Урок по теме: «Религия древних греков» (История, 5 класс)
Тема урока: «Религия древних греков», 5 класс. История Древнего мира.
Тип урока: комбинированный
Формы работы урока: коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска.
Цель: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере конкретного исторического материала и исторических источников.
Обучающиеся смогут познакомиться с религиозными верованиями древних греков, расширить историческое мировоззрение на мифологию Древней Греции, устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания.
Участвовать в дискуссии, уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения с опорой на документы.
Устанавливать коммуникацию, обсуждать в группе, сформировать собственное мнение, задуматься над проблемой отражения в религии общественных отношений.
Планируемые результаты:
Личностные: приобщение к культуре древнего мира, осмысление народного наследия. Формирование мотивации к изучению истории, в процессе рефлексии уметь проводить самооценку, ориентация на выполнение нравственных норм. УУД: ориентация социально-критического мышления, ориентация в системе моральных норм и ценностей. Ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению.
Предметные: знакомство с религиозными взглядами древних греков; предметные действия с учебным материалом. ( УУД познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение). Ученик научиться делать выводы на основе аргументации.
Метапредметные: управление совей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. ( УУД регулятивные: уметь самостоятельно контролировать свое время, развитие навыков прогнозирования, целепологания). Навыки сотрудничества. ( УУД коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в паре, группе). Работа с информацией, учебными моделями; сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий. ( УУД познавательные: умение выделять существенное в работе с текстом, устанавливать причинно- следственные связи). Ученик научиться основам саморегуляции учебной деятельности, учитывать разные мнения, делать умозаключения, выводы на основе аргументации.
Понятийный аппарат: религия, миф, гора Олимп, боги Олимпа, многобожие, иерархия.
Структура и ход урока:
Организационный момент.
Опрос по домашнему заданию . Учащиеся самостоятельно составляют вопросы по пройденному материалу, по теме: « Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые они задают одноклассникам.
Мотивирование к учебной деятельности
Учитель читает послание , просит ответить на него.
Учитель: Ребята, вчера мне по электронной почте прислали стихотворение, но вот незадача - в нем есть пропуски. Помогите их восстановить. Слушайте внимательно.
« С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с ……………. ………………….
Их забавлял, сей человечий быт –
Понять решили - из чего он состоит
Взял Зевс ……………. Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов».
Вопросы к классу: какие слова здесь пропущены? ( с Олимпа Боги, Боги).
Имена, каких богов упоминаются? (Зевс, Гермес, Аполлон) . В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов? (Египет). Египтяне также с помощью религии объясняли явления природы. Роль богов у древних народов Востока и у древних греков трактуются неоднозначно, в их оценках есть противоречия.
«1 факт: люди почитали богов и не смели им перечить.
2 факт: люди спорили с богами». Сравните эти два положения.
Проблема: Почему греки спорили с богами?
Как бы вы сформулировали тему урока?
Учащиеся формулируют тему урока
Учитель: исходя из темы урока, мы можем определить цель нашего урока, в чем она будет заключаться? ( с привлечением различных источников и точек зрения попытаться дать объективную оценку).
Учащиеся определяют учебные задачи.
Прочитать текст учебника, проанализировать мифы.
Способ достижения намеченной цели
Учитель советует прочитать текс т учебника и ответить на вопросы:
-Что такое религия? ( вера человека в сверхъестественные силы)
-Какие религии существовали в Древнем мире у народов Востока? (религии государств Древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, и.т.д.)
-Какими были ценности и правила жизни греческого полиса? ( Патриотизм был главным в системе духовных ценностей . Житель греческого полиса защищал не какую-то отвлеченную идею, а себя самого, своих близких, свою собственность, свою свободу).
После работы с текстом и вопросами учитель предлагает классу разбиться на группы для выполнения задания.
Поиск решения проблемы с помощью текста учебника, иллюстраций, карт. ( Форма может быть как фронтальная, так и групповая). Сопровождение показа презентаций.
Информационные текстовые ресурсы: 1. Общее понятие мифа и мифологии. 2.ЭОР «Боги и герои Эллады».
Задание для работы в группах
Учитель предлагает учебно-практическую задачу: на основании работы с учебником выясните ( определите):
1)систему взаимоотношений между олимпийскими богами; на какие части делили мир древние греки; сравните с картиной мира древних египтян. В чем сходство и различие?
2)можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?
3)почему некоторые люди стали сомневаться в существовании олимпийских богов?
Учитель переводит учебно-практическую задачу в учебно - познавательную и предлагает учащимся определить пути решения:
-Для выполнения 1 части задания учащиеся читают миф о происхождении мира и богов.
-Для выполнения 2 части задания учащиеся читают мифы об отношениях богов и людей.
-для выполнения работы с 3 частью задания учащиеся работают с текстом учебника « мораль жителей греческих полисов».
Организуя работу , учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения или размышления над уже прочитанным материалом, обращает внимание учащихся на материалы ЭОР.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника, ищут необходимую информацию для выполнения задания, сотрудничая друг с другом.
Физкультминутка: Мы сейчас все дружно встанем
Отдохнем.
Вправо - влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мы, ребятишки!
Замедляем дружно шаг.
И на месте стой, вот так!
А теперь мы сядем дружно
Нам ещё работать нужно.
Закрепление изученного материала:
Учитель предлагает выстроить схему взаимоотношений между олимпийскими богами. Предлагает выполнить задания на базовом и повышенном уровнях.
Практика - с использованием ЭОР «Древнегреческие боги».
Базовый уровень: учитель проецирует на экран имена богов и предлагает разместить в схему.
Повышенный уровень: самостоятельно подобрать имена богов и разместить в схему.
Базовый: ученик читает, анализирует, заполняет схему.
Повышенный : ученик находит имена богов, заполняет схему, дополняет своими примерами ( дает пояснения).
-В чем сходство и различие картины мира древних египтян и древних греков? (греческие боги также олицетворяют Солнце, Небо, Землю. Непохожи тем, что по-разному называются и олицетворяют те силы природы или человеческие качества, которые необходимы для жизни и деятельности).
Базовый: учитель проецирует на экран сферы покровительства богов и предлагает вписать в таблицу имена богов.
Повышенный: самостоятельно распределяют названия богов в группы в зависимости от того, чему покровительствовали.
Взаимопроверка и взаимооценка
Учитель напоминает о правилах взаимодействия в группе и предлагает соседям по парте обменяться выполненными работами, проверить их, оценить, указав на ошибки в случае необходимости.
Творческое задание: « Юный детектив» ( Кто рассказывает так о себе на пиру?)
1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. ( Гера).
2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. ( Аид).
3.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы- нимфы и наяды. Охотники приносят мне жертву первых убитых животных. ( Артемиды).
Базовый: иллюстрирует ответ на вопрос.
Повышенный: самостоятельно сочиняет вопрос. ( рассказ от имени любого бога, богини.)
Фаза рефлексии . (Контролирующее задание) ( предварительное подведение итогов, систематизация информации, ее осмысление). Учащиеся возвращаются к первоначальным записям и представлениям, чтобы проследить путь превращения новой информации в собственное знание).
Учитель задает вопросы, раздает карточки с таблицей и просит вписать ответы, проводит анкетирование.
-Какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценностям древних греков?
(Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов).
-Кого в Греции называли героями и чему нас учат их подвиги? Можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?
( Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям).
- Почему греки часто спорили с богами? ( греки часто спорили с богами потому что боги древнегреческих мифов отличались от людей только бессмертием и магической силой, а в остальном они вели себя как люди, творя добро и зло).
Рефлексия. Оценивание занятия и своего участия
критерии |
оценка |
Доступность. Оценка своего личного участия на занятии и его полезность. Изучение нового материала. |
Низкая -1балл Средняя -3 балла Высокая -5 баллов |
Объем нового материала |
Не достаточный – 1 балл Достаточный - 3 балла Можно увеличить – 5 баллов |
Полученные знания |
Останутся невостребованными -1 балл Смогу применить на занятиях - 3 балла Смогу применить на практике -5 баллов |
Свое личное участие в работе группы оцениваю, как |
Не достаточное - 1 балл Достаточное - 3 балла Активное - 5 баллов |
Работа в группе |
Мешала - 1 балл Не имела значение - 3 балла Помогала - 5 баллов |
От 5 до 9 баллов – не высокий уровень участия и полезности.
От 10 до 19 баллов – средний уровень.
От 20 и выше баллов – высокий уровень.
Оценивание деятельности учащихся в группах учителем.
Умения |
Критерии |
Работа с ключевыми понятиями |
Выделяются важные, четко и полностью определяются – 4 балла. Определяются четко, но не всегда полно – 2 балла. Отбирается незначительное количество – 0 баллов |
Логика изложения |
Использование правильной структуры ответа - 4 балла Частично нарушается – 2 балла. Нарушена последовательность изложения - 0 баллов. |
Манера подачи материала |
Грамотность речи, последовательность, умение говорить -4 балла. Небольшая логическая неточность , повторы слов - 2 балла. Недостаточно разработана – 0 баллов. |
Ценности |
Оценка, самооценка, умение слушать, применение знаний на практике – 4 балла. Знает, но не использует другие точки зрения – 2 балла. Отказ от точки зрения – 0 баллов. |
16 баллов - оцениваются на «отлично»
От 8 до 16 баллов - «хорошо»
От 2 до 7 баллов - «удовлетворительно».
Домашнее задание на выбор:
Базовый: прочтите параграф и составьте сложный план.
Повышенный: сочинить гимны в честь какого-либо бога, используя созданные на урока характеристики.
Высокий: проследить, как отразились в мифах разных народов мира их верования и представления о мире.
( Дополнительно: Какие религии преобладают в вашем городе, области? Какие религии считаются традиционные для России? Почему религиозные сооружения считаются культурным достоянием народов?)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс к ЭОР |
ЭОР «Боги и герои Эллады» http://fcior.edu.ru |
Информационный |
Иллюстрации, текст |
|
Общее понятие мифа и мифологии |
Информационный |
Текст |
|
ЭОР «Древнегреческие боги» http://fcior.edu.ru |
Практический |
Тест |