Рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет
Рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет
Интернет всё больше влияет на нашу жизнь. Дети, открытые всему новому, уверенно осваивают современные гаджеты и стремятся иметь возможность широкого пользования Интернетом. Соблазнов много: игры, приложения, соцсети и мессенджеры, музыка и фильмы, шопинг и даже бесцельный расслабляющий сёрфинг в Интернет.
Отметим, что во время «путешествий» по просторам Интернета дети подвержены тем же опасностям, что и взрослые. И все те «ловушки», которые созданы для взрослых пользователей всемирной сети, подстерегают и детей.
Главные отличия Интернета от реального мира – максимальная простота в поиске и получении любой информации, контактов, услуг и сервисов, и при этом низкий уровень подконтрольности действий пользователя благодаря относительной анонимности. Эти особенности провоцируют возникновение киберугроз для детей и взрослых.
Угрозы для детей и подростков в сети Интернет
Основные темы нежелательного контента в Интернет:
• призывы молодых людей к чрезмерному похудению, любым экстремальным изменениям внешности;
• призывы к самоповреждениям или суициду;
• пропаганда ненависти, расизма и экстремизма;
• опасные советы различного толка;
• продажа нелегальных товаров;
• демонстрация обнаженных фотографий или видео;
• демонстрация очень жестоких фотографий или видео.
Почему важно защитить детей от нежелательного контента? Потому что ребенок, не обладая опытом взрослого, может быть не готов к подобному контенту, и это может травмировать его психику.
Кроме того, хранение некоторой информации на компьютере и в гаджетах запрещено законом.
Использование «вредных советов» о похудении, суициде или по изготовлению, к примеру, взрывчатых веществ может быть физически опасно для ребенка.
Небезосновательно в российском законодательстве введен термин «возрастные ограничения». А именно требование размещать на медиаконтенте, в том числе на веб-сайтах, пометку о допустимом возрасте пользователей этого контента.
Еще одной категорией рисков являются поведенческие риски, формирующие у ребенка зависимости, или сомнительные паттерны поведения:
• использование чатов вместе реального общения;
• просмотр страниц, предназначенных для взрослых;
• посещение игорных сайтов, формирование игромании (лудомании);
• скачивание контента без оплаты.
Поведенческие риски незаметно меняют личность ребенка, затягивая его в сети и прививая вредные привычки.
Следующая категория опасностей – кибермошенничество:
• взлом и кража личных данных;
• кража данных кредитной карты;
• принуждение заплатить деньги за ненужный или несуществующий товар.
Контактные риски имеют высокий риск в интернет-отношениях, связанных с «секстингом»:
• давление / шантаж, принуждение к виртуальному сексу;
• использование компрометирующих видео для шантажа.
Киберагрессия и буллинг:
• буллинг как таковой – травля, издевательства над ребенком средствами Интернет;
• комментарии, оскорбления или угрозы из-за внешности, расы, религии, сексуальности, пола или инвалидности;
• угрозы причинить вред человеку или его семье.
Способы защиты детей и подростков от опасностей Интернета
Защита может быть самой разной и зависит от возраста ребенка, степени его вовлеченности в интернет-технологии, характера ребенка.
Основные рекомендации:
1. Объяснить ребёнку, в чем заключается опасность потребления сомнительного контента в Интернете. Например, его могут ввести в заблуждение, расстроить или напугать, мотивировать к действиям, которые окажутся для него губительными.
2. Рассказать ребёнку, что сомнительный контент может настигнуть пользователя в самых неожиданных ситуациях. И вины ребёнка в том, что перед ним появились сомнительная или пугающая реклама или информационное сообщение, нет.
3. Постараться построить с ребёнком доверительные отношения, в том числе в вопросах интернет-безопасности.
4. Договориться с ребенком о безопасных правилах использования сети Интернет, показать ему специальные детские сайты.
5. Установить антивирус на детские гаджеты.
6. Объяснить ребёнку примерное устройство сети Интернет и его особенности. То, что в сети злоумышленник может легко создать поддельную личность, что удалить контент из Интернета сложнее, чем разместить, что информация в сети может молниеносно быстро распространяться, и так далее.
7. Установить программу, контролирующую поведение ребенка за компьютером, или ограничивающую посещение определенных сайтов.
Список источников:
Гунько Я.С. Информационная безопасность детей в сети интернет // Форум молодых ученых. 2019. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-detey-v-setiinternet
Малых Т.А., Кирдянкина С.В., Стародубцева Г.А. Информационная безопасность несовершеннолетних (методические рекомендации для проведения занятий по информационной безопасности с детьми, их родителями и педагогами)
Макаров С. Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир. Все, что важно знать детям и взрослым о безопасности в интернете – М.: 2022. – 568 с.: ил.
Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г., Саблина О.И. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете [Текст]: монография. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013 - 140 с.
Стародубцева, Г.А. Информационная безопасность детей дошкольного возраста как ресурс позитивной социализации: метод. пособие / авт.- сост. Г.А. Стародубцева – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2015. – 23 с.
Кияйкина Наталья Федоровна
Стяжкина Светлана Анатольевна
Кузнецова Виктория Владимировна
Стяжкина Светлана Анатольевна
Гармс Людмила Павловна
Стяжкина Светлана Анатольевна