12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Ирина Валерьевна123
Место работы: МБОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа№2»
Россия, Астраханская обл., село Красный Яр

Тема урока: «Религия древних греков», 5 класс. История Древнего мира.

Тип урока: комбинированный

Формы работы урока: коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска.

Цель: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере конкретного исторического материала и исторических источников.

Обучающиеся смогут познакомиться с религиозными верованиями древних греков, расширить историческое мировоззрение на мифологию Древней Греции, устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания.

Участвовать в дискуссии, уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения с опорой на документы.

Устанавливать коммуникацию, обсуждать в группе, сформировать собственное мнение, задуматься над проблемой отражения в религии общественных отношений.

Планируемые результаты:

Личностные: приобщение к культуре древнего мира, осмысление народного наследия. Формирование мотивации к изучению истории, в процессе рефлексии уметь проводить самооценку, ориентация на выполнение нравственных норм. УУД: ориентация социально-критического мышления, ориентация в системе моральных норм и ценностей. Ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению.

Предметные: знакомство с религиозными взглядами древних греков; предметные действия с учебным материалом. ( УУД познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение). Ученик научиться делать выводы на основе аргументации.

Метапредметные: управление совей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. ( УУД регулятивные: уметь самостоятельно контролировать свое время, развитие навыков прогнозирования, целепологания). Навыки сотрудничества. ( УУД коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в паре, группе). Работа с информацией, учебными моделями; сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий. ( УУД познавательные: умение выделять существенное в работе с текстом, устанавливать причинно- следственные связи). Ученик научиться основам саморегуляции учебной деятельности, учитывать разные мнения, делать умозаключения, выводы на основе аргументации.

Понятийный аппарат: религия, миф, гора Олимп, боги Олимпа, многобожие, иерархия.

Структура и ход урока:

Организационный момент.

Опрос по домашнему заданию . Учащиеся самостоятельно составляют вопросы по пройденному материалу, по теме: « Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые они задают одноклассникам.

Мотивирование к учебной деятельности

Учитель читает послание , просит ответить на него.

Учитель: Ребята, вчера мне по электронной почте прислали стихотворение, но вот незадача - в нем есть пропуски. Помогите их восстановить. Слушайте внимательно.

« С древнейших пор взгляд неподкупно строгий

Бросали на людей с ……………. ………………….

Их забавлял, сей человечий быт –

Понять решили - из чего он состоит

Взял Зевс ……………. Гермеса с Аполлоном

И в колеснице едут к нам со склонов».

Вопросы к классу: какие слова здесь пропущены? ( с Олимпа Боги, Боги).

Имена, каких богов упоминаются? (Зевс, Гермес, Аполлон) . В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов? (Египет). Египтяне также с помощью религии объясняли явления природы. Роль богов у древних народов Востока и у древних греков трактуются неоднозначно, в их оценках есть противоречия.

«1 факт: люди почитали богов и не смели им перечить.

2 факт: люди спорили с богами». Сравните эти два положения.

Проблема: Почему греки спорили с богами?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Учащиеся формулируют тему урока

Учитель: исходя из темы урока, мы можем определить цель нашего урока, в чем она будет заключаться? ( с привлечением различных источников и точек зрения попытаться дать объективную оценку).

Учащиеся определяют учебные задачи.

Прочитать текст учебника, проанализировать мифы.

Способ достижения намеченной цели

Учитель советует прочитать текс т учебника и ответить на вопросы:

-Что такое религия? ( вера человека в сверхъестественные силы)

-Какие религии существовали в Древнем мире у народов Востока? (религии государств Древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, и.т.д.)

-Какими были ценности и правила жизни греческого полиса? ( Патриотизм был главным в системе духовных ценностей . Житель греческого полиса защищал не какую-то отвлеченную идею, а себя самого, своих близких, свою собственность, свою свободу).

После работы с текстом и вопросами учитель предлагает классу разбиться на группы для выполнения задания.

Поиск решения проблемы с помощью текста учебника, иллюстраций, карт. ( Форма может быть как фронтальная, так и групповая). Сопровождение показа презентаций.

Информационные текстовые ресурсы: 1. Общее понятие мифа и мифологии. 2.ЭОР «Боги и герои Эллады».

Задание для работы в группах

Учитель предлагает учебно-практическую задачу: на основании работы с учебником выясните ( определите):

1)систему взаимоотношений между олимпийскими богами; на какие части делили мир древние греки; сравните с картиной мира древних египтян. В чем сходство и различие?

2)можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?

3)почему некоторые люди стали сомневаться в существовании олимпийских богов?

Учитель переводит учебно-практическую задачу в учебно - познавательную и предлагает учащимся определить пути решения:

-Для выполнения 1 части задания учащиеся читают миф о происхождении мира и богов.

-Для выполнения 2 части задания учащиеся читают мифы об отношениях богов и людей.

-для выполнения работы с 3 частью задания учащиеся работают с текстом учебника « мораль жителей греческих полисов».

Организуя работу , учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения или размышления над уже прочитанным материалом, обращает внимание учащихся на материалы ЭОР.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника, ищут необходимую информацию для выполнения задания, сотрудничая друг с другом.

Физкультминутка: Мы сейчас все дружно встанем

Отдохнем.

Вправо - влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, мы, ребятишки!

Замедляем дружно шаг.

И на месте стой, вот так!

А теперь мы сядем дружно

Нам ещё работать нужно.

Закрепление изученного материала:

Учитель предлагает выстроить схему взаимоотношений между олимпийскими богами. Предлагает выполнить задания на базовом и повышенном уровнях.

Практика - с использованием ЭОР «Древнегреческие боги».

Базовый уровень: учитель проецирует на экран имена богов и предлагает разместить в схему.

Повышенный уровень: самостоятельно подобрать имена богов и разместить в схему.

Базовый: ученик читает, анализирует, заполняет схему.

Повышенный : ученик находит имена богов, заполняет схему, дополняет своими примерами ( дает пояснения).

-В чем сходство и различие картины мира древних египтян и древних греков? (греческие боги также олицетворяют Солнце, Небо, Землю. Непохожи тем, что по-разному называются и олицетворяют те силы природы или человеческие качества, которые необходимы для жизни и деятельности).

Базовый: учитель проецирует на экран сферы покровительства богов и предлагает вписать в таблицу имена богов.

Повышенный: самостоятельно распределяют названия богов в группы в зависимости от того, чему покровительствовали.

Взаимопроверка и взаимооценка

Учитель напоминает о правилах взаимодействия в группе и предлагает соседям по парте обменяться выполненными работами, проверить их, оценить, указав на ошибки в случае необходимости.

Творческое задание: « Юный детектив» ( Кто рассказывает так о себе на пиру?)

1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. ( Гера).

2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. ( Аид).

3.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы- нимфы и наяды. Охотники приносят мне жертву первых убитых животных. ( Артемиды).

Базовый: иллюстрирует ответ на вопрос.

Повышенный: самостоятельно сочиняет вопрос. ( рассказ от имени любого бога, богини.)

Фаза рефлексии . (Контролирующее задание) ( предварительное подведение итогов, систематизация информации, ее осмысление). Учащиеся возвращаются к первоначальным записям и представлениям, чтобы проследить путь превращения новой информации в собственное знание).

Учитель задает вопросы, раздает карточки с таблицей и просит вписать ответы, проводит анкетирование.

-Какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценностям древних греков?

(Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов).

-Кого в Греции называли героями и чему нас учат их подвиги? Можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?

( Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям).

- Почему греки часто спорили с богами? ( греки часто спорили с богами потому что боги древнегреческих мифов отличались от людей только бессмертием и магической силой, а в остальном они вели себя как люди, творя добро и зло).

Рефлексия. Оценивание занятия и своего участия

критерии

оценка

Доступность. Оценка своего личного участия на занятии и его полезность. Изучение нового материала.

Низкая -1балл

Средняя -3 балла

Высокая -5 баллов

Объем нового материала

Не достаточный – 1 балл

Достаточный - 3 балла

Можно увеличить – 5 баллов

Полученные знания

Останутся невостребованными -1 балл

Смогу применить на занятиях - 3 балла

Смогу применить на практике -5 баллов

Свое личное участие в работе группы оцениваю, как

Не достаточное - 1 балл

Достаточное - 3 балла

Активное - 5 баллов

Работа в группе

Мешала - 1 балл

Не имела значение - 3 балла

Помогала - 5 баллов

От 5 до 9 баллов – не высокий уровень участия и полезности.

От 10 до 19 баллов – средний уровень.

От 20 и выше баллов – высокий уровень.

Оценивание деятельности учащихся в группах учителем.

Умения

Критерии

Работа с ключевыми понятиями

Выделяются важные, четко и полностью определяются – 4 балла.

Определяются четко, но не всегда полно – 2 балла.

Отбирается незначительное количество – 0 баллов

Логика изложения

Использование правильной структуры ответа - 4 балла

Частично нарушается – 2 балла.

Нарушена последовательность изложения - 0 баллов.

Манера подачи материала

Грамотность речи, последовательность, умение говорить -4 балла.

Небольшая логическая неточность , повторы слов - 2 балла. Недостаточно разработана – 0 баллов.

Ценности

Оценка, самооценка, умение слушать, применение знаний на практике – 4 балла.

Знает, но не использует другие точки зрения – 2 балла.

Отказ от точки зрения – 0 баллов.

16 баллов - оцениваются на «отлично»

От 8 до 16 баллов - «хорошо»

От 2 до 7 баллов - «удовлетворительно».

Домашнее задание на выбор:

Базовый: прочтите параграф и составьте сложный план.

Повышенный: сочинить гимны в честь какого-либо бога, используя созданные на урока характеристики.

Высокий: проследить, как отразились в мифах разных народов мира их верования и представления о мире.

( Дополнительно: Какие религии преобладают в вашем городе, области? Какие религии считаются традиционные для России? Почему религиозные сооружения считаются культурным достоянием народов?)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс к ЭОР

ЭОР «Боги и герои Эллады»

http://fcior.edu.ru

Информационный

Иллюстрации, текст

http://fcior.edu.ru/card/13391/bogi-i-geroi-ellady.html

Общее понятие мифа и мифологии

Информационный

Текст

http://www.1astrolog.ru/articles/myths/1.html

ЭОР «Древнегреческие боги»

http://fcior.edu.ru

Практический

Тест

http://fcior.edu.ru/card/26858/drevnegrecheskie-bogi.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.