12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чиченин Александр Николаевич106
Россия, Мордовия респ., Краснослободский район, с. Гумны

Урок истории в 7 классе. «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады».


(слайд 1) Здравствуйте. Я очень рад вас видеть. Очень хочу, чтоб наш урок сегодня принес вам не только много новых знаний, но и прошел необычно и увлекательно.

В новогодние праздники традиционно показывают фильм «Иван Васильевич меняет профессию» режиссера Л.Гайдая. Наверняка и вы тоже его посмотрели (слайд 2). Скажите о чем эта комедия? Кто был тем царем, который оказался благодаря машине времени в XX веке? Какое он носил прозвище? В таком случае вам будет легко отгадать тему нашего урока. Да, тема урока сегодня «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады». Зная имя исторического деятеля, значение слова реформа, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.......... Нам нужно изучить политику Ивана IV, узнать о проведенных им реформах и выяснить какое значение они имели для дальнейшего развития Российского государства.

Историческая наука подобно машине времени способна перенести нас в любую эпоху. Как и в фильме, у нас будут происходить необычные вещи. Итак, отправляемся в Москву XVI века.

По ходу урока вы будете выполнять задания и записывать важные события.

Сначала вспомним уже изученный материал. Работа с контурной картой – задания 1,2,3. (выключить экран)

Новому правителю Российского государства Ивану IV (1533-1584) было всего три года. По распоряжению его отца Василия III, которое тот сделал незадолго до своей смерти, при Иване создавался опекунский совет из самых влиятельных бояр. Бояре должны были воспитывать Ивана, приобщать его к государственным делам пока он не достигнет 15 – летнего возраста и сам не сможет управлять государством. Но уже с самого начала развернулась борьба за власть между боярами-опекунами – Шуйскими, Бельскими и Глинскими. В результате этой борьбы фактически власть в свои руки взяла мать малолетнего государя Елена Глинская, жестоко расправившись со всеми возможными претендентами на великокняжеский престол. Посмотрите изображение на с. 42.

Ее правление продолжалось около пяти лет. За это время она сумела провести ряд важных государственных реформ. Об одной из них вы уже знаете. Скажите, что это за реформа? Верно, денежная реформа. Московский рубль стал единственной денежной единицей, были введены и единые для всей страны меры веса и длины.

В 1538 г. Елена Глинская неожиданно умирает. По мнению историков, она была отравлена. После ее смерти развернулась новая еще более жестокая борьба бояр за власть, причем часто бояре совершали зверства прямо на глазах у молодого государя. Эти кровавые картины оказали большое влияние на Ивана IV.

Прочитайте п. 2 параграфа и выполните задание:. определить положительные и отрицательные черты личности Ивана IV. (включить) Посмотрите на экран (слайд 3).

Кто подскажет, что означает понятие «личность»?

16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля состоялось торжественное венчание Ивана IV на царство. Шапку Мономаха возложил на голову царя митрополит Макарий. Царский титул должен был повысить международный авторитет правителя и страны. (слайд 4). Как вы думаете, почему эту церемонию проводил глава церкви?

Обстановка внутри страны была сложной. Простым людям жилось тяжело. Народ был недоволен злоупотреблениями и взятками бояр. Еще больше обострил ситуацию страшный пожар в Москве. Недовольство горожан вылилось в восстание. Во всех бедах восставшие обвиняли Глинских. Их дворы подверглись разграблению. Дядя царя, Юрий Глинский, был насмерть забит разъяренной толпой. Народные выступления прокатились и по другим городам страны. Иван IV решил, что нужно укреплять центральную власть. Это можно было сделать лишь при поддержки широких слоев населения. Царь окружил себя людьми, которым он доверял. Этот ближний круг получил название Избранная рада. В ней были представители разных социальных групп (слайд 5). (выключить экран)

Первым шагом реформаторов стал созыв Земского собора в 1549 г. На нем царь обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они творили в период его малолетства, обещал защищать простых людей от их произвола. Рассмотрите иллюстрацию «Земский собор» с. 44. Ответим на вопрос к ней.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он вводил наказания за взятки, ужесточал наказания лихим людям, увеличивал размер пожилого при переходе крестьянина от одного помещика к другому в Юрьев день. Новый свод законов определял структуру центральных органов власти: царь, боярская дума, земский собор, приказы. Заполним схему «Центральные органы власти».

В 1551 г. состоялся церковный собор. На нем решено было привести к единообразию все церковные обряды, признать всех местных святых общерусскими, были разработаны правила поведения для духовенства. Так как документ, закрепивший постановления собора состоял из 100 глав, то и собор получил название Стоглавого. Запишите в таблицу: Стоглавый собор.

По-моему мы засиделись, пришла пора немного встряхнуться. Приглашаю на физкультминутку. Поднимем руки, поворот руками, упражнения пальцами, потопать ногами, помахать руками. (включить) (слайд 6) Смотрим на экран и выполняем упражнение. Если относится к Ивану III - поднимаем руки вверх, если к Ивану IV - хлопаем в ладоши. И еще раз. Займите свои места. (выключить экран)

А теперь я предлагаю вам поработать всем вместе. Вот принесли газету, наверное в ней есть что-то интересное для нас. Изучите ее. Скажите, пожалуйста:

1.Является ли предложенный вам текст историческим документом, почему? 2. А может ли этот текст быть копией принятого когда-то давно и опубликованного распоряжения властей? 3. Содержится ли в тексте нужная информация по изучаемой нами теме? Что именно? Запишите важные даты: 1550 г. – военная реформа, 1556 г. – Уложение о службе.

А сейчас настало время новостей. В эфире ведущая ... , предоставляю слово ей.

(включить) (слайд 7 заставка собор). Выключить после выступления.

О чем говорилось в новостях? А что конкретно? Запишем еще одну реформу: 1556 г. – реформа местного управления.

Итак, мы изучили реформы Избранной рады. Вам нужно выполнить следующее задание. В левой колонке ваших табличек указана причина реформы, в правую вы должны записать итог или результат соответствующей реформы.

Ну и последние задание сегодня. Я вас прошу сесть за компьютеры и пройти онлайн-тестирование. Каковы ваши результаты? Посмотрите, где вы ошиблись.

Рубрика «Современники »(если будет время.)

Реформы Ивана IV, проведенные совместно с Избранной радой, были направлены на централизацию страны. При их проведении власть стремилась достичь согласия между интересами государства и населения. Реформы намечали путь развития России как сословно-представительной монархии.

Я хочу услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. (включить экран)

Предлагаю вам игру «Продолжи фразу» (слайд 8).

Благодарю вас за работу. По итогам урока вы получаете следующие оценки.

Запишите домашнее задание (слайд 9)






Памятка. Реформы Избранной рады.


t1610916773aa.jpg

t1610916773ab.jpg














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.