Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении
Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении.
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (В.А. Сластенин).
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов –приоритетное направление деятельности методической работы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учеников.
«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой).
Основными формами развития профессиональной компетентности педагога являются:
Работа в методических объединениях, творческих группах.
Инновационная деятельность педагога.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Аттестация педагогов, повышение квалификации, прохождения обучения в новых направлениях.
Проведение конкурсов, олимпиад, блиц-игр на различных уровнях (учреждения, муниципальном, региональном).
Подготовка учеников к участию в конкурсах.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
анализ, самокорректировка, самопроявление.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям (внесению новых форм обучения в образование, использование современных инструментов).
Качество работы педагога напрямую зависит от профессиональной компетентности, которую необходимо постоянно повышать, развивать, поскольку именно от педагога зависит качество освоения программ обучающимися.