Рекомендации по совершенствованию интерактивных форм обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования

4
0
Материал опубликован 10 January 2020

Рекомендации по совершенствованию интерактивных форм обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования

Проблема использования интерактивных форм обучения требует дальнейшего изучения для разработки рекомендаций преподавателям по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, адаптации интерактивных форм для применения в образовательных учреждениях среднего профессионально образования.

Приведем некоторые рекомендации по совершенствованию интерактивных форм обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

  1. Руководителям образовательных учреждений среднего профессионального образования необходимо принимать меры по повышению мобильности педагогического состава в организации.
  2. Включить в план образовательной организации и в дальнейшем организовать и провести в течение года мероприятия, направленные на реализацию потребности профессионального и личностного роста преподавателей.
  3. Руководителям образовательных учреждений, методическим и иным службам разработать и принять локальные акты на уровне организации, предусматривающие порядок и внедрение интерактивных форм обучения.
  4. Организовать подготовку и переподготовку преподавательского состава, реализуемые средствами системы повышения квалификации, участие в практических семинарах, тренингах, с участием педагогов-практиков по применению интерактивных форм обучения.
  5.  Разработать мероприятия по повышению мотивации обучающихся в учебном процессе с применением интерактивных форм. Повышение заинтересованности обучающихся к учебной дисциплине и будущей специальности, как через профессионализм педагога, так и методом рефлексии, поддержание творческого микроклимата в группе, правильное эмоциональное воздействие на обучающихся, правильное применение методов воспитания и т.д.
  6. Преподавателям при применении интерактивных форм обучения акцентировать свое внимание на использовании работы в малых группах

Учебная деятельность обучающихся на занятиях при работе малыми группами переменного состава должна ориентироваться на повышение уровня усвоения учебного материала, приобщение к учебной и научно-исследовательской работе и повышение доли самостоятельной работы и может быть направлена на реализацию образовательных и развивающих целей. При этом преподаватель перед началом работы с применением интерактивных форм должен провести самоанализ с выделением тем, возможных к изучению с применением интерактивных форм обучения, определить предполагаемый результат, критерии его оценки, материальную базу и уяснить для себя причину применения интерактивных форм обучения при изучении какой-либо конкретной цели. Цель, поставленная преподавателем должна в конечном счете стать целью обучающегося, который должен почувствовать ее важность для него лично и для его будущей практической деятельности.

Приступая к образовательной деятельности с использованием интерактивных форм обучения преподавателю следует отслеживать состояние аудитории и окружающую обстановку, корректируя процесс в зависимости от наличия опыта по учебной дисциплине у обучающихся, их общей эрудиции, количества обучающихся в группе, ожиданий обучающихся и их нужды в изучаемом материале.

Также преподавателю следует четко определить этап занятия, на котором будут использованы интерактивные формы обучения, их комбинации с учетом предполагаемой конечной цели. При предполагаемом использовании таких интерактивных форм, как работа в малых группах, и подобных им, следует ответственно подойти к формированию перечня заданий и разработке рекомендаций для обучающихся по их выполнению. Определив перечень и виды заданий, следует еще раз сопоставить предполагаемый результат с целями занятия, а также проверить возможность выполнения заданий при работе в малых группах, так как зачастую преподаватель подбирает понравившиеся ему задания, трансформирует их в соответствии со своими нуждами и забывает, для чего указанные задания были нужны изначально.

Далее, преподавателю рекомендовано разработать и подготовить дидактические материалы, предполагаемые к использованию при применении интерактивных форм обучения и представить уже готовые материалы обучающимся на соответствующих этапах занятия. При этом предпочтительной является письменная форма представления дидактических материалов.

Критерии оценки результатов, определенные преподавателем, должны быть доведены до сведения обучающихся.

В случае если предполагается применение интерактивных форм обучения, включающих работу в малых группах, следует заранее определить способ формирования группы и ее численность, а также способы фиксации индивидуальных и коллективных достижений, порядок контроля, правил групповой работы, порядок оказания помощи.

  1. Для повышения мотивации и успешного применения, и совершенствования интерактивных форм обучения по учебным дисциплинам и профессиональным модулям преподавателям необходимо соблюдать следующие условия:
  • Мотивировать обучающихся личным примером.
  • Сдерживать свои обещания.
  • Формировать положительное отношение к профессии.
  • Создать положительный микроклимат в группе.
  • Предоставлять максимальную свободу обучающимся (давать группе возможность выбрать метод текущего оценивания знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, вариант задания и т.д.).
  • Отмечать успехи обучающихся и хвалить публично, демонстрировать достижения обучающихся в группе.
  • Четко выработать систему организации учебного процесса.
  • На занятиях акцентировать внимание на непосредственную сферу применения полученных знаний.
  • Применять различные формы организации деятельности обучающихся, чередование различных форм деятельности. С момента понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить обучающихся высказать свою точку зрения, переключить внимание на иллюстративный материал и т.д.
  • Необходимо предлагать обучающимся для выполнения посильные учебные задачи. Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к освоению новых компетенций.
  • Четко и однозначно объяснять домашнее задание.
  • Использовать учебные видеофильмы, видеофрагменты и другие электронные ресурсы в процессе обучения; таблицы, схемы, графики и другие раздаточные материалы. Преподавателю необходимо комбинировать как аудиальные, так и визуальные средства обучения.
  • Регулярно и непрерывно осуществлять контроль знаний обучающихся. Доводить до сведения обучающихся критерии оценки их деятельности.
  1. Привлекать педагога-психолога для проведения социально-психологических тренингов обучающимся по повышению мотивации к обучению.
  2. Руководству совершенствовать материально-техническую базу организации.
  3. Организовать обмен опытом работы по применению и совершенствованию интерактивных форм обучения между учебными заведениями посредством участия преподавателей в конференциях, публикации научных работ, пособий, обмена мнениями и др.
  4. Внедрять новые интерактивные формы обучения постепенно, поэтапно, соблюдая требования ФГОС СПО и общие рекомендации.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации