Конспект-урока и презентация «Изготовление декоративной заплаты-аппликации» (5 класс)

1
1
Материал опубликован 18 October 2024 в группе

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №6 г. Саратова».

ФИО автора

Медведева Елена Александровна

должность

Учитель-дефектолог

Предмет/направление работы

Труд (технология)

Коррекционно-развивающее

Категория обучающихся для которых предназначен конспект урока с презентацией.

Обучающиеся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

5 класс (1 Вариант)

Тема занятия

«Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации»

Цель занятия

Формировать умение учащихся выполнять наложение заплаты в виде аппликации.

 

Задачи:

Образовательные: ознакомить обучающихся с различными видами заплат, этапами изготовления накладной заплаты - аппликации;

Развивающие: продолжить развивать внимательность и аккуратность в работе, получить сведения об уходе за одеждой и её ремонте, формирование умений выполнения ремонта одежды с использованием аппликации. Развивать умение самостоятельно сравнивать различные предметы

Воспитательные: содействовать воспитанию трудолюбия, бережного отношение к одежде, аккуратности в работе, заинтересованности в конечном результате. Воспитывать трудолюбие, активность, усидчивость.

Коррекционные: развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение, внимание; корректировать речь обучающихся. 

 

Тип занятия

Урок систематизации знаний

Место презентации в рамках данного занятия

Презентация предназначена для использования на уроках труда (технологии) в 5 классах при изучении новой темы «Ремонт одежды» Изучение темы «Ремонт одежды» в коррекционной школе нужно для формирования навыков, необходимых учащимся в быту. Они учатся выполнять различные виды ремонта одежды

Также изучение этой темы позволяет:

Сформировать правильный подход к ремонту одежды. Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнять посильный ремонт, что имеет большое воспитательное воздействие. 

Развивать память, мышление и мелкую моторику рук

Воспитывать точность и аккуратность при выполнении ремонта одежды, трудолюбие, бережное отношение к одежде и эстетический вкус. 

Кроме того, изучение темы «Ремонт одежды» помогает закрепить знания о профессии швейного производства.

/data/files/d1729236524.pptx ("Ремонт одежды Наложение заплата в виде аппликации")


 

Из опыта своей работы могу отметить, что использование ИКТ на уроках труда (технологии) в швейной мастерской способствует повышению эффективности обучения, позволяет формировать и развивать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) ключевые компетенции как: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.


 


 

Тема урока: «Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации».

Цель: Формировать умение учащихся выполнять наложение заплаты в виде аппликации.

Задачи урока:

образовательная: ознакомить обучающихся с различными видами заплат, этапами изготовления накладной заплаты - аппликации;

развивающая: продолжить развивать внимательность и аккуратность в

работе, получить сведения об уходе за одеждой и её ремонте,

формирование умений выполнения ремонта одежды с использованием

аппликации;

воспитательная: содействовать воспитанию трудолюбия, бережного

отношение к одежде, аккуратности в работе, заинтересованности в конечном результате; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

коррекционная: развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение, внимание; корректировать речь обучающихся. 


Оборудование: швейные машины, раздаточный материал.
Материалы: инструменты, оборудование, материалы: хлопчатобумажная ткань, иголка, нитки, портновский мел, ножницы, швейная машина, гладильная доска, утюг, раздаточный материал, образцы поэтапного выполнения аппликации; инструкционно-технологические карты “Наложение заплаты в виде аппликации”.

Тип урока. Сообщение новых знаний.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности класса и учащихся к уроку.

Психологический настрой учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся для дальнейшей работы.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Сообщение новых знаний.

Актуализация учебного материала.

Проблемная ситуация (Слайд 2)

Что, по вашему мнению, произошло у мальчика? А у Вас такое случальсь? Как действовать в такой ситуации?


 

Обсуждение проблемы с учащимися

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со способами ремонта одежды

- Ребята, а вам раньше приходилось ремонтировать одежду?

Вот мы сейчас и проверим, какие виды ремонта одежды вы знаете.

 

Ответы детей.

- Ремонт в месте разрыва ткани, ремонт по распоровшемуся шву,

штопка, наложение заплаты на порванное место ,пришивание вешалки,

пришивание пуговиц. (СЛАЙД 3)

Учитель вывешивает на доске виды ремонта одежды.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со способами ремонта одежды, повторим уже известные виды ремонта, будем учиться выполнять ремонт одежды накладной заплатой в виде аппликации на образце.

А тема нашего урока звучит так: «Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации». (СЛАЙД 4)

-Скажите, какая цель нашего урока?

Ответы детей

Девизом нашего урока будут такие слова: «Где аккуратность там и опрятность» (СЛАЙД 5)

Девочки, как вы понимаете это выражение?

Да, самое главное в нашем внешнем виде – это аккуратность.

Бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считались большим достоинством человека. С аккуратным человеком общаться намного приятнее, чем с неряшливым. И чтобы с вами было приятно общаться, вы тоже должны содержать свои вещи в хорошем состоянии и бережно к ним относиться. Вовремя их стирать, чистить, ремонтировать, утюжить.

3.Рассказ учителя по теме урока.

Одежда иногда требует ремонта, вовремя сделанный ремонт одежды, продлевает срок её носки, экономит наш бюджет, и вы сможете ещё какое – то время радоваться своей любимой вещи.

При ремонте износившиеся участки, детали одежды заменяются новыми: применяется художественная штопка и клеевые способы ремонта изделия.

Но когда место повреждения небольшое, ремонт сделать легко. А как быть, если вырван большой клочок ткани или ткань протёрлась при носке на видном месте? В таких случаях нам на помощь приходят заплаты, которые закрывают собой повреждённые места.

- Как вы думаете, что обозначает слово заплата?

Слово славянского происхождения, производное от латать, чинить.(СЛАЙД 6) Значение слова заплата в наше время: кусок ткани, пришиваемый на одежде в том месте, где она износилась или повредилась в процессе носки. (Запись определения в тетрадь). (СЛАЙД 7)

Заплаты следует ставить аккуратно, стараться, чтобы они были как можно менее заметны. Её можно обработать так хитро, что никто и не догадается, что это заплата. Вот в этом случае к нам на помощь приходит заплата – аппликация.

- Ребята, а кто знает, что такое аппликация?

Аппликация — с латинского «прикладывание» Так называется прием отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала который будет выделяться на фоне основного. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки (СЛАЙД 8) Аппликация может быть отделкой в лёгком платье. Чаще всего аппликация применяется в качестве отделки детской одежды.

СЛОВАРЬ: аппликация

Термоаппликация – это переводная картинка на бумажной или пленочной основе, которая переводится с помощью утюга на текстиль, керамику и другие материалы.

Термоаппликация, просто аппликация, отделанная вышивкой, стразами и т.д. показ образцов аппликаций. Можно сделать аппликацию самим, взять вырезать мотив с шерстяного платка, джинсы или другой ткани, кожи и т.д.

Где же её взять? Можно купить в магазине, сейчас есть большой выбор.

Словарь: термоаппликация

Учитель:

Как вы думаете, какой формы может быть заплата – аппликация? (Ответы детей : геометрическая фигура, цветок, игрушка) (СЛАЙД 9, 10)

Кто знает, как можно прикрепить заплату – аппликацию? (Ответы детей – машинной строчкой прямой или зигзагообразной строчкой, ручными стежками) Рассмотрите образцы заплат – аппликаций. Какими стежками выполнены заплаты-аппликации на образцах? (СЛАЙД 12)

Где нужно прокладывать машинные и ручные строчки? (Ответы детей – по краю или по контуру)

От чего зависит выбор рисунка для аппликации? (Ответы детей: от размера изношенного места, от цвета изделия, от предпочтений хозяина )

(СЛАЙД 13 ,14) При выполнении заплаты - аппликации необходимо знать:

- долевые нити на заплате и на ремонтируемом изделии должны совпадать, иначе после стирки, ткань изделия и заплаты даст усадку в разных направлениях и отремонтированная вещь будет выглядеть неаккуратно, ткань будет стянута;

- нитки для выполнения работы подбирают в цвет заплаты;

- заплата по размеру должна быть больше места разрыва в два раза. (СЛАЙД 15)

Для выполнения такой заплаты подойдёт любая плотная ткань, мягкая кожа или клеёнка контрастного цвета или в цвет изделия.

Выбор материала зависит от материала ремонтируемого изделия.

Сегодня вы будете выполнять накладную заплату в мастерской, где есть производственные машины, и этот ремонт вам доступен. Однако иногда ремонт или обновление одежды трудно выполнить в домашних условиях. Тогда на помощь приходят специальные предприятия службы быта – ателье и мастерские по ремонту одежды. Они выполняют работу по обновлению, ремонту, лицовке одежды. Такие предприятия есть в городах, районных центрах и в сельской местности.(СЛАЙД 16)
Физминутка. Гимнастика для укрепления глазных мышц по Аветисову Э.С.

III. Практическая работа « Наложение заплаты в виде аппликации на образце».

1.Разбор практической работы

Дети читают и разбирают план практической работы .

План работы:

1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны.

2. Раскроить деталь заплаты выбранной формы.

3.Наложить шаблон изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.

4 Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми ручными стежками или зигзагообразной строчкой, удалить нитки строчек временного назначения Приутюжить образец.

 

2 Дать задание по группам

-Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.

1 группа – пришивают заплату аппликацию ручными стежками.

2 группа пришивают заплату - аппликацию машинной зигзагообразной строчкой

Но прежде, чем начать работать, давайте вместе выясним, какие инструменты, и материалы нам понадобятся для выполнения практической работы. Для работы на уроке нужны инструменты и оборудование, а какие мы сейчас узнаем, отгадав загадки.

А) Всех на свете одевает,
Что сошьет, не надевает.
( иголка)
Б) Инструмент бывалый,
Не большой, не малый.
У него полно забот
Он и режет и стрижет.
( ножницы)
В) Гладит все, что касается,
А дотронешься, кусается.
( утюг)
Г) На поляне шерстяной,
Пляшет тонконожка.
Из – под туфельки стальной,
Выползает стежка.
( швейная машина)

Повторение правил техники безопасности. (СЛАЙД 26)

3 Практическая работа

VI Анализ и оценка работы.

Проверка качества работы:  учащиеся проверяют (сравнивают) свои работы с образцом. (СЛАЙД 29)

* Заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань;

* Ручные стежки ровные, частые

* Образец хорошо приутюжен.

Учащиеся анализируют свою работу по параметрам качества и критериям выставляют себе оценку. Самооценка работ по требованию к качеству, оценка работ в парах, оценка учителя.

IV. Закрепление нового материала.

Закрепление нового материала.

«Заплата – аппликация».

-Составление последовательности выполнения заплаты – аппликации

Девочки делятся на 2 группы. 1.Одна группа составляет последовательность по пунктам перепутанного плана.

2.Другая группа размещает образцы предметно - инструкционной карты в порядке их выполнения. Затем сравнивают.

III Подведение итогов

Девочки отвечают на вопросы учителя:

На уроке я узнала…..

На уроке было……

Что мне этот урок дал для жизни?


 

Учитель: Итак, сегодня на уроке швейного дела мы с вами узнали …

- что называется заплатой;

- повторили виды ремонта одежды;

- узнали, для чего нужен ремонт одежды;

- познакомились с видами заплат;

- научились накладывать заплату - аппликацию на изделие;

- узнали последовательность выполнения заплаты – аппликации.

- Как думаете, вам пригодится в жизни этот вид работы?
Говоря о бережливости и экономии, мы невольно вспоминаем пословицу, которой и хотелось бы закончить урок.
«Что сегодня сбережешь, Завтра пригодится».
Вывод: относитесь бережно к одежде, а сэкономленные средства можно всегда потратить на другие цели и нужды.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 




 


 

9

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за творчество

18 October 2024