12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жох Яна Викторовна200
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»

Тема урока

Религия древних греков

Цель урока

Изучить культы древнегреческих богов, героев и познакомить учащихся с мифами о них

Задачи урока

1.Рассмотреть вопрос о зарождении религии у древних греков.

2.Познакомить учащихся с богами Греции.

3.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований у греков.

4.Развивать умения работать в группе, с учебником, с дополнительными источниками информации.

5.Формировать уважение, бережное отношение к религии и истории других стран.

Планируемые результаты

Учащиеся знают, как возникла религия у древних греков; владеют новыми словами: гора Олимп, Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер; умеют определять по иллюстрации имена богов и их предназначение.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Методы контроля: устный.

Приемы: технология ИКТ, проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

гора Олимп, боги Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест; Цербер – пес с тремя головами и змеиным хвостом.

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, презентация, иллюстрации «Боги и богини Греции», историческая карта , учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин.

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1. Организационный.

Время

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания и внутренней готовности.

Готовятся к уроку. Приветствие. Концентрация внимания.

 

1 мин

Оценка эмоционального состояния:

1 мин

карточки со смайликами.

У: На ваших партах карточки со смайликами. Поставьте отметку на той карточке, которая лучше всего отражает ваше настроение. Отложите их в сторону.

Оценивают свое настроение.

2. Актуализация знаний.

4 мин

У: мы с вами говорили о Древней Греции. Давайте вспомним, что мы узнали об этой стране. Предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Если вы согласны с утверждением, ставьте «0», если нет – «Х». Игровые поля у вас на партах в рабочих листах (Приложение 1) С1

Читают вопросы, заполняют игровые поля.

 

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

4 мин

У: тема нашего урока зашифрована. Постарайтесь угадать, какие слова скрываются под «знаком вопроса» С2

Смотрят на слайд, пытаются разгадать слова.

? – вера людей в сверхъестественные силы (религия)

? – синоним слов старый, дряхлый (древний)

? – жители страны, находящейся на юге Балканского полуострова (Греция)

 

Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

«Религия древних греков»

Что нам нужно узнать, чтобы изучить религию древних греков? На какие вопросы нужно ответить?

Высказывают предположения, формулируют цели урока:

- познакомиться с богами Древней Греции;

- выяснить, почему в Греции появились именно эти боги;

- ответить на вопрос: как связаны силы природы и религиозные верования. С3

Проблемный вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? С4

   

4. Усвоение новых знаний.

12 мин

Работа по карте: С4-1

- покажите границы Древней Греции.

- покажите гору Олимп.

Рассказ учителя:

Возвышается гора Олимп (С5) - самая высокая из всех гор Эллады. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. Там в вышине- золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном (С6).
Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – поделили между собой власть над миром. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях, вмешиваются в дела людей
(С7).

Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, болезни, неурожаи…

? Какие занятия древних греков вы знаете?

Основные занятия греков имели своих покровителей. Давайте выясним, какие боги существовали в Древней Греции и чему они покровительствовали. Каждый из вас выберет себе информацию об одном из олимпийских богов, изучит ее, и сообщит одноклассникам. В ходе сообщений мы с вами заполним таблицу, которую вы видите на экране и у себя в рабочих листах (С8).

Давайте проверим, что у нас получилось (С9). Исправьте ошибки.

Учащийся выходит к доске и работает с картой.

 

Записывают в тетрадь: Пантеон – место, посвященное всем богам.

Примерные ответы:

Земледелие

Виноградарство

Кораблестроение…

Выбирают листы с информацией о богах, изучают ее и сообщают одноклассникам. В ходе работы заполняют таблицу:


 

Боги

Чему покровительствовали

Зевс

Бог земли и неба, царь богов и людей.

Посейдон

Владыка морей

Аид

Правитель царства мертвых

Гера

Царица богов, защитница семейного очага.

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств.

Афина

Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни.

Афродита

Богиня любви и красоты

Деметра

Богиня плодородия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Покровитель дорог и путников

Арес

Бог войны


 

Физкультминутка

2 мин

Встали дружно, потянулись,
Богу солнца улыбнулись!
Богу
ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине
НУТ,
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг,
Повтори
АМОНА  путь,
Готовы из знаний,
Плести сотни сот,
Поможет нам в этом
Бог мудрости
ТОТ.

? Богов из какой страны мы вспомнили в нашей разминке?

Выполняют упражнения.

Древний Египет

 

Проверка понимания

5 мин

Древнегреческий поэт Гомер, написавший поэмы «Илиада» и «Одиссея», любит путешествовать. Сегодня на «машине времени» он попал к нам. Давайте посмотрим и послушаем, что он нам расскажет.

Сценка «Похищение Персефоны»

 

1 мин

? Какие природные явления отражает этот миф?

Почему греки объясняли это явление при помощи мифа?

Примерные ответы:

- Смену времен года

- не могли объяснить это другим способом, не было достаточных научных знаний.

 
   

Ребята, мне пришла телеграмма из Греции, в которой нас просят принять участие в расследовании. Археологи расшифровали надписи на осколках амфор, но они не могут понять, о каких богах идет речь в этих надписях. Давайте им поможем. Поделитесь на группы.

Класс делится на группы, получает задания. Обсуждают.

 

Закрепление нового материала.

4 мин

С. 10

1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера)

2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид)

3.По решению Зевса две трети года – весну и лето - Персефона поводит со мной на земле. В это время цветут цветы, деревья, поля дают хлеб, а на треть Персефона спускается под землю к мрачному Аиду, и земля замирает. (Деметра)

4.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида)

Отвечают на вопросы.

 
 

1 мин

Вернемся к нашему проблемному вопросу: Постарайтесь на него ответить.

Отвечают:

При помощи религии греки объяснили различные силы природы. Выбирали себе покровителей для каждого занятия.

 

Выводы

1 мин

Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы. Их религия была языческой – так называется вера во множество богов. Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных.

   

Информирование о домашнем задании.

2 мин

1 уровень - § 28

2 уровень - § 28, Мифы о Геракле

3 уровень - § 28, сообщение о Гомере.

   

Рефлексия

3 мин

Продолжи фразу:

- я узнал…

- меня удивило…

- мне понравилось…

Мне не понравилось…

   

Подведение итогов урока. Самооценка и оценка работы класса.

3 мин

В ваших рабочих листа есть графа «Оцени свою работу на уроке». Заполните ее.

Обсуждение, выставление оценок.

Оценивают себя.

 

Оценка эмоционального состояния.

1 мин

Возьмите в руки карточки со смайликами. Отметьте значком ваше настроение в конце урока. Изменилось? В какую сторону?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

До свидания.

Оценивают свое эмоциональное состояние.

 

 

Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»


Комментарии (1)

Ненев Олег Сергеевич, 16.12.15 в 20:42 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный и подробный конспект урока. Скоро у меня будет в 5 классе урок по этой теме (в начале 3 четверти) и попробую провести по такому интересному сценарию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.