Тема урока |
Религия древних греков |
||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
Изучить культы древнегреческих богов, героев и познакомить учащихся с мифами о них |
||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока |
1.Рассмотреть вопрос о зарождении религии у древних греков. 2.Познакомить учащихся с богами Греции. 3.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований у греков. 4.Развивать умения работать в группе, с учебником, с дополнительными источниками информации. 5.Формировать уважение, бережное отношение к религии и истории других стран. |
||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Учащиеся знают, как возникла религия у древних греков; владеют новыми словами: гора Олимп, Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер; умеют определять по иллюстрации имена богов и их предназначение. |
||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания. |
||||||||||||||||||||||||||||
Формы и методы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический. Методы контроля: устный. Приемы: технология ИКТ, проблемные вопросы. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия и термины |
гора Олимп, боги Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест; Цербер – пес с тремя головами и змеиным хвостом. |
||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование |
Мультимедийный проектор, экран, презентация, иллюстрации «Боги и богини Греции», историческая карта , учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин. |
||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный. |
Время |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания и внутренней готовности. |
Готовятся к уроку. Приветствие. Концентрация внимания. |
||||||||||||||||||||||||||
1 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||
Оценка эмоционального состояния: |
1 мин |
карточки со смайликами. У: На ваших партах карточки со смайликами. Поставьте отметку на той карточке, которая лучше всего отражает ваше настроение. Отложите их в сторону. |
Оценивают свое настроение. |
||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. |
4 мин |
У: мы с вами говорили о Древней Греции. Давайте вспомним, что мы узнали об этой стране. Предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Если вы согласны с утверждением, ставьте «0», если нет – «Х». Игровые поля у вас на партах в рабочих листах (Приложение 1) С1 |
Читают вопросы, заполняют игровые поля. |
||||||||||||||||||||||||||
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. |
4 мин |
У: тема нашего урока зашифрована. Постарайтесь угадать, какие слова скрываются под «знаком вопроса» С2 |
Смотрят на слайд, пытаются разгадать слова. ? – вера людей в сверхъестественные силы (религия) ? – синоним слов старый, дряхлый (древний) ? – жители страны, находящейся на юге Балканского полуострова (Греция) |
||||||||||||||||||||||||||
Назовите тему нашего сегодняшнего урока. |
«Религия древних греков» |
||||||||||||||||||||||||||||
Что нам нужно узнать, чтобы изучить религию древних греков? На какие вопросы нужно ответить? |
Высказывают предположения, формулируют цели урока: - познакомиться с богами Древней Греции; - выяснить, почему в Греции появились именно эти боги; - ответить на вопрос: как связаны силы природы и религиозные верования. С3 |
||||||||||||||||||||||||||||
Проблемный вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? С4 |
|||||||||||||||||||||||||||||
4. Усвоение новых знаний. |
12 мин |
Работа по карте: С4-1 - покажите границы Древней Греции. - покажите гору Олимп. Рассказ учителя:
Возвышается гора Олимп (С5) - самая высокая из всех гор Эллады. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. Там в вышине- золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном (С6). Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, болезни, неурожаи… ? Какие занятия древних греков вы знаете? Основные занятия греков имели своих покровителей. Давайте выясним, какие боги существовали в Древней Греции и чему они покровительствовали. Каждый из вас выберет себе информацию об одном из олимпийских богов, изучит ее, и сообщит одноклассникам. В ходе сообщений мы с вами заполним таблицу, которую вы видите на экране и у себя в рабочих листах (С8). Давайте проверим, что у нас получилось (С9). Исправьте ошибки. |
Учащийся выходит к доске и работает с картой. |
||||||||||||||||||||||||||
Записывают в тетрадь: Пантеон – место, посвященное всем богам. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Примерные ответы: Земледелие Виноградарство Кораблестроение… |
|||||||||||||||||||||||||||||
Выбирают листы с информацией о богах, изучают ее и сообщают одноклассникам. В ходе работы заполняют таблицу:
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
2 мин |
Встали дружно, потянулись, ? Богов из какой страны мы вспомнили в нашей разминке? |
Выполняют упражнения. Древний Египет |
||||||||||||||||||||||||||
Проверка понимания |
5 мин |
Древнегреческий поэт Гомер, написавший поэмы «Илиада» и «Одиссея», любит путешествовать. Сегодня на «машине времени» он попал к нам. Давайте посмотрим и послушаем, что он нам расскажет. |
Сценка «Похищение Персефоны» |
||||||||||||||||||||||||||
1 мин |
? Какие природные явления отражает этот миф? Почему греки объясняли это явление при помощи мифа? |
Примерные ответы: - Смену времен года - не могли объяснить это другим способом, не было достаточных научных знаний. |
|||||||||||||||||||||||||||
Ребята, мне пришла телеграмма из Греции, в которой нас просят принять участие в расследовании. Археологи расшифровали надписи на осколках амфор, но они не могут понять, о каких богах идет речь в этих надписях. Давайте им поможем. Поделитесь на группы. |
Класс делится на группы, получает задания. Обсуждают. |
||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление нового материала. |
4 мин |
С. 10 1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера) 2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид) 3.По решению Зевса две трети года – весну и лето - Персефона поводит со мной на земле. В это время цветут цветы, деревья, поля дают хлеб, а на треть Персефона спускается под землю к мрачному Аиду, и земля замирает. (Деметра) 4.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида) |
Отвечают на вопросы. |
||||||||||||||||||||||||||
1 мин |
Вернемся к нашему проблемному вопросу: Постарайтесь на него ответить. |
Отвечают: При помощи религии греки объяснили различные силы природы. Выбирали себе покровителей для каждого занятия. |
|||||||||||||||||||||||||||
Выводы |
1 мин |
Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы. Их религия была языческой – так называется вера во множество богов. Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных. |
|||||||||||||||||||||||||||
Информирование о домашнем задании. |
2 мин |
1 уровень - § 28 2 уровень - § 28, Мифы о Геракле 3 уровень - § 28, сообщение о Гомере. |
|||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
3 мин |
Продолжи фразу: - я узнал… - меня удивило… - мне понравилось… Мне не понравилось… |
|||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока. Самооценка и оценка работы класса. |
3 мин |
В ваших рабочих листа есть графа «Оцени свою работу на уроке». Заполните ее. Обсуждение, выставление оценок. |
Оценивают себя. |
||||||||||||||||||||||||||
Оценка эмоционального состояния. |
1 мин |
Возьмите в руки карточки со смайликами. Отметьте значком ваше настроение в конце урока. Изменилось? В какую сторону? СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ. До свидания. |
Оценивают свое эмоциональное состояние. |
Ненев Олег Сергеевич