12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шихрагимова Анжелика Меджидовна126
1

Методические рекомендации на тему «Современные образовательные технологии в процессе изучения родной (лезгинской) литературы»

разработка
DOC / 52.5 Кб

 

Методическая разработка

 

на тему:

«Современные образовательные технологии в процессе изучения родной (лезгинской) литературы»

 

                                                   Учитель родного языка и

                                                           литературы: Шихрагимова А.М.

 

2019 год

 

А. Шихрагимова,

                                         МКОУ «Куркентская СОШ №1 им.М.М.Рагимова»

                                                              Сулейман-Стальского района

 

    Современные  образовательные технологии в процессе изучения родной (лезгинской) литературы

Знания будут тем прочнее и полнее,

чем большим количеством органов

они воспринимаются.

К.Ушинский

   Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо ее и встать на защиту.

    Меняется жизнь - меняется школа, которая пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

   Лезгинская литература, как самостоятельный учебный предмет впервые стала изучаться в дагестанской советской школе с 1920 года. За весь период существования лезгинской школы технология урока родной литературы постепенно менялась, улучшалась и обогащалась. В практику лезгинской школы  внедряются и новые методы, приёмы и технологии преподавания родной литературы. Термин технология ( с греческого языка – красота) в основном воспринимается как насыщенный различными техническими средствами урок. На более высоком научно-методическом уровне – это совокупность методов и приёмов технологий в практике одного и того же учителя, способ его работы и ожидаемый результат его педагогической деятельности. Анализ технологии урока лезгинской литературы показывает: технология переходила из одного вида в другой, становилась более богатой и насыщенной. Этот процесс, т.е. движение, рост, повышение технологии урока, можно иллюстрировать на различных этапах изучения родной литературы.

     Я преподаю лезгинскую литературу в сельской школе и вижу результат использования современных технологий на уроках. Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом - это интерактивные доски, в них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не  просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы.

    Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращён к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Яркая картина на экране – всего лишь способ подачи материала. Самое  важнее - это живое взаимодействие учителя и ученика,  постоянный обмен информации между ними. Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на  новый уровень.

Использование информационных технологий в изучении родного языка  и литературы способствует повышению качества обучения, формированию информационно-технической культуры учащихся и устойчивого интереса к предмету, стремлению к познанию нового, развивает навыки активной познавательной деятельности. Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках родного языка и литературы повышает темп урока, увеличивает активность самостоятельной работы учащихся.

     При изучении поэмы Абдула Муталибова «Перчатки» (Элжекар» ), которая изучается в 8 классе, учащиеся читают произведение по ролям, работают над содержанием текста. На втором уроке дети уже рассказывают содержание поэмы по ролям в виде инсценировки. На таких уроках дети узнают о своих артистических способностях, прививая у них любовь к литературе и чувство патриотизма. Для воспитания подрастающего поколения на уроках родной литературы проводятся тонкие параллели между прошлым и  настоящим временами,  потому что без прошлого нет будущего. Показываю как развивается действие в инсценировке «Перчатки» от прошлого к настоящему по цепочке, то есть передается патриотический дух от поколения к поколению.

После инсценировки провожу примеры из жизни об участниках – односельчанах  Великой Отечественной войны. В этом деле мне очень помогает показ слайдов о войне по интерактивной доске. Рассказываю о случае, как мать провожает уже второго сына на войну, ведь она еще не знает о судьбе первого сына, который сражается с врагом во имя счастья своих детей и всех детей на земле.

    Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания. Улучшается понимание и запоминание материала.

    На таких уроках даю возможность учащимся, чтобы они ставили цель творения на уроке и одновременно готовили себя к самостоятельной жизни. Таких примеров можно привести много.

     Применение знаний на уроках родного языка и литературы является  одновременно средством и целью учебно-воспитательного процесса. Применяя знания  на практике, в жизни учащиеся убеждаются в их общественной ценности, и на основе этого у них формируется потребность в усвоении знаний.

    Важно помнить, что использование только интерактивной доски не решит всех проблем моментально, однако те первые шаги, что нами сделаны, оказались настолько успешны, что работа в этом направлении представляется нам одним из наиболее перспективной.

   Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить определять главную и второстепенную информацию, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

   Использование образовательных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

     Уроки литературы как уроки искусства, важны  и музыка, и живопись.

      Сегодня на уроках литературы всё чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов. Самой распространённой формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями.

    Основная функция презентация – служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя.

      Применение ИКТ на уроках литературы, в частности, при анализе поэтического текста, прозаического текста позволяет решать очень важные задачи и открывает новые возможности, как для учителя, так и для ученика.  

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 2004год.
  2. Сайт Д.В.Борзакова.
  3. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2011 год.
  4. Г.Г.Гашаров Лезгинская литература. История и современность. Махачкала 1998 год.

 

 

                                                                 Заявка

на участие в республиканской  научно-практической конференции

« Современные образовательные технологии в процессе изучения родной (лезгинской ) литературы»

 

Ф.И.О.

Шихрагимова Анжелика Меджидовна

Тема доклада

Современные образовательные технологии в процессе изучения родной (лезгинской) литературы.

 

Место работы

МКОУ «Куркентская СОШ №1 им.М.М.Рагимова» Сулейман-Стальского района РД

Должность, ученая степень, образование

Учитель родного языка и литературы

Адрес электронной почты

medzhidova.gyuzel@mail.ru

Телефон: сотовый

8 928 219 08 56

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.