Статья «Теоретические основы изучения автобиографической прозы в учреждениях среднего профессионального образования»

0
0
Материал опубликован 24 March 2020

Теоретические основы изучения автобиографической прозы в учреждениях среднего профессионального образования

Среди предметов гуманитарного цикла особая роль принадлежит литературе, формирующей сферу чувственного познания человеком окружающего мира. Эта развитая в общении с любым видом искусства, эстетическая, истинно человеческая форма познания объективной действительности, приобретая универсальный характер, распространяется на все сферы деятельности.

В сложившейся практике обучения русской литературе общие и специальные приемы активизации умственной деятельности обучающихся служат, главным образом, усвоению историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий и, в меньшей степени, овладению обучающимися необходимыми умениями самостоятельной работы с текстом, развитию творческого воображения, что в комплексе составляет читательские умения.

Несмотря на проведенный за последние годы целый ряд научно-методических исследований (Т.Г. Браже, Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, М.В. Черкезова, Л.B. Тодоров, С.К. Бирюкова, М.М. Савченко, Н.Н. Вербовая, Н.С. Русина, И.С. Збарский и др.), проблема анализа художественного произведения (в данном случае - автобиографических повестей) продолжает оставаться одной из самых сложных и далеко еще не решенных. Всеми исследователями в настоящее время ощущается необходимость искать новые пути и методы изучения литературного произведения, которые бы в большей степени отвечали его специфике, его эстетической сущности.

Нужно отметить, что и вопрос формирования читательских умений обучающихся в ходе литературного анализа автобиографических произведений остается пока недостаточно решенным в методической науке, что и заставило обратиться к исследованию данной проблемы.

Преподаватели испытывают затруднения при решении следующих вопросов: организация подготовки к восприятию изучаемого автобиографического произведения; методика совершенствования навыков чтения, усвоения содержания, комментирования текста, анализа событий, образа главного героя и образа повествователя. Сложным в практике преподавания остаются также проблемы методов построения образов-персонажей, идеи, темы, жанровых особенностей, осуществления словарно-фразеологической работы на уроках литературы. Большое значение имеет также выбор и правильное применение средств наглядности, эффективных при рассмотрении произведений данного жанра.

Объектом нашего исследования становится процесс изучения автобиографических произведений в их жанровой специфике.

Предмет исследования - анализ подходов к изучению автобиографических повестей и определение наиболее эффективных путей реализации поставленной задачи.

Целью исследования является теоретическое обоснование методики изучения автобиографических повестей в курсе русской литературы, которая обеспечит полноценное усвоение произведений этого жанра.

В соответствии с целью исследования и рабочей гипотезой потребовалось решить ряд конкретных задач:

- выявить роль автобиографических повестей в развитии обучающихся на основе изучения и анализа психолого-педагогических, литературоведческих работ, различного типа программ, учебников и методических пособий по русской литературе;

- определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования у обучающихся читательских умений с учетом специфики жанра.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нашем исследовании предлагается анализ различных подходов к изучению автобиографических произведений, который может быть использован в методике преподавания литературы.

Автобиографическая проза - описание автором своей собственной жизни. Автобиография остается важнейшим источником сведений о жизни и творчестве писателя, который нередко дает в ней оценку своим произведениям, повествует о реальных событиях, положенных в их основу, раскрывает свои творческие замыслы. Ценность автобиографической прозы прежде всего заключается в документальной точности описываемых событий, в передаче подробностей, деталей, духа эпохи. Многие произведения художественной литературы пронизаны автобиографизмом, а личность автора (внутренний мир и особенности поведения) является в них, как правило, прототипом главного героя [3, 20].

Теория литературы в российских учебных заведениях изучается с середины XVII века. За четыре века не раз поднимался вопрос о повышении уровня преподавания литературы, о роли и месте теоретических знаний в литературном образовании. На протяжении последних десятилетий процесс формирования теоретико-литературных понятий на уроках литературы по-прежнему находится в центре внимания психологов, педагогов, методистов. Ученые добились определенных успехов в построении общей методики формирования понятий и решении частных методических задач. Однако, в рабочих программах уделено весьма скромное место изучению жанровых особенностей автобиографической прозы. Между тем, литературоведческая наука располагает большим количеством исследований, посвященных как теории жанра в целом, так и изучению жанрового своеобразия автобиографической прозы в частности. Проблема в том, что достижения теории литературы в этой области не нашли пока применения в практике преподавания литературы.

В западно-европейской литературе жанр автобиографической прозы широкое развитие получает с эпохи Возрождения. В отечественной литературе первой автобиографией, отличающейся высокими художественными достоинствами, следует признать «Житие протопопа Аввакума» (около 1673 года). Первые автобиографические сочинения опирались на жанровый канон жития, их структура соответственно оставалась "житийной". Собственно автобиография рождается в XVIII веке в деловой прозе, когда создаются «записки» Екатерины II, Е.Р. Дашковой, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Вершиной автобиографического жанра является книга А.И. Герцена «Былое и думы», содержащая подробный рассказ о своей жизни и литературной деятельности. Далее автобиография трансформируется в записки хроникального плана и лишь потом преобразуется в текст, для которого значимо не только прошлое, но и рассказ о нем, предполагающий конкретного или абстрактного слушателя. В тексте появляются обращения, сентенции, рубрикация и так далее.

Важным шагом в трансформации жанра автобиографической прозы было появление в тексте двух "субъектно-речевых сфер": "Соотношение плана "зрелого" повествователя в настоящем и плана его "я" в прошлом приводит к расслоению единого описывающего субъекта на субъект 1 и субъект 2" [1, 54]. Этот процесс происходит в конце XVIII - начале XIX века. В то же время следует отметить такие общие жанрообразующие признаки образа автора: в автобиографии присутствуют информированность об описываемых фактах, событиях и проявлениях не только внешней, но и внутренней жизни; максимальная заинтересованность в том, что изображается; субъективность, своеобразная "правота", связанная с декларированием справедливости именно своих оценок и суждений [5, 74].

Традиции автобиографического жанра были продолжены и в русской литературе XX века. Среди самых замечательных публикаций следует назвать трилогию М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «Историю моего современника» В.Г. Короленко, «Мои скитания» В.А. Гиляровского, «Перед восходом солнца» М.М. Зощенко, «Другие берега» В.В. Набокова, «Люди, годы, жизнь» И.Г. Эренбурга, «Вечерний день» В.А. Каверина, «Бодался теленок с дубом» А.И. Солженицына, «Дневник» Ю.М. Нагибина.

Автобиография предполагает установку на достоверность, правдивость сообщения об основных фактах и событиях жизни автора. Эта информация предназначена для адресата; ее объем и характер связаны с авторскими интенциями. Основная коммуникативная цель автобиографии состоит в том, чтобы сохранить информацию о своей жизни, содержащуюся в воспоминаниях, и сделать ее элементом "коллективной памяти" читателей.

Можно сказать, что в автобиографических произведениях постепенно дифференцируется два временных плана: план настоящего повествователя (время создания текста) и план его прошлого (время реального "переживания" событий) [1, 92].

Обращение к автобиографическим произведениям как к достоверному источнику исторической информации может быть оправдано тем, что автобиограф "воскрешает" мир ушедших вещей, забытых слов, утраченных представлений и исчезнувших явлений в эмоционально наполненных и художественно выразительных образах. Общаясь с автобиографическим текстом, читатель знакомится с разными аспектами языка и культуры: с историей быта, костюма, с фразеологией и лексикой ушедшего времени, с самим его "духом". "Историческое время в автобиографических текстах, - пишет Н. А. Николина, - приобретает такие образные признаки, как цвет и звук (шум)..." [5, 91].

Художественный метод автобиографа можно в связи с этим охарактеризовать термином "мелочность" (Л. Н. Толстой). Под "мелочностью" Толстой понимал все сиюминутное, то, что тесно связано с ускользающим мгновением; частное; некий бытовой ряд сиюминутных проявлений приватной жизни обыкновенного человека. У Толстого "мелочность" оказывается "формой психологического анализа - проникновением вовнутрь" [4, 46]. Такое внимание к быстротечному и необратимому времени принципиально важно для автобиографии и отличает ее от других эпических жанров. Если эпический автор наблюдает за течением жизни "с берега", то рассказчик в автобиографическом произведении находится "в центре водоворота".

Исследователи жанровой специфики автобиографических текстов (Вагнер-Эгельхафт М., Николина Н.А., Романова Г.И., Романюк А.Б.) отмечают разнообразие модификаций автобиографии, заключающееся в большей или меньшей степени документальности; в акцентировании внимания на истории своей жизни или на воспоминаниях о других людях; в степени художественности формы. Общий признак, определяющий вхождение столь разных текстов в одну жанровую систему - это "автобиографическое соглашение" (Ф. Лежен), то есть "декларация автобиографического намерения", зафиксированная в тексте в наименовании жанра, в предисловии, вставных пояснениях и комментариях, а также подтвержденная в статьях и заметках автора, его интервью с объяснением авторских намерений и так далее. Наиболее точное определение автобиографии как жанра дано Ф. Леженом: "Автобиография является повествовательным текстом с ретроспективной установкой, посредством которого реальная личность рассказывает о собственном бытии, причем делает ударение именно на своей личной жизни, особенно истории становления своей личности" [2, 138].

Исследователи отмечают, что автобиографические произведения представляют собой «адресованную жанровую форму», в то же время адресация сочетается в этом жанре с элементами автокоммуникации. Существенной особенностью адресата, которая характеризует данную жанровую модель в целом, является его отдаленность от повествователя во времени, что может специально подчеркиваться в тексте. Автобиография как жанр предполагает обращение как к конкретному адресату, так и к абстрактным читателям." [2, 176].

Современное состояние автобиографического жанра в отечественной литературе характеризуется несколькими основными тенденциями. В XX веке в русской автобиографической прозе углубляется процесс межжанрового взаимодействия; расширяется круг жанровых моделей воспоминаний. В результате возникают нетрадиционные композиционные формы, "для которых характерно отсутствие жесткой последовательности событий, ассоциативность, нелинейность воспоминаний подчеркивается в этом случае самой жанровой моделью. Одновременно возрастает роль монтажа текстов, которые во взаимодействии образуют аналог автобиографии. Современная автобиографическая проза все чаще обращается к возможностям гипертекста" [2, 178].

Автобиография создает возможности для различных типов и уровней самоанализа. В XX веке традиционные автобиографические тексты, передающие реальные факты, дополняются "квазивоспоминаниями"; открытая субъективность и углубленный самоанализ приводят к появлению особого жанра - пародийной или стилизованной автобиографии; начинает использоваться особый вид языковой игры - игра воображаемыми ситуациями прошлого, "придуманными" воспоминаниями; появляются автобиографии, возникшие на основе записей устных рассказов.

Каждая из выделенных композиционных форм требует детального и развернутого описания и изучения. Кроме того, в современном литературоведении не исследованы особенности повествовательной структуры автобиографической повести, автобиографического рассказа и тому подобное; не выявлено своеобразие различных тематических форм автобиографических произведений (воспоминания ученых, художников, крестьян, репрессированных граждан и других социальных групп) [5, 56].

Таким образом, анализ литературоведческих интерпретаций жанра автобиографической прозы позволяет сделать следующие выводы:

- автобиографическая проза выступает системой условностей, мотивирующей читательское восприятие, аппелирующей к здравому смыслу и жизненному опыту обучающегося, активизирует его память и воображение, что ведет к углублению понимания текста и повышению уровня читательской квалификации;

- автобиография в широком смысле рассматривается как своеобразная "микромодель культуры", в эмоционально наполненных и художественно выразительных образах отражающая ушедшее время и путь автора к самому себе.


Литература:

1. Алейников 3.Я. Жанровое своеобразие мемуарно-художественной автобиографии 2й половины 19 в.: Сюжет и характер. М.: Наука, 1999.

2. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 2001.

3. Апухтина В.А. Концепция личности в художественно-биографической прозе // В.А. Апухтина. Современная советская проза, 60-70-е гг. М.: Высшая школа, 2007.

4. Басинский П. Лев Толстой: Бегство из рая. М., АСТ, 2010.

5. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований . Л.: Наука, 1999.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации