Тема НОД «Ремесло в Карачаево - Черкесской Республике»

1
0
Материал опубликован 23 September 2020

Тема НОД: «Ремесло в КЧР»

Цель: Знакомство с ремеслами народов КЧР, воспитание интереса и уважения к людям труда.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

Формировать навыки работы с различными материалами.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Учить видеть красоту , своеобразие и самобытность изделий.

Вызвать у детей желание побыть в роли народных мастеров.

Познавательное развитие:

Обобщить знания детей о народных ремеслах КЧР. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа и его умельцев.

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать воспитывать в детях любовь и интерес к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству. Воспитывать дружеские отношения, толерантность.

Речевое развитие:

Побуждать к стремлению составлять рассказы. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно.

Физическое развитие:

Развитие мелкой моторики рук.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий, иллюстраций о мастерах и ремесле в Карачаево - Черкесии.

Выставка «Народная вышивка»

Экскурсия в музей «Казачья горница» и в «Карачаевскую избу»

Беседа о культуре и традициях народов КЧР.

Беседа «Хлеб да соль вам, гости дорогие»(предметы быта).

Беседа «Кружева», «Лоскутное одеяло».

Презентация «Плетение кружев»

Лепка «Пряники печатные»

Игра «Пирог»

Материал и оборудование:

Ход НОД.

Вос-ль: Ребята, настал новый день. Как хорошо. Что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы, дружны.

Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками с нашими гостями и друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

( На экране заставка; с национальной музыкой о КЧР)

Вос-ль: Сегодня мы с вами будем говорить о народных промыслах нашей республики. Как называется наша республика? * Наша республика называется - Карачаево –Черкесская республика.

Вос-ль: Карачаево - Черкесия – это республика, у которой есть три сокровища. Давайте их вспомним: * Первое сокровище – земля, горы, леса, равнины. *Второе сокровище – вода, реки, озера. * Третье сокровище – люди; дружные, гостеприимные, трудолюбивые.

Вос-ль: Люди каких национальностей проживают в нашей дружной республике?

Вос-ль: А скажите мне, любите ли вы ходить в гости? Вот сегодня я приглашаю вас с вашим замечательным настроением в гости в город Мастеров. В мир красоты и Добра, в мир удивительных творений народных промыслов Карачаево –Черкессии. И предлагаю вспомнить те виды декоративно-прикладного искусства, с которыми вы уже знакомы.

Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Аж захватывает дух!

А теперь проходите в город и посмотрите, какие в этом городе красивые дома, и в каждом представлены изделия народных мастеров-умельцев. Вот какие мастера изготовили эти изделия, мы сейчас и вспомним.

Давайте пройдем к карачаевскому двору. Наиболее развитым видом народного искусства карачаевцев было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитье, вязание.

Ребенок: Узорные войлочные ковры - кийзы служили и украшением в доме и постелью, были необходимой принадлежностью народных обрядов, входили в состав приданого. Сложенные стопками на полках жилища, они говорили не только о достатке в семье, но и трудолюбии ее женщин. Ведь именно руками мастериц из поколения в поколение передавались секреты изготовления ковров, и все богатство их орнаментов и узоров.

Вос-ль: А теперь обратите внимание на вязаные предметы. Перечислите их, пожалуйста.

Дети: Шапочки, шарфы, кофты, игрушки, вазочки, салфетки.

Вос-ль: Кто из вас наблюдал за работой вязальщиц? Чем они вяжут?

Дети: крючками, спицами.

Вос-ль: Доставляют ли они нам радость и удовольствие своей работой?

Дети: Вязаные вещи- носки, кофты, шарфы- теплые, нарядные, красивые, мы их носим в холодную погоду.

Вязаные вещи могут служить украшением: это салфетки, вазочки, воротники, а еще бывают вязаные игрушки. Их вяжут крючком, они нам очень нравятся, потому что забавные, красивые, симпатичные.

Вос-ль: Нас поджидают в черкесском подворье. Черкесы славились работой по дереву, изготовлению керамических изделий, седел, войлока, чеканок.

Ребенок: Чеканка – это один из способов художественной обработки металла специальными инструментами. Искусные мастера делали удивительные красивые чеканные браслеты, чаши, подносы и пояса.

Ребенок: Это предметы гончарного искусства. Мастеров, которые изготовляли свои изделия из глины, называли гончарами. Заготовленную глину клали на гончарный круг, круг вращался, и мастер комку глины придавал нужную форму, превращая его в задуманное изделие; например –это мог быть кувшин. Когда кувшин был готов, его сушили на сквозняке, а затем обжигали в специальных печах. После обжига изделие шлифовали и покрывали лаком. Готовые изделия называются керамическими. Керамические изделия очень красивы и необходимы в быту. Это различные вазы, кувшины, игрушки.

Вос-ль: Слышите задорную казачью музыку? Давайте отправимся к следующему дому. Ребята, какими качествами должны были обладать мастера умельцы, чтобы сделать такие красивые и полезные вещи.

Ребенок: Они должны быть старательными, усидчивыми, внимательными, уметь фантазировать.

Ребенок: Казаки окружали себя красивыми вещами. Искусство вышивания всегда ценилось в каждом доме. Вышитые узоры не только украшали одежду, скатерти, постельное бельё, но и служили оберегами от злых сил. Вышивальщицы используют цветные нитки, различные иглы. Материал у них нежный и мягкий. Поэтому изделия получаются легкие, воздушные, яркие.

Вос-ль: А теперь взгляните сюда. Как называется этот вид искусства? (плетение)

Ребенок: Казак на все руки мастак. Корзины плели из веток ивы и вербы. Редкое хозяйство обходилось без удобных корзин для овощей и рыбы. Навыки плетения корзин передавались от отца к сыну. Изделия из лозы прочные, но легкие и удобные.

Вос-ль: Какие изделия можно изготовить способом плетения?

Дети: Сумочки, вазы, хлебницы.

Вос-ль: Правильно, молодцы. А сейчас немного поиграем на деревянных ложках, которые тоже вырезали мастера-умельцы.

Наши ложки- лучший сувенир, Наши ложки- знает целый мир, Мы для вас сейчас сыграем. Вы пляшите от души- наши ложки хороши!

Физминутка.

Вос-ль: А вот и последний дом в городе мастеров. Посмотрите как он украшен, каким узором? Кто здесь может поселиться? Как его можно назвать, если в нем будут жить все народы нашей республики.

Давайте назовем его – Дом Дружбы. И сейчас я вам предлагаю стать настоящими мастерами и наполнить наш дом Дружбы красивыми изделиями. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где вас уже ждет хозяйка мастерской Лидия Васильевна.

Вос-ль: Добро пожаловать гости дорогие! Вы уже познакомились с различными видами ремесел нашей республики и можете показать свои умения. В моей мастерской есть все необходимое для украшения рушника, чеканки и плетения ковров. Выбирайте себе дело по душе. ( Дети садятся)

А теперь скажите мне какие самые главные инструменты у нас в работе?

Дети: Это наши руки.

Вос-ль: Совершенно верно! Давайте их немножко разогреем.

Вот все пальчики мои –их как хочешь поверни И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. Раз, два, три, четыре, пять. ( хлопаем) Не сидится им опять. ( Встряхиваем кистями) Постучали, повертели И работать захотели.

( под тихую музыку дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, оказывает индивидуальную помощь) ( Я подхожу к столу и говорю пословицы)

Если очень стараться - будет все получаться.

Будет терпенье - будет и уменье.

Работу делать не спеши, нельзя ее делать без души.

Вос-ль:Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными.

И помните: у хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Вос-ль: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Все ли изделия красивые аккуратные. А теперь: кто трудился от души- веселись да пляши!

Вос-ль: Молодцы! Я считаю, что вы настоящие мастера. Ваши работы получились такие яркие, красивые, веселые. Спасибо вам за труд! А теперь свои работы мы поместим в Дом Дружбы.

Танец «Полюшка Параня»

Итог.

Где мы с вами побывали?

Что вам больше всего понравилось?


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.