Конспект-урока и презентация «Изготовление декоративной заплаты-аппликации» (5 класс)
Место работы |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №6 г. Саратова». |
ФИО автора |
Медведева Елена Александровна |
должность |
Учитель-дефектолог |
Предмет/направление работы |
Труд (технология) Коррекционно-развивающее |
Категория обучающихся для которых предназначен конспект урока с презентацией. |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс (1 Вариант) |
Тема занятия |
«Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации» |
Цель занятия |
Формировать умение учащихся выполнять наложение заплаты в виде аппликации.
|
Задачи: |
Образовательные: ознакомить обучающихся с различными видами заплат, этапами изготовления накладной заплаты - аппликации; Развивающие: продолжить развивать внимательность и аккуратность в работе, получить сведения об уходе за одеждой и её ремонте, формирование умений выполнения ремонта одежды с использованием аппликации. Развивать умение самостоятельно сравнивать различные предметы Воспитательные: содействовать воспитанию трудолюбия, бережного отношение к одежде, аккуратности в работе, заинтересованности в конечном результате. Воспитывать трудолюбие, активность, усидчивость. Коррекционные: развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение, внимание; корректировать речь обучающихся.
|
Тип занятия |
Урок систематизации знаний |
Место презентации в рамках данного занятия |
Презентация предназначена для использования на уроках труда (технологии) в 5 классах при изучении новой темы «Ремонт одежды» Изучение темы «Ремонт одежды» в коррекционной школе нужно для формирования навыков, необходимых учащимся в быту. Они учатся выполнять различные виды ремонта одежды Также изучение этой темы позволяет: Сформировать правильный подход к ремонту одежды. Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнять посильный ремонт, что имеет большое воспитательное воздействие. Развивать память, мышление и мелкую моторику рук. Воспитывать точность и аккуратность при выполнении ремонта одежды, трудолюбие, бережное отношение к одежде и эстетический вкус. Кроме того, изучение темы «Ремонт одежды» помогает закрепить знания о профессии швейного производства. |
/data/files/d1729236524.pptx ("Ремонт одежды Наложение заплата в виде аппликации")
Из опыта своей работы могу отметить, что использование ИКТ на уроках труда (технологии) в швейной мастерской способствует повышению эффективности обучения, позволяет формировать и развивать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) ключевые компетенции как: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Тема урока: «Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации».
Цель: Формировать умение учащихся выполнять наложение заплаты в виде аппликации.
Задачи урока:
образовательная: ознакомить обучающихся с различными видами заплат, этапами изготовления накладной заплаты - аппликации;
развивающая: продолжить развивать внимательность и аккуратность в
работе, получить сведения об уходе за одеждой и её ремонте,
формирование умений выполнения ремонта одежды с использованием
аппликации;
воспитательная: содействовать воспитанию трудолюбия, бережного
отношение к одежде, аккуратности в работе, заинтересованности в конечном результате; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
коррекционная: развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение, внимание; корректировать речь обучающихся.
Оборудование: швейные машины, раздаточный материал.
Материалы: инструменты, оборудование, материалы: хлопчатобумажная ткань, иголка, нитки, портновский мел, ножницы, швейная машина, гладильная доска, утюг, раздаточный материал, образцы поэтапного выполнения аппликации; инструкционно-технологические карты “Наложение заплаты в виде аппликации”.
Тип урока. Сообщение новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности класса и учащихся к уроку.
Психологический настрой учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся для дальнейшей работы.
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
Сообщение новых знаний.
Актуализация учебного материала.
Проблемная ситуация (Слайд 2)
Что, по вашему мнению, произошло у мальчика? А у Вас такое случальсь? Как действовать в такой ситуации?
Обсуждение проблемы с учащимися
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со способами ремонта одежды
- Ребята, а вам раньше приходилось ремонтировать одежду?
Вот мы сейчас и проверим, какие виды ремонта одежды вы знаете.
Ответы детей.
- Ремонт в месте разрыва ткани, ремонт по распоровшемуся шву,
штопка, наложение заплаты на порванное место ,пришивание вешалки,
пришивание пуговиц. (СЛАЙД 3)
Учитель вывешивает на доске виды ремонта одежды.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со способами ремонта одежды, повторим уже известные виды ремонта, будем учиться выполнять ремонт одежды накладной заплатой в виде аппликации на образце.
А тема нашего урока звучит так: «Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации». (СЛАЙД 4)
-Скажите, какая цель нашего урока?
Ответы детей
Девизом нашего урока будут такие слова: «Где аккуратность там и опрятность» (СЛАЙД 5)
Девочки, как вы понимаете это выражение?
Да, самое главное в нашем внешнем виде – это аккуратность.
Бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считались большим достоинством человека. С аккуратным человеком общаться намного приятнее, чем с неряшливым. И чтобы с вами было приятно общаться, вы тоже должны содержать свои вещи в хорошем состоянии и бережно к ним относиться. Вовремя их стирать, чистить, ремонтировать, утюжить.
3.Рассказ учителя по теме урока.
Одежда иногда требует ремонта, вовремя сделанный ремонт одежды, продлевает срок её носки, экономит наш бюджет, и вы сможете ещё какое – то время радоваться своей любимой вещи.
При ремонте износившиеся участки, детали одежды заменяются новыми: применяется художественная штопка и клеевые способы ремонта изделия.
Но когда место повреждения небольшое, ремонт сделать легко. А как быть, если вырван большой клочок ткани или ткань протёрлась при носке на видном месте? В таких случаях нам на помощь приходят заплаты, которые закрывают собой повреждённые места.
- Как вы думаете, что обозначает слово заплата?
Слово славянского происхождения, производное от латать, чинить.(СЛАЙД 6) Значение слова заплата в наше время: кусок ткани, пришиваемый на одежде в том месте, где она износилась или повредилась в процессе носки. (Запись определения в тетрадь). (СЛАЙД 7)
Заплаты следует ставить аккуратно, стараться, чтобы они были как можно менее заметны. Её можно обработать так хитро, что никто и не догадается, что это заплата. Вот в этом случае к нам на помощь приходит заплата – аппликация.
- Ребята, а кто знает, что такое аппликация?
Аппликация — с латинского «прикладывание» Так называется прием отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала который будет выделяться на фоне основного. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки (СЛАЙД 8) Аппликация может быть отделкой в лёгком платье. Чаще всего аппликация применяется в качестве отделки детской одежды.
СЛОВАРЬ: аппликация
Термоаппликация – это переводная картинка на бумажной или пленочной основе, которая переводится с помощью утюга на текстиль, керамику и другие материалы.
Термоаппликация, просто аппликация, отделанная вышивкой, стразами и т.д. показ образцов аппликаций. Можно сделать аппликацию самим, взять вырезать мотив с шерстяного платка, джинсы или другой ткани, кожи и т.д.
Где же её взять? Можно купить в магазине, сейчас есть большой выбор.
Словарь: термоаппликация
Учитель:
– Как вы думаете, какой формы может быть заплата – аппликация? (Ответы детей : геометрическая фигура, цветок, игрушка) (СЛАЙД 9, 10)
– Кто знает, как можно прикрепить заплату – аппликацию? (Ответы детей – машинной строчкой прямой или зигзагообразной строчкой, ручными стежками) Рассмотрите образцы заплат – аппликаций. Какими стежками выполнены заплаты-аппликации на образцах? (СЛАЙД 12)
– Где нужно прокладывать машинные и ручные строчки? (Ответы детей – по краю или по контуру)
От чего зависит выбор рисунка для аппликации? (Ответы детей: от размера изношенного места, от цвета изделия, от предпочтений хозяина )
(СЛАЙД 13 ,14) При выполнении заплаты - аппликации необходимо знать:
- долевые нити на заплате и на ремонтируемом изделии должны совпадать, иначе после стирки, ткань изделия и заплаты даст усадку в разных направлениях и отремонтированная вещь будет выглядеть неаккуратно, ткань будет стянута;
- нитки для выполнения работы подбирают в цвет заплаты;
- заплата по размеру должна быть больше места разрыва в два раза. (СЛАЙД 15)
Для выполнения такой заплаты подойдёт любая плотная ткань, мягкая кожа или клеёнка контрастного цвета или в цвет изделия.
Выбор материала зависит от материала ремонтируемого изделия.
Сегодня вы будете выполнять накладную заплату в мастерской, где есть производственные машины, и этот ремонт вам доступен. Однако иногда ремонт или обновление одежды трудно выполнить в домашних условиях. Тогда на помощь приходят специальные предприятия службы быта – ателье и мастерские по ремонту одежды. Они выполняют работу по обновлению, ремонту, лицовке одежды. Такие предприятия есть в городах, районных центрах и в сельской местности.(СЛАЙД 16)
Физминутка. Гимнастика для укрепления глазных мышц по Аветисову Э.С.
III. Практическая работа « Наложение заплаты в виде аппликации на образце».
1.Разбор практической работы
Дети читают и разбирают план практической работы .
План работы:
1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны.
2. Раскроить деталь заплаты выбранной формы.
3.Наложить шаблон изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.
4 Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми ручными стежками или зигзагообразной строчкой, удалить нитки строчек временного назначения Приутюжить образец.
2 Дать задание по группам
-Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.
1 группа – пришивают заплату аппликацию ручными стежками.
2 группа пришивают заплату - аппликацию машинной зигзагообразной строчкой
Но прежде, чем начать работать, давайте вместе выясним, какие инструменты, и материалы нам понадобятся для выполнения практической работы. Для работы на уроке нужны инструменты и оборудование, а какие мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
А) Всех на свете одевает,
Что сошьет, не надевает.
( иголка)
Б) Инструмент бывалый,
Не большой, не малый.
У него полно забот
Он и режет и стрижет.
( ножницы)
В) Гладит все, что касается,
А дотронешься, кусается.
( утюг)
Г) На поляне шерстяной,
Пляшет тонконожка.
Из – под туфельки стальной,
Выползает стежка.
( швейная машина)
Повторение правил техники безопасности. (СЛАЙД 26)
3 Практическая работа
VI Анализ и оценка работы.
Проверка качества работы: учащиеся проверяют (сравнивают) свои работы с образцом. (СЛАЙД 29)
* Заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань;
* Ручные стежки ровные, частые
* Образец хорошо приутюжен.
Учащиеся анализируют свою работу по параметрам качества и критериям выставляют себе оценку. Самооценка работ по требованию к качеству, оценка работ в парах, оценка учителя.
IV. Закрепление нового материала.
Закрепление нового материала.
«Заплата – аппликация».
-Составление последовательности выполнения заплаты – аппликации
Девочки делятся на 2 группы. 1.Одна группа составляет последовательность по пунктам перепутанного плана.
2.Другая группа размещает образцы предметно - инструкционной карты в порядке их выполнения. Затем сравнивают.
III Подведение итогов
Девочки отвечают на вопросы учителя:
На уроке я узнала…..
На уроке было……
Что мне этот урок дал для жизни?
Учитель: Итак, сегодня на уроке швейного дела мы с вами узнали …
- что называется заплатой;
- повторили виды ремонта одежды;
- узнали, для чего нужен ремонт одежды;
- познакомились с видами заплат;
- научились накладывать заплату - аппликацию на изделие;
- узнали последовательность выполнения заплаты – аппликации.
- Как думаете, вам пригодится в жизни этот вид работы?
Говоря о бережливости и экономии, мы невольно вспоминаем пословицу, которой и хотелось бы закончить урок.
«Что сегодня сбережешь, Завтра пригодится».
Вывод: относитесь бережно к одежде, а сэкономленные средства можно всегда потратить на другие цели и нужды.
9
Ирина Владимировна Казарцева