Понижение статуса преподавателей государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
Тема: Понижение статуса преподавателей государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Автор: Прокина Елена Александровна
Место выполнения работы: Михайловка, Волгоградская область
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Анализ правового статуса педагогического работника Российской Федерации…………………………………………………………………………………..5
Положение педагогического работника в Российской Федерации……..5
1.2. Анализ российского законодательства, обеспечивающего защиту прав
и интересов преподавателей………………………………………………….9
Глава 2. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области образования………………………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………………12
Список используемой литературы…………………………………………………….. .13
ВВЕДЕНИЕ
«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», - эти высокие слова Н.А. Некрасова пришли к нам из позапрошлого века в век прошлый, да так в нем и остались. В наши дни слова эти можно произносить лишь как насмешку. Потому как у преподавателя давно уже нет ни имени сколько-нибудь приличного, ни лица, ни достойного статуса. Даже с точки зрения обучающегося педагог – неудачник по жизни, потому что удачливые люди работают в других сферах.
Мы, учителя и особенно преподаватели среднего профессионального образования, сейчас находимся на самом низу социальной лестницы. Поэтому-то и утеряно то уважение, которое приобреталось учительством веками. Пока не определен социальный статус педагога, общественное мнение не изменить.
На наш взгляд, наиболее актуальной проблемой образования на сегодняшний день является понижение социального статуса преподавателя государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
В условиях социально-экономических изменений российского общества центральное место в процессе реформирования общественной системы отводится образованию, обеспечивающему успешное функционирование и развитие социума. Политика в области образовательной системы, реализуемая в России, направлена на улучшение социального положения учительства и формирование педагогического корпуса, соответствующего потребностям современного общества. На государственном уровне вводятся программы и проекты, способствующие реализации образовательных целей.
Однако необходимо констатировать тот факт, что современное российское учительство находится в сложной, противоречивой ситуации, которая обусловлена общесистемными трансформационными процессами российского общества. Трудности, которые переживает система российского образования, во многом связаны с демографическими проблемами и негативными тенденциями в области трансформации социально-профессионального статуса преподавателей: низкий престиж профессии в обществе, низкая оплата труда, большая психологическая и эмоциональная перегрузка.
Исследование посвящено проблеме совершенствования законодательства в области образования. Ее актуальность определяется понижением социального статуса преподавателя СПО в Российской Федерации.
Объектом исследования является система образования Российской Федерации.
Предмет исследования − законодательная база РФ, регулирующая образовательную деятельность в Российской Федерации.
Предмет исследования определяет его цели и задачи.
Цель работы – выявить пробелы в действующем законодательстве, регулирующие вопросы образования, в частности повышение статуса преподавателей, защита их прав.
Цель определяет следующие задачи:
1) Изучить законодательную базу по данному вопросу;
2) Выявить пробелы в законодательстве в области образования;
3) Предложить новые законотворческие идеи, которые могли быть лечь в основу изменений и дополнений в действующее российское законодательство.
В целях подготовки конкретных предложений по совершенствованию законодательной базы в исследуемой области были использованы следующие методы исследования: анализ действующего законодательства по изучаемой проблеме; изучение научной литературы; анализ и сопоставление статистических данных.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Положение педагогического работника в Российской Федерации
Определяющим звеном будущего земной цивилизации, без всяких преувеличений, является образовательная сфера и преподаватель, как ее составляющее. Именно поэтому возникает такое пристальное внимание со стороны общества к профессии педагога, и, прежде всего, к его социальному статусу. Очевидно, что он стал недостаточным. Вместе с тем, статус преподавателя нужно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как сам педагог оценивает свою работу, а во-вторых, как общество относится к учителю и что ожидает от него. [ Зиятдинова Ф. Г., 1992]
Некоторые справедливо отмечают, что каждому педагогу нужно в первую очередь самому позаботиться о своем хорошем имени. И это справедливо, ведь уважение к преподавателю формируется на каждом уроке, начиная с самого первого: по его отношению к обучающимся, по знанию предмета, по способностям находить достойный выход из сложных педагогических ситуаций, по внешнему виду, личным качествам, соответствию определенным этическим правилам. В последнее время преподавателям стало значительно сложнее работать. На наш взгляд, положения, которые усиленно декларируются в последние годы - о том, что «сначала экономика, а потом образование», а также, что «образование является сферой услуг, продаваемым товаром», наносят непоправимый вред и образовательным учреждениям, и государству. Государственные образовательные учреждения - не служба быта, не предприятие общественного питания, не сауна, чтобы основным видом ее деятельности стало оказание платных услуг. И образование - не товар. Задачи профессии педагога более сложные. Теоретически купить знания за деньги (в частности, документ об образовании) можно, но постарайтесь купить уважение к старшим, патриотизм, любовь к Родине... Между тем выработка этих качеств у молодежи - одна из основных задач работы преподавателя.
Жизнь показывает, что место педагога может занять почти каждый, но быть настоящим учителем способны далеко не все. Следует отметить, что низкий уровень знаний абитуриентов - будущих педагогов, качество учебного процесса в педагогических вузах не способствуют приходу в область образования новых кадров. Но проблема исчезнет, если одновременно будет предложен комплекс мер по повышению престижа профессии педагогического работника исходя из того, что если у педагога и будут какие-то привилегии, то они послужат интересам всего общества (хороший преподаватель = хороший высококвалифицированный работник, способный к саморазвитию и созидательной деятельности = хорошо работающая экономика страны = повышение благосостояния всех граждан). Для этого не нужны кодексы или законы, достаточно актов на уровне правительства и отдельных министерств. [Виштак О. В., 2013]
В наше время произошло снижение «престижа» данной профессии, все меньше людей хотят преподавать. Большинство молодежи не хотят этим заниматься из-за низкой оплаты труда, большой ответственности и психоэмоциональной перегрузки. Возможно, чтобы решить эту проблему, всего-навсего необходимо лучше финансировать данную профессию. Но этот вопрос решить может только государство. Сейчас мы все наблюдаем проблему старения педагогических кадров и отток молодых специалистов. Возрастной состав учительства также является значимой информацией при определении тенденций и перспектив функционирования и развития системы российского образования в новом тысячелетии. И хотя нет прямых статистических данных о возрастном составе педагогов, большинство авторов на основании анализа их распределения по стажевым группам делают вывод о старении педагогов. В сегодняшнее время, если задать молодежи вопрос: «А почему вы не хотите стать учителями?», мы услышим множество ответов. Наиболее популярные из них - «Маленькая зарплата», «Нервов не хватит» и «Большая ответственность». На наш взгляд, сейчас эту проблему в основном должно решать государство, т.к. повысить зарплату, не в наших силах. Сейчас быть преподавателем не престижно, педагогические работники превратились из уважаемых людей в обслугу: вынуждены давать процент успеваемости и в то же время угождать обучающимся и их родителям. Всё время под прицелом! Наш российский преподаватель работает много и тяжело. Но ценят это гораздо меньше, чем раньше. Это изменить тоже, к сожалению, не в наших силах. Такой уж менталитет у нас в стране, такая позиция людей. Мы надеемся, что со временем все-таки ценности изменятся, и статус педагога поднимется. Педагог - это не профессия, а призвание, и те люди, которые действительно хотят «сеять разумное, доброе, вечное» добьются своего и будут профессионалами в своем деле. [Волынская JI. Б., 2000]
Факт старения педагогических кадров порождает ряд проблем, анализ и решение которых будет способствовать как повышению эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, так и улучшению социальной, профессиональной и личной жизнедеятельности учительства. Старение учителей влияет, прежде всего, на их профессиональную мобильность, что отражается на рынке труда в области образования. Обычно в качестве позитивного факта отмечают, что большинство учителей, имеющих стаж более 10 лет, не стали бы менять свою профессию. [Волынская JI. Б., 2000]
Если придерживаться формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.
Основная группа педагогов — женщины. На сегодняшний день образовательные учреждения испытывает острую нехватку «мужского влияния». Несмотря на то, что за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у преподавателей СПО все еще намного ниже, чем у педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, а так же ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране. [Заславская Т. И., 2013]
Феминизация педагогических кадров - факт хорошо известный, но недостаточно осмысленный. Это явление оказывает существенное влияние на характер функционирования и развития системы образования, а, следовательно, и на все дальнейшее поступательное движение нашего общества и государства. Можно отметить некоторые следствия, вытекающие из процесса феминизации педагогических кадров, которые необходимо учитывать, разрабатывая стратегию реформирования системы образования и определяя перспективы подготовки преподавателей для российского образования в XXI в. [Гудков JI. Д., 2013]
Прежде всего, это недостаточное влияние личности преподавателя на формирование ценностных ориентаций, жизненных смыслов и идеалов обучающихся в образовательном процессе. Другой аспект связан с реализацией одной из фундаментальных функций образования - социализацией подрастающего поколения. Так, сегодня подросток, попадая в профессиональное образовательное учреждение как особый социальный институт, находится по преимуществу в ситуации женского контроля; эту поло-ролевую модель он и усваивает как доминирующую в стенах учреждения. Таким образом, вопрос о половом составе учительского корпуса оказывается достаточно существенным уже по другому основанию - усвоение феминизированной модели поведения. [Волынская JI. Б., 2000]
В настоящее время наблюдается неудовлетворительность педагогов своей жизнедеятельностью. Как отмечают исследователи, из почти 1000 педагогических работников каждый второй не удовлетворен работой и только каждый восьмой - профессией. Причина таких настроений не содержание деятельности, а условия работы. Рассматривая проблемы оплаты труда преподавателей СПО, необходимо отметить, что в новой социально-экономической ситуации проявилось экономическое неравенство педагогов. Причин здесь несколько; это и региональные особенности (положение учительского корпуса в Москве и Санкт-Петербурге существенно отличается от жизни их коллег в других территориях России), и появление разных типов учебных заведений (в том числе и негосударственных). Труд работников общеобразовательных организаций оценивается выше труда работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. К каким последствиям для учительства как социально-профессиональной группы это может привести, предстоит выявить совместными усилиями социологов, психологов, педагогов и экономистов. Но уже сейчас можно увидеть, что подобное расслоение ухудшило социальное самочувствие учительства. В то же время необходимо отметить один из парадоксов социального самочувствия и профессионального статуса педагога: недовольное тем, что общество и государство низко ценят труд педагогических работников, учительство готово работать и в условиях невыплаты зарплаты, ориентируясь на высокую оценку их личности и деятельности детьми и их родителями. Такая позиция вызывает противоречивые чувства - с одной стороны, уважение, с другой - сомнение в том, что униженный человек может воспитать свободную творческую личность. [Гудков JI. Д., 2013]
Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов — тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Так, преподаватели СПО не имеют даже тех льгот, что предоставляют учителям общеобразовательных учреждений, а именно: обеспечение их жильем, достойной трудовой пенсией по старости, новой литературой, поэтому вопрос остается открытым.
Образовательные профессиональные учреждения серьезно отстают в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставят своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.
Проблем, связанных с современным преподаванием, огромное количество и они требуют глубокого и всестороннего изучения и решения. Решить их и изменить ситуацию можно только на междисциплинарном уровне в единстве и взаимосвязи экономических, политических, социальных и психолого-педагогических составляющих.
Мы считаем, что подход к повышению статуса педагогов должен быть комплексным. Начинать надо с новых подходов к стимулированию оплаты труда. Поэтому правительству размер начальных ставок зарплаты и окладов преподавателей СПО нужно ориентировать на уровень средней зарплаты по стране, а изменения оплаты труда преподавателя «привязывать» к ежемесячным инфляционным процессам.
Вообще, система оценивания преподавательской работы, к сожалению, не учитывает многие ее особенности. Размеры зарплаты зависят от образования учителя, количества протарифицированных часов, категории, условий труда (городская или сельская местность). Но один «горит» на работе, а второй – «тлеет». Поэтому при одной и той же квалификационной категории и количестве часов, когда директор образовательного учреждения не заметит и не оценит усилия преподавателя, зарплата у всех будет одинаковая.
Что касается льгот, то отношение к ним у нас неоднозначное. Мы сторонники того, чтобы человек за свою зарплату мог сам купить себе все необходимое. Но, очевидно, что в будущем коммунальные платежи и земельный налог будут расти. А преподавателю, в отличие от всех других профессий, приходится продолжать свою работу в домашних условиях, причем в основном - в вечернее время (планы, подготовка к урокам, занятиям, проверка тетрадей), поэтому введение льгот по оплате коммунальных услуг было бы очень к месту.
Неоднозначное отношение и к льготному педагогическому стажу. Если учитель работает в школе – стаж идет, но если ты являешься преподавателем СПО, где количество обучающихся в возрасте до 18 лет составляет менее 50% – о льготном стаже не может быть и речи. Возникает вопрос: разве в сфере СПО работы меньше? Или обучающиеся 10-11 классов отличаются от основного состава групп профессиональных образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные программы на базе основного общего образования?
Например, в Израиле учитель, проработавший три года, получает годичный творческий отпуск. Чтобы он мог заняться самообразованием, почитать, напитаться новшествами, обменяться опытом. При этом за ним сохранятся и рабочее место, и заработная плата – отличный стимул к благотворной работе.
Мы много рассуждаем об охране труда, а необходимо больше внимания обращать на его условия. Нужно как можно скорее радикально уменьшить дополнительные обязанности педагогов, выполнение ими несвойственных функций, бумажные отчеты. Заметим, что порядок привлечения педагогов к работе в выходные и праздничные дни, выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными инструкциями, условия оплаты такой работы давно определены в законодательстве (статьи 69, 146, 148 Трудового кодекса). Однако видно нежелание местных органов управления, в том числе руководителей учреждений образования, применять закон в полном объеме в отношении педагогов. Причина - в отсутствии действенных норм, которые определяли бы наказание лиц, допускающих такие нарушения.
Педагог – ключевая фигура общества. Это осознают во всем мире. В странах с эффективными образовательными системами статус педагога очень высок. Статус преподавателя в Российской Федерации повысился бы, если бы в средствах массовой информации было больше материала о работе педагогов, их достижениях, опыте, проявлениях высокого гуманизма и самопожертвования. А если уж этого не могут показать, то, как исключительная мера, очень полезно было, хотя бы, лет на пять объявить мораторий на показы и публикации материалов, которые вызывают негативные отношения к педагогической профессии, так как даже единичные из них формируют мнение «все учителя такие». Болезненным является выставление педагога в неприглядном свете: запрограммированность, не интеллигентность, бедность, пародийность образу.
Перечень мер по повышению престижа педагогов в обществе можно было бы и продлить, но, главное, на наш взгляд, - все общество должно осознать, что преподаватель является очень важным звеном не только в учебно-воспитательном процессе, но и в социально-экономической жизни государства. И если это осознание произойдет, то именно благодаря педагогам наша страна сможет выйти на новый, еще более высокий уровень своего развития.
Государство должно поддерживать преподавателей, потому что они производят тот продукт, от которого зависит в стране все: и экономика, и социальная сфера, и политика, и культура, и в целом развитие общества.
1.2. Анализ российского законодательства,
обеспечивающего защиту прав и интересов преподавателей
Согласно закону об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.
Основные требования. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педагогического работника должны быть установлены профессиональные стандарты, которым он тоже должен соответствовать.
Академические права и свободы. Для педагогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.
Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений.
Трудовые права и социальные гарантии. Сохраняются и имеющиеся трудовые права и социальные гарантии, в т.ч. такие, как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. [ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]
Пенсионное обеспечение. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Еще один вид социальной гарантии, установленной государством в отношении педагогических работников – льготное пенсионное обеспечение.
В последние десятилетия в период проведения пенсионной реформы государством уделяется внимание и сфере пенсионного обеспечения работников образования за выслугу лет. Такой вид социальной гарантии – одна из мер, предпринимаемых государством в целях удовлетворения именно государственных интересов, которые включают в себя:
- привлечение к работе в образовательных учреждениях максимального количества специалистов;
- обеспечение стабильной ситуации с педагогическими кадрами в просвещении;
- повышение материального благосостояния педагогических работников и др.
В связи с тем, что в период экономических реформ в процессе изменения пенсионного законодательства законодателями были допущены отступления от общих принципов преемственности и стабильности правового регулирования данных правоотношений, право на получение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью нередко существенно нарушается подзаконными актами и решениями органов социального обеспечения.
ГЛАВА 2. Предложения по совершенствованию законодательной базы
в области образования.
В <Письмо> Минобрнауки России от 29.05.2013 № АП-867/04 «О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году» внести коррективы на 2014 год, акцентируя внимание на преподавателях ГБОУ СПО.
Распространить действие Постановления Правительства РФ № 1177 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа)» и разработанных на основании указанного документа Постановления Администрации Волгоградской области от 24 января 2011 года № 1-п «О долгосрочной областной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (на основании Постановления Правительства Волгоградской области № 643-п «О порядке предоставления выплат и компенсаций молодым учителям – участникам подпрограммы «Ипотечное кредитование молодых учителей государственных и муниципальных образовательных организаций Волгоградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2013-2015 годах» долгосрочной областной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы») не только на работников общеобразовательных организаций, но и на работников средних профессиональных образовательных организаций, поскольку получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего (полного) общего образования, т.е. часть педагогических работников организации СПО являются преподавателями общеобразовательных дисциплин.
Распространить действие Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предоставляющего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, независимо от их возраста обучаемых, на педагогических работников средних профессиональных образовательных учреждений, отменив Приказ Росстата от 03.05.2005 №27 «Работа в вечерних школах, техникумах и колледжах засчитывается в педагогический стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% подростков в возрасте до 18 лет. При этом количество детей определяется на 1 октября на основании списочного состава учащихся».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследовательской работы, необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации существует отдельная категория граждан, нуждающихся в крепкой социальной защите – это преподаватели средних профессиональных образовательных учреждений.
Принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ внес изменения в более чем 150 нормативно-правовых актов различных отраслей жизнедеятельности общества. В том числе нормы этого закона затронули во многом и сферу образования.
Во-первых, этот закон отменяет федеральные гарантии зарплаты. Если раньше минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливались в размерах, превышающих уровень средней заработной платы в РФ, а для учителей и других педагогических работников – не уступающих по размеру средней заработной плате работников промышленности, то сегодня эта гарантия не действует. Российская Федерация оставила за собой установление ставок заработной платы и должностных окладов только для работников федеральных государственных образовательных учреждений. В каждом конкретном случае установление заработной платы преподавателей, а также надбавок и доплат, премий зависит от финансирования из бюджета региона, что порождает социальное неравенство среди педагогов бюджетных общеобразовательных учреждений и бюджетных средних профессиональных образовательных учреждений.
Во-вторых, в общем виде сохранены льготы по жилищно-коммунальным услугам для педагогов. Но при этом формы, порядок и условия их предоставления определяются на региональном уровне. Это новое требование содержится в статье 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ).
Ухудшилась возрастная структура педагогических коллективов, увеличился гендерный дисбаланс.
Причины такого положения лежат на поверхности: слишком низко оценивается труд людей, которые делают большой вклад в развитие будущего нашего общества, слишком много НО при получении тех или иных льгот. Необходимо поднимать социальный статус преподавателя государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В связи с этим, нами предложен минимум по совершенствованию законодательной базы
в области образования, реализация которого будет способствовать повышению статуса педагога государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Нормативные документы
Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)
Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп.)
Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»
Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Закон РФ от 25.09.1992 № 35431 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.)
Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»
Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»
Постановление Минтруда России от 03.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»»
Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»
Приказ Росстата от 03.05.2005 №27 «Работа в вечерних школах, техникумах и колледжах засчитывается в педагогический стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% подростков в возрасте до 18 лет. При этом количество детей определяется на 1 октября на основании списочного состава учащихся»
<Письмо> Минобрнауки России от 29.05.2013 № АП-867/04 «О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году»
Используемая литература:
1. Аберкромби Н., Холл С., Тернер Б. С. Социологический словарь: Пер. с англ. / Под ред. С. А. Ерофеева. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2011.-420 с.
2. Александрова О. А. Статусная несовместимость и перспективы социальной мобильности // Народонаселение. — 2013. № 4.
3. Андреев Э. М., Буланова М. Б. Престиж социальный // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. — М.: Мысль, 2003. — 863 с. — С. 251.
4. Антипин П. В. Четыре типа адаптации к рынку труда и перспективы социального расслоения в России // Социологический журнал. — 1996. № — http: // knowledge // isras.ru/sj/sj/96-34-15.html
5. Атабиева Ж. А. Социальный облик современной российской молодежи: Автореф. дис. канд. социологич. наук. - Москва, 2001. — 19 с.
6. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. — С. 235-247.
7. Басов М. Я. Общие основы педологии. — М., Л., 1931. — 744 с.
8. Богомолова Т., Саблина С. Статусная рассогласованность как аспект социальной стратификации: Презентация классической концепции // Рубеж. 1997. № 1 о-11. - с. 5 8-67.
9. Бондаренко В. А. Эмпирическая модель воспроизводства социального статуса // Мир России. — 2012. №4. — с. 126-156.
10. Ю.Бондаренко Л. Ю. Изменения в структуре и социальном статусе преподавателей высшей школы // Социологические исследования. — 2013. №10.-С. 126.
11. Быкова С. Н., Чупров В. И. Молодежь России: на пороге рынка // Социологические исследования. — 1991. № 9. — С. 25-31.
12. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. -1994. №5.— С. 169-183
13. Веревкин JI. П. Сколько стоит российская наука. Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. — М., 2013. — С. 296.
14. Виштак О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. — 2013. №2. — С. 135-138.
15. Волынская JI. Б. Престижность возраста // Социологические исследования. 2000. № 7 . - С. 120-125.
16. Ганиев М. Н. Научная интеллигенция как социально-профессиональная группа: (на материалах респ. Татарстан): Автореф. дис.канд. социол. наук/ Казанск. гос. ун-т. — Казань, 2006. 17 с.
17. Голенкова 3. Т., Игитханян Е. Д., Казаринова И. В., Саровский Э. Г. Социальная стратификация городского населения // Социологические исследования. — 2011. №5. — С. 91-102.
18. Гудков JI. Д. Показатели статусной неудовлетворенности и их динамика // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. — 2013. №6 (26). — с. 45-52.
19. Данилова Е. Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические исследования. — 2012. №6. — с. 21-88.
20. Данилова Е. Н., Ядов В. А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе // Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Институт социологии РАН, 1993. С. 137.
21. Джагиноева Е. Э. Статус и успех: массовые представления о социальной иерархии // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. — 2012. № 2.
22. Дудченко О. Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. — 1995. № 6. — С. 110119.
23. Жизненные пути одного поколения /Отв. ред. М. X. Титма. — М.: Наука, 2012. 186 с.
24. Журавлев В. В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. / Под ред. проф. Б. А. Ручкина. — М.: Изд-во МГСА, 2012. — 123 с.
25. Заславская Т. И. Доходы работающего населения России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. — 2013. №2.
26. Заславская Т. И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2004.
27. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2013.-336 с.
28. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. — М., 1992.
29. Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования. — 1998. № 5. — С. 47-55.
30. Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор её социокультурной идентификации // Социологические исследования. — 1998. №12.-С. 93.
31. Когда наступает время выбора: Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений / Под общ. ред. Г. А. Чередниченко. — СПб.: Изд-во Рус. христианск. гуманит. ин-та, 2011.-568 с.
32. Козлова Н. Н. Гуманитарная интеллигенция: кризис и самоопределение // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: тезисы всерос. теорет.-методол. конф. — М.: РГГУ, 2000.-С. 16-18.
33. Козлова О.Н. Положение и образ гуманитарной интеллигенции - основные каналы взаимоопределения // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. — М.: РГТУ, 2001. — С. 17-22.
34. Комиссарова М. Реформы в образовании // Российская экономика на новых путях (Институт бизнеса и экономики). — 2013. №7.
35. Косова JI. Б. Социальные реформы и динамика изменения статусов // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 2012. № 6. - с. 37-39.
36. Краткий словарь по социологии. Под общ. Ред. Д. М. Гвишиани. М., 2013.-С. 245.
37. Мир новостей. — 20 апреля, 2013 г. — С .2.
38. Неравенство на старте // Новости СМИ 07. 09. 04. http://www.development.edu.ru//article.php?storyid=51
39. Петрова А. С. Заслуги и неудачи Министерства образования. 08. 08. 2002. http://bd.fom.ru/report/map/of022901
40. Преснякова Л. «Принцы» и «нищие» российского образования. 08. 08. 2002. http://bd.fom.ru/report/cat/culture/language/d023125
41. Попова И. П. Профессиональный статус специалистов в меняющемся российском обществе. — М., 2013. — С. 26-36.
42. Попова И. П. Средние слои, средний класс в российском обществе — к проблеме соотнесения // Социологические исследования. — 2013. №12.
43. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. — М., 1991. — 366 с.
44. Сарапата А. Привлекательность профессий // Социальные проблемы труда и производства. — М., 1969.
45. Сборник статистических данных «Образование России — 2001». — В 2 т. / Госкомстат России. — М., 2001 г. http://ric.cross-ipk.ru/ric/fs200 l/pages/p251-258.
46. Титма М. X., Тальюнайте М. И. Престиж профессии: социологический анализ. — Вильнюс, 1984.
47. Чупров В. И. Статус социальный // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд / руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. - М.: Мысль, 2013.-863 с.- С. 591.