Региональные особенности хореографии танца кадриль
Васильева Людмила Анатольевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества
детей и молодежи»
Региональные особенности хореографии танца кадриль
Данная статья знакомит с одним из жанров русского народного танца – кадриль, и его разновидностями.
Цель статьи ознакомить педагогов-хореографов с многообразием народного танца «Кадриль», отличительной манерой его исполнения в разных областях России. При разборе для примера берется лишь небольшая часть хореографического наследия русского народа. При постановке кадрили педагог не должен забывать, что в каждой области русский музыкальный и танцевальный фольклор имеет свои жизненные и бытовые условия, своеобразные музыкальные интонации, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, кадрилей и даже отдельных движений.
В статье акцентируется внимание на уникальность отдельных фигур кадрили, её формы (линейной и квадратной) в разных областях России.
Основная часть
Русский народ, создавший за свою многовековую историю песни, мудрые сказки изумительные по рисунку и разнообразные по содержанию танцы: красочные хороводы, виртуозные пляски, лихие переплясы, зажигательные кадрили. Кадриль - это танец английских крестьян, и ранее в 17 веке он назывался контрданс, что в переводе с английского и означает - сельский танец. Слово кадриль произошло от французского - группа из четырех человек, латинского - четырехугольник. Французская кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца, который, в свою очередь, восходит к английским контрдансам и является их разновидностью. Танец исполнялся 4 парами или 8 парами и состоял из пяти фигур. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе и в России, начала распространятся в народе в начале 19 века. В народе кадриль не только претерпела изменения и совершенствовалась, но и сочинялась заново. Русские самородки-исполнители, импровизаторы, обладавшие художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей - манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений. Изменение произошло и в название танца, нежно и ласково на русский лад: «Кадрель», «Кадрелка», «Кандрель», «Козуля», «Кандрешка». Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или города.
Кадрили имеют разные названия и эти названия происходят:
- от названия сел, деревень, городов;
- от названия песен, под которые исполнялись;
- от основного принципа композиционного построения: «Круговая», «Звездочка», «Уголки» и.т.д.;
- от количества фигур;
- от содержания - «Познакомимся», «Продолжим», «Гуляем», «Поцелуемся» и.т.д.;
- от характера исполнения – «Задорная», «Бешенная», «Крутея», «Дробушечки» и.т.д.
Каждая фигура объявляется по названию, например «Начальная», «Поцелуйчики», «Прощальная», «Во саду ли», «Воротики» и.т.д.
По номеру фигуры, например, «Фигура первая», «Колено второе», «Игра третья» и т.д.
Фигуры объявлять может один из исполнителей кадрили или музыкант. Команда к началу фигуры может быть также в виде притопа, хлопка в ладоши, взмаха платком, аккорда гармошки.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ КАДРИЛИ
Кадриль - это самостоятельная форма русского народного танца, состоящего из фигур, где каждая фигура является самостоятельной и законченной частью танца. Кадриль имеет четкие правила: всегда исполняется парами. В кадрильных постановках каждая фигура объявляется, исполняется под свою мелодию, начинается со своих мест и заканчивают так же, на своих местах.
В заключительной части кадрили исполнители обязательно благодарят друг друга и музыканта.
ТИПЫ КАДРИЛИ
Линейная - (двухрядная)
Квадратная - (угловая)
Круговая - (по кругу)
Смешанная - (каждая фигура имеет свое композиционное построение или смешанное построение внутри одной фигуры)
Импровизационная - (главное лицо - распорядитель)
ЛИНЕЙНАЯ (ДВУХРЯДНАЯ) КАДРИЛЬ
Линейные (двухрядные) кадрили танцуются по линиям, где обязательно одна пара должна иметь пару напротив.
В линейной кадрили может участвовать любое количество пар, но обязательно четное количество пар, которые стоят напротив друг друга, танцуя с парой противоположной стороны. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и.т.д.
ПЕРЕХОДЫ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ В ЛИНЕЙНОЙ КАДРИЛИ
Одна линия стоит на месте, другая подходит к ней, затем отходит на свое место.
Линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места.
Пары одной линии и другой, через одну, идут одновременно к парам
противоположной стороны. Подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, исполняя продвижение по ходу часовой стрелки, затем, пришедшая пара, пройдя под «воротами» другой пары, возвращается на свое место.
Девушки идут навстречу друг другу до середины сцены, обходят друг друга и возвращаются на свои места.
Юноши идут навстречу друг другу до середины сцены, обходят друг друга и возвращаются на свои места.
Девушки подходят к партнеру противоположной стороны, исполняют кружение в паре и возвращаются на свои места к своим партнерам.
Юноши подходят к девушкам противоположной стороны исполняют кружение в паре и возвращаются на свое место.
Две линии идут навстречу друг другу. Одна линия проходит под «Воротами» другой линии, дойдя до противоположной стороны, обе линии парами поворачиваются и идут на свои места, возвращаясь под « воротами» проходит уже другая линия.
Девушки образуют круг между двух линий юношей (круг может состоять и из парней, тогда девушки находятся в линиях).
Во многих кадрилях встречаются хлопки. Есть кадрили, когда все исполнители хлопают в ладоши по окончании каждой фигуры. Интересная, несущая в себе своеобразную игру кадриль «Узелок с задумкой». Во второй фигуре парни хлопают несколько раз в ладоши, а их партнерши за это время должны успеть завязать узелок на своем платке. В третьей фигуре несколько раз хлопают девушки, и тогда их партнеры начинают развязывать узелки на платочках.
СВОЕОБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТЬ МЕСТНОЙ МАНЕРЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ
В линейном (двухрядном) построении «улицей» могут участвовать четыре, шесть, восемь, десять и более пар.
Линейная «Двухрядная» кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего она встречается в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской областях, на Урале, в Сибири и на Нижней Волге, в Астраханской области.
В Саратовской и Самарской областях «Кадриль" впитала в себя исконно русскую самобытную манеру исполнения. Есть момент, когда все исполнители перестают плясать. Парни, взяв своих партнерш под руку, идут простым шагом, отдыхая. Во время прогулки гармошка продолжает играть, но несколько тише. Длительность прогулки регламентирует ведущий кадрили, который объявляет все фигуры, а об окончании прогулки оповещает взмахом платка. Каждая пара в момент прогулки может тихо беседовать.
В Костромской области жители с особым удовольствием пляшут свою «Кадриль» под названием «семизарядная». Они пляшут ее с достоинством, без единого стука, без единого притопа. Все переходы и кружение в парах участники исполняют основным ходом кадрили - шаркающим (скользящим) шагом. В кадрили есть фигура, где все пары с большим фасоном идут по кругу, соединив руки в парах так же, как в старинном полонезе.
«Кадрили» Астраханской области исполняются живо, задорно, в быстром темпе. Во многих постановках встречаются притопы, пристуки, и небольшие подскоки и соскоки. Несмотря на живой характер исполнения и быстрый темп астраханских кадрилей, для них также характерно уважительное отношение парней к девушкам.
Большинство «Кадрилей» Ярославской и Ивановской областей исполняются в умеренном темпе в благородной манере и в лирическом характере, где особо подчеркнуто глубокое взаимное уважение друг к другу, ухаживания за девушками, много провожаний, приглашений и элегантных поклонов.
КВАДРАТНАЯ «УГЛОВАЯ» КАДРИЛЬ
Квадратную кадриль называют по разному, часто «угловая», «на четыре стены» или «по углам».
Квадратные (угловые) кадрили исполняют во всех регионах России, но чаще всего они встречаются в центральных областях (Московской, Тверской, Тульской, Рязанской), на средней Волге (в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской и Самарской областях).
При исполнении квадратной кадрили все переходы, в основном, строятся по диагонали. Номер 1 - с правой кулисы со стороны зрителя, и первый выход 1 и 3 пары. Диагональ - это только схема, внутри этой схемы много различных фигур: обходы друг друга, кружение в парах, кружки, звездочки, «подныривания» в ворота и возвращение на свои места. Исполняют квадратные кадрили всегда в манере, присущей той местности, в которой бытует данная кадриль, поэтому в различных областях танцы отличаются друг от друга.
СВОЕОБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТЬ МЕСТНОЙ МАНЕРЫ ИПОЛНИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ
В Тверской области квадратные кадрили быстрые с многочисленными мелкими дробными движениями, с показом своего мастерства техники исполнения.
Основной ход исполняется мелким (шаркающим) скользящим, очень динамичным шагом. Руки у девушек раскрыты в стороны и слегка, но энергично покачиваются от локтя вверх вниз в такт каждого шага. Почти во всех кадрилях есть пауза, остановка для поцелуя - так называемая «Казенка».
В Тульской области квадратные кадрили более степенны, нежели тверские кадрили, хотя в основе лежит тот же скользящий (шаркающий) шаг.
В кадрилях Тульской области есть «изюминка» в исполнении: при одиночных переходах при встрече друг с другом, при подходе парней к другим девушкам или девушки к другим партнерам исполняют «припадание» – выпад на правую ногу. Чаще всего, этот выпад делается в конце музыкальной фразы на сильную долю последнего такта на счет «раз», на счет «два» правая нога вытягивается и ставится на каблук, левая нога сзади правой ноги, слегка согнутое в колене.
Кадриль чрезвычайно гибка и изменчива, каждый город и каждое село создавали кадрили со своими особенностями исполнения. В Самарской и Саратовской областях в кадрильных постановках встречаются «хлопушки» (удары в ладоши), исполняемые парами или одними девушками. Но «хлопушки» исполняются не во всех фигурах кадрили, а лишь в некоторых.
Характерная особенность этой кадрили - пляска на равных. Девушка не уступает парню в пляске, даже в хлопушках. Все исполнители пляшут свободно, но с большим достоинством.
В селе «Каменное озеро» Свердловской области молодежь весело и с задором пляшет свою местную кадриль, которую они переняли у старшего поколения. Кадриль исполняется под гармошку, гармонист играет своеобразные уральские мелодии. Все фигуры кадрили исполняются в быстром темпе, весело объявляются ведущим по порядку: «первая», «вторая», «третья» и т.д. Основной ход кадрили - легкий и мелкий переменный шаг на полной стопе с небольшим подпрыгиванием на первую долю такта. Во всех фигурах девушки исполняют много быстрых поворотов под правой или левой рукой парня. Парни во время пляски очень обходительны с девушками и внимательны к ним. В некоторых кадрилях пары берутся не за руки, а за концы платочков или за мизинец руки.
Русский народный танец «Кадриль» имеет свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном высокохудожественном виде творчества русского народа. Наши предки оставили интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство, и мы должны не только бережно сохранять это бесценное наследие, но и знать.
Список литературы:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии / Т.Барышникова. - М.: Рольф, 2000.
2. Климов . А Основы русского народного танца /Москва 1994г/317 стр.
3.Нуруллина Н.С. Танцевальная культура костромского края 1990г/Ярославль 117 ст.
4. Мурашко М.П. Русский танец /МГУКИ 2013 г/ 332 стр.
5. Матвеев в.ф. Русский народный танец Издательство Планета музыки 2010г.