы. Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Беседа. |
Подведение итогов уроков. Рефлексия. | 5 мин | Обобщающая беседа. | 1. Что нового узнали на уроке? 2. Что особенно запомнилось? | Отвечают на итоговые вопросы. | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности. | Беседа по вопросам. |
Информация о домашнем задании. | 2 мин | § 6, индивидуальные сообщения о личностях эпохи, вопросы и задания к параграфу устно | -Запишите домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку. | |
Приложение 1.
Ребята! Сегодня мы будем создавать творческий конспект урока. Для того чтобы все запомнить на уроке предлагаю инструкцию по созданию конспекта:
Откройте тетрадь так, чтобы обе страницы в развернутом виде были пустые
В середине тетради напишите проблему урока, которую мы определим совместно
От проблемы урока отводите ветки, стрелки, круги, облока и записывайте важные события, даты
Ветка по размеру должна быть равнозначна вашей записи (Например, ветка ________ - Осень начинается в сентябре)
Пишите кратко.
Используйте цветные ручки, карандаши.
Удачной работы!
Приложение 2.
Вступив на престол малолетним юнцом,
Он был беззащитен к интригам.
Отравлена мать, и беснуется Шуйский,
Надменный к державным веригам.
Но отрок растёт: "Изменникам - смерть!"
Он правит, не ведая страха.
Но царство растёт и день настаёт
Шапку одеть Мономаха.
Герои эпохи - Серебряный князь,
Фёдоров-первопечатник.
В годы жестокие смуты и войн
Грозный жил царь...
И - несчастный.
Приложение 3.
1 группа: Приказы выделились из Казны и Дворца. Предпосылкой формирования приказов стало обретение дьяками специализации, а так же необходимость получения как можно больше денег для обороны государства. Московское государство было окружено со всех сторон сильными противниками в лице литовцев, татар, шведов. На протяжении XV-XVI веков важнейшей из целей оставалась, по-прежнему, безопасность границ, для чего требовалось достаточно сильное и организованное войско.
2 группа: Приказами руководили судьи, которые являлись членами Боярской думы. Назначал судью чаще всего сам царь. Дьяки ведали судопроизводством и являлись помощниками судей. Дьяки назначались из представителей духовенства, дворян или же крупного купечества. Существовал и штат подьячих, которые назначались из детей приказных людей или боярских. Они переписывали грамоты, занимались документооборотом. Их жалование было маленьким.
3 группа:
Посольская изба возникает посредством «приказа» наделения посольским делом Ивана Висковатого. Данный приказ обеспечивал службу казаков, иностранцев, вершил суд над ними, занимался дипломатическими вопросами, в частности, в его компетенции было ведение обмена и выкупа пленных. Посольском приказе каждый день бывали толмачи (переводчики) иностранцы, которые имели поместья и получали годовое жалованье. Например, таким переводчиком являлся Генрих Штаден, в своей работе «Записки о Московии» он описал работу приказов. Несмотря на то, что приказы подчинялись Москве, система управления в значительной степени централизована, существовали и минусы такой системы. Например, из «Записок» Штадена мы узнаем о взятках приказчиков, нередко челобитные не доходили по назначению.
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: