Реки - артерии Земли.

Реки - артерии Земли.
Стекленёва С.Ю.
Учитель географии высшей категории
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»
Предмет: география
Класс: 6
Базовый учебник: «География.6 класс», авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М. Просвещение, 2024 г.
Цель урока: Сформировать понятие о реке, её частях, показать зависимость рек от рельефа и климата.
Планируемые результаты:
Личностные: Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей. Формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа, усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде, формирование основ экологической культуры – охрана водоёмов от загрязнения.
Метапредметные: Формирование умений: работать с различными источниками географической информации – текстом, картами, схемами, планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: Знать определения понятий «река», «исток», «устье», «русло», «речная система», «водораздел», «речной бассейн». Знать источники питания рек. Называть и показывать по карте крупнейшие реки мира и России. Определять по картам разные виды источников и устьев рек.
8. Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: открытие новых знаний.
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
11. Образовательные технологии: технология диалога, объяснительно-иллюстративная, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, игровая технология.
12. Техническое оборудование: атласы, учебник, физическая карта полушарий, электронные ресурсы.
Структура и ход урока.
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаы | ||||||||||||||
1 | Организационно - мотивационный этап урока | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Активно включаться в общение. Положительно относятся к учению. | Осознают познавательную деятельность. | Использовать устную речь для аргументированного ответа | ||||||||||||||
2 | Постановка учебной задачи. Определение темы и задач урока | Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и Формулировку на их основе задачи. Вода – чудесный дар природы. Человеку нужна чистая, пресная вода, которая составляет 2°гидросферы. А где на суше находиться вода? Загадка: Не конь, а бежит, Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение. Вы все были на побережье нашей реки, вспомните, что представляет собой река? Что вы знаете о реках? А что бы вы хотели еще узнать о реках? Какие цели мы перед собой поставим? Итак, сегодня мы должны узнать: - что такое река, ее части; - что такое речная система; - какие бывают реки; - зачем реки нужны человеку.
| Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока | Формирование навыков коммуникативной компетентности. Готовность к самообразованию. Поиск и выделение необходимой информации. | Формулирование темы и цели урока. Формирование умений работы с текстом учебника и слайдами из презентации. | Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении. Уметь работать с различными источниками информации. | ||||||||||||||
3 | Актуализация знаний | Актуализировать объективный опыт. - Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает? Работа в парах: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к водам суши: океан, речной канал, болото, подземные воды, залив, озеро, ручей, водопад, родник, море, водохранилище. Предлагает заполнить схему «Воды суши».
| Учащиеся рассуждают Участвуют в обсуждении. Гидросфера включает в себя: воды Мирового океана, воды суши, воды в атмосфере. Обучающиеся выделяют воды суши: болото, подземные воды, озеро, ручей, водопад, родник, водохранилище. Объясняют ответ. Воды Мирового океана: океан, залив, море. | Формирование навыков коммуникативной компетентности. Готовность к самообразованию. Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | | Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать Делать выводы, умозаключения. Получать информацию в результате смыслового прочтения текста. | ||||||||||||||
4 | Современное исследование проблемы. Изучение нового материала | Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и картами атласа. Работа с картами Откроем приложение в учебнике и найдем Физическую карту полушарий на с.176-177. На земле почти 20 миллионов рек. Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так? Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало, одна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек. Как называется начало реки? Продолжите предложения. «Я река…» По названию реки определить место впадения. Я – река Волга, впадаю в… Я река Миссисипи, впадаю в… Я – река Нил, впадаю в… Я – река Амур, впадаю… Как называется место, куда впадает река? Все ли реки одинаковы? Почему реки разные? Как называется расстояние от истока до устья? Значит, реки бывают длинными и короткими. Работаем с физической картой Российской Федерации стр. 178-179. Приведите примеры длинных рек. Приведите примеры коротких рек. В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек. Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки бывают равнинные и горные. Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных? Продолжите предложения «Город на реке». Якутск стоит на берегу реки… Салехард стоит на берегу реки… Саратов стоит на берегу реки… Каир стоит на берегу реки… Москва стоит на берегу реки… Загадки. 1.Самого крупного зверя в мире Навряд ли кто приручит: Полхвоста — в Турции, Полхвоста — в Сирии, А нос из Ирака торчит! (Зверь — река Тигр.) 2. Течет река на просторе, Поит Азовское море, Вдоль ее берегов Тула, Воронеж, Ростов. (Дон.) 3. У тебя, краса-река, Женское обличье. Даже имя у тебя Женское, девичье. (Река Лена.) 4.Не приметен ничем, не широк — По просторам Валдайского края Еле слышно течет ручеек, К морю Каспию убегая. (Волга.) 5.Как старший и младший брат, Текут рядом Тигр и . . (Евфрат.) 6.Ищи меня в бассейне Дона, Я тезка птицы, звать меня... (Ворона.) Составить «Синквэйн» по теме: «Река» | Работают с текстом учебника, с атласом. Решают проблему, демонстрируя знания. Узнают интересные факты о реках. Обмениваются вопросами. | Готовность к самообразованию и саморазвитию Формирование умений давать аргументированный ответ Формирование навыков коммуникативной компетентности Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Формирование умений самостоятельной работы. | Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач. Уметь описывать уникальные особенности водных ресурсов материков. | Работать в группах по решению общей задачи. Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. Аргументирование своего ответа. | ||||||||||||||
5 | Физминутка | «Игра «Да-Нет». Если «да-реки» - ученики хлопают в ладоши, а если «нет» - топают. Волга, Нил, Байкал, Хуанхе, Ладожское, Амур, Верхнее, Миссисипи. | Выполняют | Формирование здорового образа жизни. | | Технически правильно выполнять двигательные действия. | ||||||||||||||
6 7 | Практикум Закрепление. | Описание реки ВОЛГИ по плану.
Предлагает показать на карте полушарий крупные реки. | Выполняют практикум, демонстрируя знания. Анализируют карту, показывают реки. | Саморегуляция, самооценивание. | Построение речевого высказывания в устной форме. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | ||||||||||||||
8 | Рефлексия | Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения Ребята оценивают свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они по цепочке говорят о значимых для них ценностях урока: Я узнал... Я понял, что могу... | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. | | | ||||||||||||||
9 | Домашнее задание | Комментирует домашнее задание (усвоить содержание текста учебника составить загадки – «Реки мира»). | Записывают домашнее задание | Мотивация на выполнение домашнего задания, саморегуляция. | Использовать умения и знания при выполнении задании. | Использовать разнообразные источники информации. |