Тема НОД «Ремесло в Карачаево - Черкесской Республике»
Тема НОД: «Ремесло в КЧР»
Цель: Знакомство с ремеслами народов КЧР, воспитание интереса и уважения к людям труда.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
Формировать навыки работы с различными материалами.
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Учить видеть красоту , своеобразие и самобытность изделий.
Вызвать у детей желание побыть в роли народных мастеров.
Познавательное развитие:
Обобщить знания детей о народных ремеслах КЧР. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа и его умельцев.
Социально-коммуникативное развитие:
Продолжать воспитывать в детях любовь и интерес к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству. Воспитывать дружеские отношения, толерантность.
Речевое развитие:
Побуждать к стремлению составлять рассказы. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно.
Физическое развитие:
Развитие мелкой моторики рук.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций о мастерах и ремесле в Карачаево - Черкесии.
Выставка «Народная вышивка»
Экскурсия в музей «Казачья горница» и в «Карачаевскую избу»
Беседа о культуре и традициях народов КЧР.
Беседа «Хлеб да соль вам, гости дорогие»(предметы быта).
Беседа «Кружева», «Лоскутное одеяло».
Презентация «Плетение кружев»
Лепка «Пряники печатные»
Игра «Пирог»
Материал и оборудование:
Ход НОД.
Вос-ль: Ребята, настал новый день. Как хорошо. Что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы, дружны.
Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками с нашими гостями и друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
( На экране заставка; с национальной музыкой о КЧР)
Вос-ль: Сегодня мы с вами будем говорить о народных промыслах нашей республики. Как называется наша республика? * Наша республика называется - Карачаево –Черкесская республика.
Вос-ль: Карачаево - Черкесия – это республика, у которой есть три сокровища. Давайте их вспомним: * Первое сокровище – земля, горы, леса, равнины. *Второе сокровище – вода, реки, озера. * Третье сокровище – люди; дружные, гостеприимные, трудолюбивые.
Вос-ль: Люди каких национальностей проживают в нашей дружной республике?
Вос-ль: А скажите мне, любите ли вы ходить в гости? Вот сегодня я приглашаю вас с вашим замечательным настроением в гости в город Мастеров. В мир красоты и Добра, в мир удивительных творений народных промыслов Карачаево –Черкессии. И предлагаю вспомнить те виды декоративно-прикладного искусства, с которыми вы уже знакомы.
Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Аж захватывает дух!
А теперь проходите в город и посмотрите, какие в этом городе красивые дома, и в каждом представлены изделия народных мастеров-умельцев. Вот какие мастера изготовили эти изделия, мы сейчас и вспомним.
Давайте пройдем к карачаевскому двору. Наиболее развитым видом народного искусства карачаевцев было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитье, вязание.
Ребенок: Узорные войлочные ковры - кийзы служили и украшением в доме и постелью, были необходимой принадлежностью народных обрядов, входили в состав приданого. Сложенные стопками на полках жилища, они говорили не только о достатке в семье, но и трудолюбии ее женщин. Ведь именно руками мастериц из поколения в поколение передавались секреты изготовления ковров, и все богатство их орнаментов и узоров.
Вос-ль: А теперь обратите внимание на вязаные предметы. Перечислите их, пожалуйста.
Дети: Шапочки, шарфы, кофты, игрушки, вазочки, салфетки.
Вос-ль: Кто из вас наблюдал за работой вязальщиц? Чем они вяжут?
Дети: крючками, спицами.
Вос-ль: Доставляют ли они нам радость и удовольствие своей работой?
Дети: Вязаные вещи- носки, кофты, шарфы- теплые, нарядные, красивые, мы их носим в холодную погоду.
Вязаные вещи могут служить украшением: это салфетки, вазочки, воротники, а еще бывают вязаные игрушки. Их вяжут крючком, они нам очень нравятся, потому что забавные, красивые, симпатичные.
Вос-ль: Нас поджидают в черкесском подворье. Черкесы славились работой по дереву, изготовлению керамических изделий, седел, войлока, чеканок.
Ребенок: Чеканка – это один из способов художественной обработки металла специальными инструментами. Искусные мастера делали удивительные красивые чеканные браслеты, чаши, подносы и пояса.
Ребенок: Это предметы гончарного искусства. Мастеров, которые изготовляли свои изделия из глины, называли гончарами. Заготовленную глину клали на гончарный круг, круг вращался, и мастер комку глины придавал нужную форму, превращая его в задуманное изделие; например –это мог быть кувшин. Когда кувшин был готов, его сушили на сквозняке, а затем обжигали в специальных печах. После обжига изделие шлифовали и покрывали лаком. Готовые изделия называются керамическими. Керамические изделия очень красивы и необходимы в быту. Это различные вазы, кувшины, игрушки.
Вос-ль: Слышите задорную казачью музыку? Давайте отправимся к следующему дому. Ребята, какими качествами должны были обладать мастера умельцы, чтобы сделать такие красивые и полезные вещи.
Ребенок: Они должны быть старательными, усидчивыми, внимательными, уметь фантазировать.
Ребенок: Казаки окружали себя красивыми вещами. Искусство вышивания всегда ценилось в каждом доме. Вышитые узоры не только украшали одежду, скатерти, постельное бельё, но и служили оберегами от злых сил. Вышивальщицы используют цветные нитки, различные иглы. Материал у них нежный и мягкий. Поэтому изделия получаются легкие, воздушные, яркие.
Вос-ль: А теперь взгляните сюда. Как называется этот вид искусства? (плетение)
Ребенок: Казак на все руки мастак. Корзины плели из веток ивы и вербы. Редкое хозяйство обходилось без удобных корзин для овощей и рыбы. Навыки плетения корзин передавались от отца к сыну. Изделия из лозы прочные, но легкие и удобные.
Вос-ль: Какие изделия можно изготовить способом плетения?
Дети: Сумочки, вазы, хлебницы.
Вос-ль: Правильно, молодцы. А сейчас немного поиграем на деревянных ложках, которые тоже вырезали мастера-умельцы.
Наши ложки- лучший сувенир, Наши ложки- знает целый мир, Мы для вас сейчас сыграем. Вы пляшите от души- наши ложки хороши!
Физминутка.
Вос-ль: А вот и последний дом в городе мастеров. Посмотрите как он украшен, каким узором? Кто здесь может поселиться? Как его можно назвать, если в нем будут жить все народы нашей республики.
Давайте назовем его – Дом Дружбы. И сейчас я вам предлагаю стать настоящими мастерами и наполнить наш дом Дружбы красивыми изделиями. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где вас уже ждет хозяйка мастерской Лидия Васильевна.
Вос-ль: Добро пожаловать гости дорогие! Вы уже познакомились с различными видами ремесел нашей республики и можете показать свои умения. В моей мастерской есть все необходимое для украшения рушника, чеканки и плетения ковров. Выбирайте себе дело по душе. ( Дети садятся)
А теперь скажите мне какие самые главные инструменты у нас в работе?
Дети: Это наши руки.
Вос-ль: Совершенно верно! Давайте их немножко разогреем.
Вот все пальчики мои –их как хочешь поверни И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. Раз, два, три, четыре, пять. ( хлопаем) Не сидится им опять. ( Встряхиваем кистями) Постучали, повертели И работать захотели.
( под тихую музыку дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, оказывает индивидуальную помощь) ( Я подхожу к столу и говорю пословицы)
Если очень стараться - будет все получаться.
Будет терпенье - будет и уменье.
Работу делать не спеши, нельзя ее делать без души.
Вос-ль:Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными.
И помните: у хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
Вос-ль: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Все ли изделия красивые аккуратные. А теперь: кто трудился от души- веселись да пляши!
Вос-ль: Молодцы! Я считаю, что вы настоящие мастера. Ваши работы получились такие яркие, красивые, веселые. Спасибо вам за труд! А теперь свои работы мы поместим в Дом Дружбы.
Танец «Полюшка Параня»
Итог.
Где мы с вами побывали?
Что вам больше всего понравилось?