Методическая разработка урока по живописи для 1 класса художественной школы по теме «Морская стихия. Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский»
22 февраля 2019 г. г. Петропавловск - Камчатский
Методическая разработка урока по живописи
для 1 класса художественной школы по теме:
«Морская стихия. Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский»
.
Преподаватель МАУ ДО «ДХШ» г. Петропавловск – Камчатский
Белых Вячеслав Алексеевич
Высшая квалификационная категория
Цели:
Развитие визуально – пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного освоения мира.
Расширить представление учащихся о художественных возможностях гуаши по средствам смешивания цветов, использования цветового контраста.
Формировать навыки изображения морского пейзажа гуашевыми красками.
Содействовать повышению уровня эстетического развития личности школьника при вовлечении учащихся в проектную деятельность.
Воспитывать интерес к предметам искусства, любовь к родной природе.
Форма работы: индивидуально-групповая
Задание: выполнить морской пейзаж, передав в нем определенное состояние водной стихии: 1в.- «Море спит»
2в.- «Море бушует»
Оборудование: компьютер, проектор, учебники, бумага, краски, кисти, раздаточный материал.
Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, презентация.
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовка обучающихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
Не зря в народе говорят: «Вешней воды никто не уймет». Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке?
Не просто о воде - о море.
Кто знает, какие моря омывают границы нашей родины?
Чем моря отличаются от озёр?
Морская стихия всегда притягивала к себе человека. Мореплаватели покоряли водные просторы, поэты слагали стихи о морских пучинах , композиторы воспевали морские красоты в звуках а художники - в красках.
Введение нового материала.
1.Историческая справка. В изобразительном искусстве водные пейзажи появились не сразу. Марина (ит. таппа, от лат. таппиз — морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является водная стихия, море.
Рождение искусства марины происходило во многом под воздействием бурного развития мореплавания. Ранние маринисты иллюстрировали сцены морских сражений, а не чисто пейзажные композиции.
Постепенно художники осознали живописную ценность окружающей действительности. Они внимательно изучали эффекты отражения света на морской поверхности, искали пути передачи в живописи естественного морского свечения.
В России морской пейзаж развивался под влиянием искусства голландских живописцев. Интерес русских художников к изображению морских пейзажей был связан со временем выхода России в XVIII в. на морские просторы, с утверждением ее позиций на Балтике, в Приазовье, Причерноморье при Петре I.
2. На фоне морских фотографий (Приложение 1) и звука моря (плеск волны) звучит стихотворение Ф. И. Тютчева «Конь морской» (Приложение 2).
- С чем сравнивает поэт море, каким оно бывает в разное время, какие образные определения цвета моря использованы в стихотворении?
3. В XIX в. к морской тематике обращались многие русские художники. Одним из ярчайших среди них был И. К.Айвазовский (1817—1900).
Рассказ ученика о биографии художника (Приложение 3).
Айвазовскому выпала великая честь быть первым подлинным морским баталистом в России. Галерея его военных марин навеки прославила подвиги русских моряков, могущество отечественного флота. Только художник-поэт с горячим сердцем патриота мог создать такие картины.
За свою долгую восьмидесятитрехлетнюю жизнь Айвазовский написал тысячи морских пейзажей.
Давайте найдём работы Айвазовского на страницах энциклопедии с.10 -11. Назовите эти картины.
Я прочту текст, а вы подумайте, какая картина описывается в нём.
- Раннее утро после бурной ночи. Беспощадная буря разбила в щепы корабль. Уцелела лишь горстка смельчаков. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну, готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. «Девятый вал»
- По небу мчатся косматые тучи, в прорыве которых видна луна; море бушует. Художник изобразил не миновавшую грозу и море после бури, прекрасное в своей взволнованности, а страшную, грозную стихию в момент, когда она разбивает большой парусный корабль и швыряет плот с бедствующими после кораблекрушения людьми. «Буря на Ледовитом океане»
- На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. «Черное море»
IV. Живописные упражнения.
Художник изображал различные марины не только по композиции, но и по колориту. Просмотр картин на слайдах презентации.
При рассматривании его картин, обратим внимание в первую очередь на доминирующие в них цвета и к каждой картине попробуем на палитре подобрать нужные цветовые смеси. Эти упражнения по смешиванию цветов пригодятся вам при выполнении самостоятельной работы.
1 упражнение -В картине «Неаполитанский залив. Утро» преобладает желтый цвет. Таким образом, являясь ключевым, он входит здесь в состав любых цветов, хотя бы в небольших количествах. Попробуем смешать на палитре желтый цвет с белилами, желтый с малиновым краплаком, желтый с изумрудной зеленью. Полученные цветовые смеси на палитре будут накладываться друг на друга, давая нам новые цвета.
2 упражнение - В морском пейзаже «Буря на Ледовитом океане» доминирующий цвет - синий. Он добавлен ко всем цветам, даже к белым и серым оттенкам морской пены. Чтобы синеватый черный цвет оставался в рамках цветовой гаммы, его получили, смешав ультрамарин с сиеной.
3 упражнение - Перед вами полотно «Девятый вал». «Ключевой» цвет этой картины - малиновый краплак. Пурпурные оттенки получены добавлением синей и белил. Для облаков взята смесь жженой умбры, малинового краплака и синей (туман передан белилами).
У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом: движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры: Художник должен запоминать их: сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью:»
V. Постановка задачи.
Попробуйте изобразить свой морской пейзаж. Выстраивая цветовую композицию и продумывая настроение этюда, ключевой цвет для спокойного моря (1 вариант) и ключевой цвет для бушующего ( 2 вариант). Это объединит все цвета вашей работы и не позволит ни одному из них чрезмерно выделиться. Каждая ваша работа станет элементом группового полотна.
Но прежде, чем приступить к работе познакомимся с некоторыми техническими приемами И. Айвазовского:
в небе и дальних планах наносить краску едва заметным тонким слоем;
на освещенных местах переднего плана и бликах на воде накладывать ее жирным, «вкусным» мазком;
налагать красочный слой очень живо, разнообразно и полностью подчинять форме, через которую раскрывается содержание замысла картины. Большие плоскости, где изображены спокойное небо с легкими прозрачными облаками или штилевая вода, писать широкой кистью;
никогда не переписывать небо, оно всегда выполнялось в один прием. Это сообщает небу большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в красочное «тесто»;
при изображении воды широко прописывать форму волны;
большое значение придавать детальному окончанию работы. Завершающие живопись мелкие детали: кружево освещенной или затемненной пены, блики света на воде, камни и скалы переднего плана, детальная проработка оснастки парусных кораблей — все это имеет немалое значение в получении правдивости общего впечатления;
не вносить существенных изменений в картины в процессе работы.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная работа под запись шума моря.
VII. Заключительная часть.
1.Выставка работ – составление группового полотна.
2.Обобщение знаний – разгадывание кроссворда.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
|||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
|
|
|
|
|
|||||||
6 |
|
|
Художник, изображающий водную стихию.(Маринист)
Выдающийся русский маринист.
Название картины Айвазовского (Редкое явление природы).Радуга
Буря на ….океане.(Ледовитом)
Название моря.(Чёрное)
«Девятый …»(Вал)
По вертикали марина. Что такое марина?
3.Рефлексия.
У вас на партах лежат кораблики разных цветов. Выберите тот, который вам по душе и поместите его на свою работу. Кораблики можно украсить узорами с помощью графических материалов.
Если вы выбрали красный кораблик – урок понравился, синий – не совсем, белый - остался равнодушен.
4. Выставление оценок.
Литература:
1.Бялик, В, Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж/ Валентина Бялик.-М.: Издательство «Белый город», 2008. - 48 с.
Приложение 1
И. Айвазовский Девятый вал. 1850
И. Айвазовский Буря на Ледовитом океане. 1864
И. Айвазовский Радуга. 1873
И. Айвазовский. Черное море. 1881
Приложение 2
Федор Тютчев
Конь морской
О рьяный Конь, о Конь морской, |