12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Батаева Светлана Александровна27

21 век – век прогресса инновационных идей и технологий. За обычной суетой некогда остановиться и посмотреть по сторонам.

Современный человек воспринимает природу, смену времен года как должное и это неправильно. Многое необычное и интересное остается незамеченным.

Исследовательница детского фольклора Галина Дайн пишет в своей книге «Детский народный календарь»:

«Большинство из нас – городские жители. Находясь в своих квартирах, мы почти перестали ощущать великую радость пребывания в нашем общем доме – в Природе…»

И здесь нам, педагогам, на помощь приходят народные традициях и правила, по которым веками жила Россия.

К традициям относится и знание дней народного календаря.


Обратимся к народному календарю

22 декабря (9 декабря) день Анны зимней (темной). Этот день был почитаем у пчеловодов.

Прежде чем знакомить детей с каким-либо информацией, обязательно пополняю свои знания. Надеюсь вам тоже будет интересна история возникновения пчеловодства на Дону.

Как же появилось пчеловодство на Дону?

Как известно, землепашеством и любым другим занятием, кроме военного дела, на Дону до конца 17 в. не занимались, более того, людей, пытавшихся обрабатывать землю и сеять хлеб, наказывали. Об этом говорится, например, в войсковой грамоте от 9 марта 1690 г.: "...есть ли кто станет пахать землю и сеять хлеб, и того бить до смерти".

В 18 в. ситуация изменилась, и казаки уже могли, не опасаясь репрессий, заниматься земледелием. Желающие пахать землю и сеять хлеб уходили на хутора. Здесь интересный факт: если повсеместно жизнь зарождалась с небольших поселений, на Дону оказалось наоборот, сначала возникали станы (станицы), а потом только хутора.

Когда голову казака покрывала благородная седина, он отходил от военных дел и начинал заниматься пчеловодством. Это занятие было в почете среди казаков, так как пчела — божья букашка, а пасечник — «угодный Богу человек».

Наши с вами предки, употребляли мёд и для лечения: если горло заболело - полоскали его тёплой водой с мёдом; если насморк - клали маленькие кусочки мёда в нос. Но лучше всего мёд лечит, когда его едят. В нём много полезных витаминов и др. полезных веществ.

Дети знакомились с информацией о казаках-пчеловодах и пчелах во время изучения лексических тем «Насекомые» и «Профессии», в беседах о ремеслах казаков. Опережая ваш вопрос о том что и когда, в каком режимном моменте можно рассказать о пчелах и пчеловодах, я хочу вам напомнить о замечательном моменте как наблюдение: за живой и неживой природой, и труд людей.

На помощь педагогу приходят технические средства обучения, так как мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию - использование современных информационных технологий.

Все знания дети получали от тетушки Пчелы, которая появлялась на экране компьютера, планшета или интерактивной доски.

Сегодня я хочу вам предложить подборку игр и игровых упражнений по использование компьютерных игр и упражнений в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Я в названий темы упоминала слово сказка. Слово сказать у казаков употреблялось немного в другом варианте, казаки не сказывали, а баили.

Поэтому я вам предлагаю послушать и принять участие в байках тетушки Пчелы.

Первая байка называется Пожужжим?

Она направлена на совершенствование умения составлять рассказ-описание о пчелах по серии картинок.

Кто это?Какая по внешнему виду?

-Назовите части тела. Если есть крылья, то она может....

-Какой звук издает в полете?

-Где живет?

-Как живут пчелы?

-Чем питается? Как?

-Какую пользу приносят?

-Что делает в зимнее время?

Дальше мы попадаем в Медовую лавку.

Взрослые знают, что бывает большое количество сортов меда, а большинство детей на вопрос где пчелы собирают нектар ответят на цветочках. Если вы им предложите картинки с изображением дерева, то они не выберут в качестве медоноса.

Узнаем какой бывает мед.

Работа по словообразованию

Совершенствование практического навыка образования и употребления им. прилагательных от им. существительных

Что делает пчела?

Совершенствование навыка составления предложений со зрительной опорой

Пчелка-грамотейка.

Активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, подготовка к обучению грамоте

Вот то небольшое количество игровых упражнений, направленных на развитие речи и познавательных процессов детей.

Хочется отметить, что изучение народных и православных праздников, знакомство с народным календарем, составит у детей представление о русской культуре, разнообразии её традиций, богатстве, красоте и силе духа русского человека, наполнит его гордостью за великую страну Россию; научит использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни, что послужит преемственности и неразрывности традиций нашего народа, глубокой духовной связи прошлого, настоящего и будущего.

Неизвестно, каким будет человек через 100 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скраб праздников, обрядов, традиций – тогда он всё забудет и всему разучится и должен будет всё начинать сначала.

В.О. Ключевский.

Слова русского историка Василия Осиповича Ключевского, который ушел из жизни в 1911г., актуальны и сейчас, надеюсь, что педагоги приложат все свои усилия, чтобы этот скраб, багаж традиций передавался и дальше, а не замещался чуждыми нам устоями.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.