Методическая разработка урока по живописи для 1 класса художественной школы по теме «Морская стихия. Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский»

4
0
Материал опубликован 24 February 2019

22 февраля 2019 г. г. Петропавловск - Камчатский

Методическая разработка урока по живописи

для 1 класса художественной школы по теме:

«Морская стихия. Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский»

.

 

Преподаватель МАУ ДО «ДХШ» г. Петропавловск – Камчатский

Белых Вячеслав Алексеевич

Высшая квалификационная категория

Цели:

Развитие визуально – пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного освоения мира.

Расширить представление учащихся о художественных возможностях гуаши по средствам смешивания цветов, использования цве­тового контраста.

Формировать навыки изображения морского пейзажа гуашевыми красками.

Содействовать повышению уровня эстетического развития личности школьника при вовлечении учащихся в проектную деятельность.

Воспитывать интерес к предметам искусства, любовь к родной природе.

Форма работы: индивидуально-групповая

Задание: выполнить морской пейзаж, передав в нем определенное состояние водной стихии: 1в.- «Море спит»

2в.- «Море бушует»

Оборудование: компьютер, проектор, учебники, бумага, краски, кисти, раздаточный материал.

Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, презентация.

Ход урока

I. Организационная часть.

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

Не зря в народе говорят: «Вешней воды никто не уймет». Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке?

Не просто о воде - о море.

Кто знает, какие моря омывают границы нашей родины?

Чем моря отличаются от озёр?

Морская стихия всегда притягивала к себе человека. Мореплаватели покоряли водные просторы, поэты слагали стихи о морских пучинах , композиторы воспевали морские красоты в звуках а художники - в красках.

Введение нового материала.

1.Историческая справка. В изобразительном искусстве водные пейзажи появились не сразу. Марина (ит. таппа, от лат. таппиз — морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является водная стихия, море.

Рождение искусства марины происходило во многом под воздействием бурного развития мореплавания. Ранние маринисты иллюстрировали сцены морских сражений, а не чисто пейзажные композиции.

Постепенно художники осознали живописную ценность окружающей действительности. Они внимательно изучали эффекты отражения света на морской поверхности, искали пути передачи в живописи естественного морского свечения.

В России морской пейзаж развивался под влиянием искусства голландских живописцев. Интерес русских художников к изображению морских пейзажей был связан со временем выхода России в XVIII в. на морские просторы, с утверждением ее позиций на Балтике, в Приазовье, Причерноморье при Петре I.

2. На фоне морских фотографий (Приложение 1) и звука моря (плеск волны) звучит стихотворение Ф. И. Тютчева «Конь морской» (Приложение 2).

- С чем сравнивает поэт море, каким оно бывает в разное время, какие образ­ные определения цвета моря использованы в стихотворении?

3. В XIX в. к морской тематике обращались многие русские художники. Одним из ярчайших среди них был И. К.Айвазовский (1817—1900).

Рассказ ученика о биографии художника (Приложение 3).

Айвазовскому выпала великая честь быть первым подлинным морским баталистом в России. Галерея его военных марин навеки прославила подвиги русских моряков, могущество отечественного флота. Только художник-поэт с горячим сердцем патриота мог создать такие картины.

За свою долгую восьмидесятитрехлетнюю жизнь Айвазовский написал тысячи морских пейзажей.

Давайте найдём работы Айвазовского на страницах энциклопедии с.10 -11. Назовите эти картины.

Я прочту текст, а вы подумайте, какая картина описывается в нём.

- Раннее утро после бурной ночи. Беспощадная буря разбила в щепы корабль. Уцелела лишь горстка смельчаков. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну, готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. «Девятый вал»

- По небу мчатся косматые тучи, в прорыве которых видна луна; море бу­шует. Художник изобразил не миновавшую грозу и море после бури, прекрасное в своей взволнованности, а страшную, грозную стихию в момент, когда она разбивает большой парусный корабль и швыряет плот с бедствующими после кораблекрушения людьми. «Буря на Ледовитом океане»

- На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. «Черное море»

IV. Живописные упражнения.

Художник изображал различные марины не только по композиции, но и по колориту. Просмотр картин на слайдах презентации.

При рассматривании его картин, обратим внимание в первую очередь на доминирующие в них цвета и к каждой картине попробуем на палитре подобрать нужные цветовые смеси. Эти упражнения по смешиванию цветов пригодятся вам при выполнении самостоятельной работы.

1 упражнение -В картине «Неаполитанский залив. Утро» преобладает желтый цвет. Таким образом, являясь ключевым, он входит здесь в состав любых цветов, хотя бы в небольших количествах. Попробуем смешать на палитре желтый цвет с белилами, желтый с малиновым краплаком, желтый с изумрудной зеленью. Полученные цветовые смеси на палитре будут накладываться друг на друга, давая нам новые цвета.

2 упражнение - В морском пейзаже «Буря на Ледовитом океане» домини­рующий цвет - синий. Он добавлен ко всем цветам, даже к белым и серым оттенкам морской пены. Чтобы синеватый черный цвет оставался в рамках цветовой гаммы, его получили, смешав ультрамарин с сиеной.

3 упражнение - Перед вами полотно «Девятый вал». «Ключевой» цвет этой картины - малиновый краплак. Пурпурные оттенки получены добавлением синей и белил. Для облаков взята смесь жженой умбры, малинового краплака и синей (туман передан белилами).

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом: движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры: Художник должен запоминать их: сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью:»

V. Постановка задачи.

Попробуйте изобразить свой морской пейзаж. Выстраивая цветовую композицию и продумывая настроение этюда, ключевой цвет для спокойного моря (1 вариант) и ключевой цвет для бушующего ( 2 вариант). Это объединит все цвета вашей работы и не позволит ни одному из них чрезмерно выделиться. Каждая ваша работа станет элементом группового полотна.

Но прежде, чем приступить к работе познакомимся с некоторыми техническими приемами И. Айвазовского:

в небе и дальних планах наносить краску едва заметным тонким слоем;

на освещенных местах переднего плана и бликах на воде накладывать ее жирным, «вкусным» мазком;

налагать красочный слой очень живо, разнообразно и полностью подчинять форме, через которую раскрыва­ется содержание замысла картины. Большие плоскости, где изображены спокойное небо с легкими прозрачными облаками или штилевая вода, писать широкой кистью;

никогда не переписывать небо, оно всегда выполнялось в один прием. Это сообщает небу большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в красочное «тесто»;

при изображении воды широко прописывать форму волны;

большое значение придавать детальному окончанию работы. Завершающие живопись мелкие детали: кружево освещенной или затемненной пены, блики света на воде, камни и скалы переднего плана, детальная проработка оснастки парусных кораблей — все это имеет немалое значение в получении правдивости общего впечатления;

не вносить существенных изменений в картины в процессе работы.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная работа под запись шума моря.

VII. Заключительная часть.

1.Выставка работ – составление группового полотна.

2.Обобщение знаний – разгадывание кроссворда.

         

1

 

 

 

 

 

 

 

   

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

3

 

 

 

 

 

   

4

 

 

 

 

 

 

 

 

       
   

5

 

 

 

 

 

         
       

6

 

 

           

Художник, изображающий водную стихию.(Маринист)

Выдающийся русский маринист.

Название картины Айвазовского (Редкое явление природы).Радуга

Буря на ….океане.(Ледовитом)

Название моря.(Чёрное)

«Девятый …»(Вал)

По вертикали марина. Что такое марина?

3.Рефлексия.

У вас на партах лежат кораблики разных цветов. Выберите тот, который вам по душе и поместите его на свою работу. Кораблики можно украсить узорами с помощью графических материалов.

Если вы выбрали красный кораблик – урок понравился, синий – не совсем, белый - остался равнодушен.

4. Выставление оценок.

Литература:

1.Бялик, В, Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж/ Валентина Бялик.-М.: Издательство «Белый город», 2008. - 48 с.

Приложение 1

И. Айвазовский Девятый вал. 1850

И. Айвазовский Буря на Ледовитом океане. 1864

И. Айвазовский Радуга. 1873

И. Айвазовский. Черное море. 1881

Приложение 2

Федор Тютчев
Конь морской

О рьяный Конь, о Конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был
В широком божьем поле —
Тебя он прядать научил,
Играть, скакать по воле!

Люблю тебя, когда стремглав
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег
И — в брызги разлетишься!..

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.