Рекомендации для педагогов и родителей о развитии инициативы у детей.

0
0
Материал опубликован 28 October

Рекомендации для педагогов и родителей о развитии инициативы у детей.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Так, что же такое инициатива?

Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей, внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.

Инициативность проявляется ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, с изобретательностью.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

Какими способами можно поддержать детскую инициативу?

1. Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам. Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: возрастного состава малышей; психологической характеристики группы; количественного соотношения мальчиков и девочек; социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики.

2. Выбор ребенком сотоварищей.

3. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.

4. Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.

Методы и приемы:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

2) Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

Самоорганизация – это деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно-развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов».

Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

1. Развиваем умение сотрудничать;

2. Развиваем умение активно слушать;

3. Развиваем умение самостоятельно высказываться

4. Развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На занятиях рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Итак, для инициативной личности характерны: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности

- Обеспечение благоприятной атмосферы.

- Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

- Поощрение высказывания оригинальных идей.

- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

- Обеспечение возможностей для упражнения и практики.

- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

Таким образом, у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.

Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка, как самостоятельность, инициативность, ответственность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что для развития инициативности в процессе укреплении здоровья ребенка важно участвовать и родителям. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме или папе, научиться делать, как родители. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок "лезет помочь". И во-вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся, нужно поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.

Родители должны помнить, если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы, верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Необходимо помнить, что любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов.

объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

отыскивайте и приносите домой необычные и любопытные  вещи,  интересные книги,  истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

по возможности много путешествуйте с ребёнком.

приглашайте в ваш дом  интересных  людей,  при  общении  с  ними  не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

проводите совместные наблюдения и опыты.

эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка.

поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе – умения и практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам, то есть вместе играть - это безопасная ситуация, где нужно соблюдать правила, развивая желания, инициативу.

Разные виды игр: подвижные, интеллектуальные, коммуникативные способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важным является то что, ребенок сам инициирует игру с родителями или другими детьми.

Что посоветовать педагогам и родителям, как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?

Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной;

хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;

"Капля камень точит": ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.

Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также в определенной смелости и риске. Ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности. Но инициатива должна быть разумной и нравственно оправданной. Родительская улыбка, одобрительный взгляд педагога, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка близким - то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, заниматься спортом, в общем- творить.

Не скупитесь на знаки внимания!


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.