Рекомендации учителю истории «Мультимедийные интернет-ресурсы для изучения школьной программы по истории»
Мультимедийные Интернет-ресурсы
для изучения школьной программы по истории
Уважаемый коллега.
Современные школьники — дети века информационных технологий, им сложно учиться без использования новейших достижений ИКТ: мультимедиа, интерактивных презентаций и т.д. сегодня, чтобы увлечь детей таким сложным предметом, как история, учителю необходимо использовать на уроках информационные технологии — и тут им на помощь приходят электронные образовательные ресурсы.
Выбор цели применения и места ЦОР на уроке зависит от конкретного плана, разработанного учителем.
Использование ИКТ на уроке при изучении, закреплении нового материала.
Мультимедийные электронные учебники.
Применение этих мультимедиа учебников на уроках помогают разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. Благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным.
Кроме этого, учебники дают возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым подпараграфом можно рекомендовать ученикам составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным;
учебный материал излагается в доступной форме;
анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
Текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала.
Например, начиная тему «Древний Египет», можно продемонстрировать вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показать каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же использовать различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.
Федеральный портал «История.РФ» может быть полезен школьникам и учителям, а также всем, кто проявляет живой интерес к отечественной истории. Достоверная информация о фактах и событиях прошлого изложена доступным языком. На сайте присутствуют аудио- и видеолекции по истории от известных ученых и преподавателях, первая российская интернет-энциклопедия от профессиональных историков, снимки и анализ «ключевых документов» российской истории и множество других проектов. Все материалы являются бесплатными.
Условия пользования: бесплатно. Необходима регистрация для полного доступа к порталу (при желании)
Сайт удобен: простая и доступная навигация.
Сайт «100 главных документов российской истории» представляет собой виртуальную исследовательскую практику, которая состоит из систематизированной публикации исторических источников по истории России на протяжении десяти столетий (X – ХХ вв.).
Условия пользования: бесплатно. Необходима регистрация для экспертов. Для всех остальных – регистрация не нужна.
Сайт удобен: простая и доступная навигация.
С помощью данного можно восполнить пробелы по пропущенным занятиям или повторить трудный для понимания материала.
Присутствуют все предметы школьной программы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Условия пользования: бесплатно. Регистрация не требуется.
Сайт удобен: простая и доступная навигация.
Образовательный портал InternetUrok.ru — это коллекция уроков по основным предметам школьной программы, постоянно пополняемая и свободная от рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров. Использовать можно при изучении какой-либо темы - фрагмент видеоурока для разнообразия учебной деятельности.
Условия пользования: бесплатно. Регистрация не требуется.
Сайт удобен: простая и доступная навигация.
Stepik — образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов. На сайте есть возможность бесплатно учиться, а также создавать свои курсы и обучать, сайт открыт для всех желающих. Есть курсы за которые выдаются сертификаты. Интересен как для учителей, так и для учеников.
Условия пользования: бесплатно. Нужна регистрация.
Сайт удобен: простая и доступная навигация.
Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Это возможно благодаря, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России», «Википедия».
«Культура.РФ» — сайт, посвященный культуре России. На сайте можно найти информацию об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Условия пользования: бесплатно. Регистрация не требуется.
Сайт удобен: простая и доступная навигация.
Историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории.
ЦОР: «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», «История государства Российского Н.М.Карамзина», «Династия Романовых. Три века российской истории», «От Кремля до Рейхстага» может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю».
У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию.
В решении этой проблемы важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия» для получения разнообразной информации при подготовке индивидуальных сообщений.
Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета можно использовать на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории.
При изучении определенных разделов, тем, учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся на сайтах:
School-collection.edu.ru: коллекция образовательных ресурсов school-collection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school-collection.edu.ru/catalog.
Каждый учитель истории хоть раз думал о том, как сделать свои уроки неповторимыми, как влюбить в свой предмет учеников, заинтересовать их историей России и мира и, самое главное, сделать так, чтобы они не тупо зазубривали даты и события, а сами хотели знать прошлое.
Но дети предпочитают тратить свое время на социальные сети, различные сайты и компьютерные игры, а учебники и справочники по предмету отбрасываются в дальний угол как нечто скучное и архаичное.
А что если использовать то, что нравится школьникам?
Ведь интернет чем-то похож на пещеру чудес Али-Бабы — если покопаться в его глубинах и знать, где и как конкретно искать нужную информацию, то можно найти совершенно потрясающие вещи, которые нужно использовать во время урока истории или «задавать посмотреть» вместо домашнего задания. Например…
Таймлайны
Самый простой способ ярко и интересно показать последовательность событий — это показать её хронологический порядок. Больше не нужно стоять с огромной линейкой у доски и рассыпчатым мелом записывать даты исторических событий или князей древнерусского государства — на помощь педагогу приходят онлайн-сервисы для создания таймлайнов (временной шкалы), с помощью которых можно проводить интересные лекции, а также использовать их для проектной деятельности обучающихся, ведь они очень хорошо развивают критическое мышление у школьников, помогают анализировать, классифицировать и усвоить учебный материал.
3 лучших бесплатных сервиса для создания таймлайна для урока истории:
Удобный сервис для создания таймлайнов с описанием того, как в нем работать на русском языке.
Еще один сервис, который можно использовать на уроке как для создания таймлайнов, так и в качетсве виртуальной интерактивной доски. Его главная особенность заключается в том, что учитель в режиме онлайн может создавать таймлайн вместе со своими учениками, добавлять изображения и общаться в чате.
https://miro.com/
Сервис для создания удобного вертикального таймлайна, которым можно поделиться в социальных сетях.
Образовательные сайты
Особую популярность сейчас набирают различные образовательные сайты, на которых в формате видео лекций, статей, простеньких игр рассказывается об истории как Россиии и Мира.
Преимущество таких сайтов в том, что ученик, который попадает туда, невольно цепляется за интересные заголовки, прочитывает одну статью за другой, переходит на видео, скачивает различные подкасты и слушает их вместо своей обычной музыки. Процесс погружения в такие ресурсы проходит для ребенка незаметно, но вместе с развлекательным контентом он также получает новую, интересную и полезную информацию, которую потом он может применить на уроке.
3 лучших бесплатных образовательных сайта для урока истории:
Проект «Арзамас» — сайт, посвященный истории и культуры. На нем можно найти интересные курсы, подкасты, тесты, ликбезы, статьи и спецпроекты.
https://arzamas.academy/courses#history
WAS — Сайт-медиажурнал, главная идея которого рассказывать о самых ярких и интересных событиях в истории человечества.
Проект 1917 — первый в России интернет-проект, подготовленный к 100 Русской революции, который рассказывает историю в формате инновационного сторителлинга (метода влияния на аудиторию путем рассказывания истории с реальными или выдуманными персонажами). Источниками для создания контента служили реальные материалы, записи из дневников, фотографии прямых и косвенных участников событий 1917 года. Здесь можно найти статьи, записи, игры, видео на эту тему и превратить ваш урок истории в целое онлайн-приключение.
Архивы
Исторические события всегда находят свое отражения в СМИ, и каждому исследователю (а особенно юному историку) интересно узнать, как общество реагировало, например, на полет в космос или репрессии, на реформы Александра II или стачки профсоюзов. Все это можно найти в старых газетах, а их, в свою очередь, в архивах.
Сегодня во всем мире действует глобальный проект по оцифровке различных документов, создания их электронных версий и публикаций в Интернете, и мы подобрали несколько сайтов, где размещены различные российские издания, которые могут помочь в проектной деятельности на уроке истории и созданию интерактивного урока-детектива, где ученикам будет дано задание отыскать в старых архивах ту или иную статью.
3 лучших сайта с историческими архивами для урока истории:
Открытый архив древнерусских рукописей.
Огромный архив газет на русском языке из разных стран.
http://nlr.ru/res/inv/ukazat55/cat_show.php?rid=11626
Архив старых газет СССР.
http://oldtime.net.ua/газеты-ссср/
Компьютерные игры
Если школьники играют в компьютерные игры, то… почему бы ему не играть в компьютерные игры по истории?
На сегодняшний день игровая индустрия продвинулась вперед, и сейчас создаются интересные игры разных жанров, которые ярко показывают исторические события и позволяют игроку самому принимать в них участие. Чем не своеобразная машина времени?
3 лучших компьютерных игры, которые помогут ученику влюбиться в историю:
Серия Civilization — серия компьютерных игр в жанре пошаговой стратегии. Игрок управляет цивилизацией на протяжении всего исторического времени — от Древнего мира до современности. Управление включает в себя экономику, политику, военные действия, торговлю, исследование новых территорий и новых технологий, а конкурентами выступают другие цивилизации. Игры характеризуются наличием генерируемой карты, городов с постройками, боевыми юнитами, дипломатией, деревом технологий.
https://www.igromania.ru/article/28331/Atlant_raspravil_plechi_Obzor_Sid_Meiers_Civilization_6.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Civilization_ (серия)
Серия Age of Empires — игра, которая посвящена событиям, происходящим в Европе, Африке и Азии, охватывая временной период от каменного века до века железного; дополнение для этой игры освещает становление и расширение Римской империи. Действия во второй части игры, Age of Empires II: The Age of Kings, происходят в средневековье; дополнение к ней повествует, в основном, об испанском покорении Мезоамерики. Третья часть, Age of Empires III, затрагивает ранний период Нового времени, когда Европейские державы колонизировали Америку. Игра захватывает и одновременно влюбляет школьника в историю.
https://kanobu.ru/reviews/retsenziya-na-age-of-empires-definitive-edition-371643/
Assassin's Creed — действие игр серии Assassin’s Creed происходит в разные эпохи в истории человечества и в разных странах, на фоне различных исторических событий, таких как Третий крестовый поход или Великая французская революция. Игроку не только предстоит распуть клубок исторических интриг, но и знакомиться и взаимодействовать с теми людьми, которые так или иначе влияли на ход истории. Конечно, достоверность некоторых событий в Assassin's Creed вызывает сомнения из-за добавления создателями тем научной фантастики и криптоистории, но это компенсируется дотошным восстановлением декораций исторической эпохи, начиная от портретного сходства персонажей с их реальными прототипами и заканчивая рисунками витражей собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
https://shazoo.ru/2017/10/06/57583/sravnenie-lokacij-assassins-creed-origins-s-realnym-egiptom
Виртуальные экскурсии
В последнее время многие музеи создают виртуальные путешествия по своим экспозициям и это, на самом деле, очень здорово: теперь можно посетить самые большие и интересные музеи, видеть шедевры живописи, древние статуи, доспехи, предметы быта не выходя из класса. Достаточно просто зайти на сайт через интерактивную доску и начать экскурсию.
3 интересных сайта с виртуальными экскурсиями:
Интерактивная карта-экскурсия по музею Метрополитен в Нью-Йорке.
https://www.metmuseum.org/art/online-features/metkids/explore
Виртуальный тур по кунсткамере.
http://tour.kunstkamera.ru/#1241881465
Специальный раздел Гугла, посвященный самым интересным выставкам, музеям, экспозициям, а также 3D экскурсии по самым интересным и значимым для мировой истории местам.
https://artsandculture.google.com/
С помощью этих сервисов вы можете создать неповторимые и интересные уроки, на которые с удовольствием будут приходить ученики и уносить с собой не только полезные знания, но и навыки работы в новых медиа.