Рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет

13
6
Материал опубликован 22 May

Рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет

Интернет всё больше влияет на нашу жизнь. Дети, открытые всему новому, уверенно осваивают современные гаджеты и стремятся иметь возможность широкого пользования Интернетом. Соблазнов много: игры, приложения, соцсети и мессенджеры, музыка и фильмы, шопинг и даже бесцельный расслабляющий сёрфинг в Интернет.

Отметим, что во время «путешествий» по просторам Интернета дети подвержены тем же опасностям, что и взрослые. И все те «ловушки», которые созданы для взрослых пользователей всемирной сети, подстерегают и детей.

Главные отличия Интернета от реального мира – максимальная простота в поиске и получении любой информации, контактов, услуг и сервисов, и при этом низкий уровень подконтрольности действий пользователя благодаря относительной анонимности. Эти особенности провоцируют возникновение киберугроз для детей и взрослых.

Угрозы для детей и подростков в сети Интернет


Основные темы нежелательного контента в Интернет:

призывы молодых людей к чрезмерному похудению, любым экстремальным изменениям внешности;

призывы к самоповреждениям или суициду;

пропаганда ненависти, расизма и экстремизма;

опасные советы различного толка;

продажа нелегальных товаров;

демонстрация обнаженных фотографий или видео;

демонстрация очень жестоких фотографий или видео.

Почему важно защитить детей от нежелательного контента? Потому что ребенок, не обладая опытом взрослого, может быть не готов к подобному контенту, и это может травмировать его психику.

Кроме того, хранение некоторой информации на компьютере и в гаджетах запрещено законом.

Использование «вредных советов» о похудении, суициде или по изготовлению, к примеру, взрывчатых веществ может быть физически опасно для ребенка.

Небезосновательно в российском законодательстве введен термин «возрастные ограничения». А именно требование размещать на медиаконтенте, в том числе на веб-сайтах, пометку о допустимом возрасте пользователей этого контента.

Еще одной категорией рисков являются поведенческие риски, формирующие у ребенка зависимости, или сомнительные паттерны поведения:

использование чатов вместе реального общения;

просмотр страниц, предназначенных для взрослых;

посещение игорных сайтов, формирование игромании (лудомании);

скачивание контента без оплаты.

Поведенческие риски незаметно меняют личность ребенка, затягивая его в сети и прививая вредные привычки.

Следующая категория опасностей – кибермошенничество:

взлом и кража личных данных;

кража данных кредитной карты;

принуждение заплатить деньги за ненужный или несуществующий товар.

Контактные риски имеют высокий риск в интернет-отношениях, связанных с «секстингом»:

давление / шантаж, принуждение к виртуальному сексу;

использование компрометирующих видео для шантажа.

Киберагрессия и буллинг:

буллинг как таковой – травля, издевательства над ребенком средствами Интернет;

комментарии, оскорбления или угрозы из-за внешности, расы, религии, сексуальности, пола или инвалидности;

угрозы причинить вред человеку или его семье.


Способы защиты детей и подростков от опасностей Интернета


Защита может быть самой разной и зависит от возраста ребенка, степени его вовлеченности в интернет-технологии, характера ребенка.

Основные рекомендации:

1. Объяснить ребёнку, в чем заключается опасность потребления сомнительного контента в Интернете. Например, его могут ввести в заблуждение, расстроить или напугать, мотивировать к действиям, которые окажутся для него губительными.

2. Рассказать ребёнку, что сомнительный контент может настигнуть пользователя в самых неожиданных ситуациях. И вины ребёнка в том, что перед ним появились сомнительная или пугающая реклама или информационное сообщение, нет.

3. Постараться построить с ребёнком доверительные отношения, в том числе в вопросах интернет-безопасности.

4. Договориться с ребенком о безопасных правилах использования сети Интернет, показать ему специальные детские сайты.

5. Установить антивирус на детские гаджеты.

6. Объяснить ребёнку примерное устройство сети Интернет и его особенности. То, что в сети злоумышленник может легко создать поддельную личность, что удалить контент из Интернета сложнее, чем разместить, что информация в сети может молниеносно быстро распространяться, и так далее.

7. Установить программу, контролирующую поведение ребенка за компьютером, или ограничивающую посещение определенных сайтов.




Список источников:

Гунько Я.С. Информационная безопасность детей в сети интернет // Форум молодых ученых. 2019. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-detey-v-setiinternet

Малых Т.А., Кирдянкина С.В., Стародубцева Г.А. Информационная безопасность несовершеннолетних (методические рекомендации для проведения занятий по информационной безопасности с детьми, их родителями и педагогами)

Макаров С. Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир. Все, что важно знать детям и взрослым о безопасности в интернете – М.: 2022. – 568 с.: ил.

Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г., Саблина О.И. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете [Текст]: монография. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013 - 140 с.

Стародубцева, Г.А. Информационная безопасность детей дошкольного возраста как ресурс позитивной социализации: метод. пособие / авт.- сост. Г.А. Стародубцева – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2015. – 23 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень важный ресурс!

22 May

Благодарю за внимание, Наталья Федоровна!

22 May

Замечательная статья, спасибо!

22 May

Благодарю, Виктория Владимировна!

22 May

Спасибо за статью, Светлана Анатольевна!

22 May

Благодарю, Людмила Павловна!

22 May